Цивилизационный (духовно-культурный) подход к праву

Содержание

Слайд 2

Подходы к типологии государства и права

Формационный

Опирается на экономический критерий.
Решает проблему типологии достаточно

Подходы к типологии государства и права Формационный Опирается на экономический критерий. Решает
чётко и универсально, но делает это путём редукционизма.

Цивилизационный

Делает акцент на культурных факторах различного рода.
Выступает в большей степени научно объективным (не концентрируется на 1 стороне общественного развития, охватывает разные).

«История человечества может быть представлена как последовательная смена формаций, причём лишь некоторые из них приобретают всемирное распространение. Но не с меньшим основанием всемирную историю можно представить как закономерное развитие в ходе исторической, культурно-духовной эволюции человечества ряда базовых цивилизаций, различающихся системообразующими принципами культурного строя, которые в разное время проходят сходные формационные ступени».

Слайд 3

Развитие цивилизационного подхода в России

Цивилизационный подход формулируется во второй половине 19-го века

Развитие цивилизационного подхода в России Цивилизационный подход формулируется во второй половине 19-го
на почве русской политико-правовой мысли позднего славянофильства.
Исторически первый вариант цивилизационной типологии государств, обществ, права принадлежит Н.Я. Данилевскому («Россия и Европа: Взгляд на культурные и политические отношения славянского мира к германо-романскому»).
Зарубежные разработчики - О. Шпенглер и А. Дж. Тоинби.
К.Н. Леонтьев «Византизм и славянство» (оперирует понятием «цивилизация» и закладывает основу для цивилизационной типологии государств и правовых систем).

Слайд 4

Далее развитие подхода продолжают мыслители евразийского направления отечественной правовой философии – кн.

Далее развитие подхода продолжают мыслители евразийского направления отечественной правовой философии – кн.
Н.С. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Г.В. Вернадский, Н.Н. Алексеев.
Научно-обоснованная концепция – Л.Н. Гумилев (предложил на примере этноса свою систему стадий, которые он переживает).
В.В. Кожинов и А.С. Панарин (право каждого народа на собственную историю).
Р.В. Насыров «Человек как самоценность» - разделил цивилизации на цивилизации-метрополии и цивилизации-державы.
Российская правовая мысль о цивилизационном подходе к типологии государств и правовых систем насчитывает к сегодняшнему дню уже более 150-ти лет своей истории.

Слайд 5

Развитие цивилизационного подхода за рубежом

Цивилизационный подход формируется в XX-м веке, под влиянием

Развитие цивилизационного подхода за рубежом Цивилизационный подход формируется в XX-м веке, под
Первой мировой войны (первое издание работы О. Шпенглера «Закат Европы» 1918 г.).
Не все работы представителей этого подхода в принципе применимы к государственно- правовой сфере.
Необходимость сравнительного исследования цивилизационного подхода к типологии государств в отечественном и зарубежном традиционализме именно в ключе зарождения начал этого подхода.

Слайд 6

Методологические константы цивилизационного подхода

Отрицание линейности исторического развития в мировых масштабах.
Отсутствует мировая история

Методологические константы цивилизационного подхода Отрицание линейности исторического развития в мировых масштабах. Отсутствует
как явление (с точки зрения отечественного направления), имеет место только история каждого в отдельности культурно-исторического типа.
Цивилизационный подход базируется на юридико-антропологических началах (стержень юридической антропологии).
Иное восприятие мировой карты правовых систем и правовых семей.
Не признает универсальной ценности за юридическим позитивизмом и нормативизмом, ставит акценты на соответствии правопонимания национальной правовой культуре, национальному правосознанию, правовому духу народа, стилю его юридического мышления.

Слайд 7

Выводы

На сегодняшний день духовно-культурологический (цивилизационный) подход в юриспруденции не ограничивается только лишь

Выводы На сегодняшний день духовно-культурологический (цивилизационный) подход в юриспруденции не ограничивается только
вопросами типологии государств.
Цивилизационный подход затрагивает практически все ключевые аспекты правопонимания.
Цивилизационный подход позволяет учитывать культурно-исторический контекст бытия государства и права и способствует смягчению представлений об универсальном понимании государства и права, пригодном для всех времен и народов.

Слайд 8

Источники информации

История и методология юридической науки / Под ред. В.В. Сорокина. –

Источники информации История и методология юридической науки / Под ред. В.В. Сорокина.
М.: Юрлитинформ, 2016.
Калинин С.А. О СОВРЕМЕННОМ ЦИВИЛИЗАЦИОННОМ ИЗМЕРЕНИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА. КЛАССИЧЕСКАЯ И ПОСТКЛАССИЧЕСКАЯ МЕТОДОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ЮРИДИЧЕСКОЙ НАУКИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ. Минск, 2012, стр. 52-61.
Имя файла: Цивилизационный-(духовно-культурный)-подход-к-праву.pptx
Количество просмотров: 33
Количество скачиваний: 0