Устное народное творчество – источник древнейшей истории народа

Содержание

Слайд 2

Народное творчество

Особенности народного творчества чувашей, его ярко выраженный синкретический характер складывались в

Народное творчество Особенности народного творчества чувашей, его ярко выраженный синкретический характер складывались
процессе длительного и сравнительно интенсивного межэтнического культурного и историко-генетического взаимодействия с другими народами на протяжении многих столетий. Основу народного искусства чувашей составляли резьба по дереву, керамика, плетение, вышивка, узорное ткачество, шитье бисером и монетами, достигшие даже при отсутствии промысловых центров высокого уровня развития. Ювелирное искусство – чеканка, инкрустация и т.п. – было развито слабее.

Резьба по дереву

Вышивка

Керамические свистульки

Слайд 3

Национальная вышивка

Самым массовым видом творчества была вышивка(тĕрĕ): ею занималась буквально каждая

Национальная вышивка Самым массовым видом творчества была вышивка(тĕрĕ): ею занималась буквально каждая
чувашская женщина, девушка. Вышивкой украшаются у чувашей верхние мужские и женские рубашки, платки, фартуки и т.п. Характерные черты чувашского орнамента – сочетание приглушенных, в основном красного, с вкраплением золотистого, зеленого и синего цветов с тонким чувством ритма. Композиция чувашской вышивки, мотивы и техника исполнения, имея единую этническую основу, варьируются у разных этнографических групп. В прошлом при вышивании применялось более 30 швов.
C XIX века, с появлением в чувашских деревнях фабричных тканей, начинает применяться аппликация для декоративного оформления костюмов. Чуваши выделялись мастерством художественного тканья поясов с геометрическим орнаментом, тесьмы, витьем шнуров. Особенно искусно украшали они бисером, монетами, мелкими раковинами-ужовками (каури) головные уборы XIX века – хушпу и тухью.

Слайд 4

Резьба по дереву

Резьбой по дереву чуваши обильно украшали домашнюю утварь (чашки,

Резьба по дереву Резьбой по дереву чуваши обильно украшали домашнюю утварь (чашки,
ковши для пива, солонки, кадушки для хранения белья, деревянные ёмкости для продуктов и т.д.), мебель, столбы для ворот, дома, колодцы, другие хозяйственные постройки. Орнамент резьбы в основном был геометрическим и включал отдельные линии, которые составляли различного типа четырёхугольники. Встречались розетки, концентрические круги, так называемые «русские» ворота, появившиеся у чувашей с конца XIX века, украшались рельефной резьбой. Идущими из глубины веков болгарским солярным кругом и «веревочкой». Распространены были у чувашей, в основном уже под влиянием русских, глухая барельефная резьба с растительным орнаментом, а также профильная резьба.

Слайд 5

Мифы чувашей и других тюркоязычных народов

Что такое миф? В древности мифы

Мифы чувашей и других тюркоязычных народов Что такое миф? В древности мифы
( в пер. с греческого – предание, сказание) складывали не для развлечения, а для объяснения, осмысления того, что происходило в мире. Половина всей мифологии занята воспроизведением обыденных фактов ежедневной жизни в вымышленных рассказах о происхождении причине этих фактов. Это были ответы на древние как мир вопросы: откуда и почему?
«Детские вымыслы» народов служили в назидание молодёжи, учили юношество мудрости, хитрости. Мифам верили, потому что в них видели воплощение коллективного опыта и знаний многих поколений предков. У чувашей, как и у других тюркоязычных народов, в прошлом была богатая и своеобразная мифология.

Слайд 6

Мифы, предания, сказания – это прекрасный способ передать потомкам менталитет народа. Это

Мифы, предания, сказания – это прекрасный способ передать потомкам менталитет народа. Это
своеобразный коллективный опыт предков, предающийся от поколения к поколению. Богатая своеобразна мифология дошла до нашего времени, объясняя даже такой сложный момент, как миграционную теорию происхождения чувашского народа. Горы Арамази – не что иное, а горы Северного Кавказа. Прикованный к скале богатырь Улып своей судьбой напоминает греческую судьбу Прометея. Но если вспомнить, что первой столицей Великой Болгарии V-VII вв., далекой прародины чувашского народа, был греческий полис Фанагория на Таманском полуострове, становится многое понятно. Изучая мифы и легенды, ребята учатся определять образ мысли народа, который отражает обычаи и традиционное поведение в жизненных различных ситуациях. Имея пред собой примеры из жизни мифологических героев, очень легко проанализировать сегодняшнее время и понять – в ем образ мышления народа изменился, а в чем остался неизменным.

Слайд 7

Чувашские народные сказки

Сказки являются таким же историческим источником, как и мифы.

Чувашские народные сказки Сказки являются таким же историческим источником, как и мифы.
Они отличаются от них только тем, то имеют большую свободу вымысла.
Чувашские сказки очень похожи на сказки многих других народов. Это объясняется тем, что, проживая в Центральной Азии, которая являлась древнейшим культурным континентом, котлом, в котором потоки народов переселялись, смешивались и вытесняли друг друга, предки чувашей имели сходные условия общественного развития.
Основной мотив всех сказок – возвращение людям великанами или богатырями из народа похищенного счастья.

Слайд 8

Обычаи и обряды в сказках

Сказки сохранили следы очень многих обычаев и обрядов,

Обычаи и обряды в сказках Сказки сохранили следы очень многих обычаев и
большинство из которых связано с представлениями древних о смерти. Многие обычаи в сказках соответствуют исторической действительности. Например, в сказке рассказывается, что девушка закапывает кости коровы в саду и поливает их водой, или в чувашской сказке «Туй-Тупала» герой-богатырь рождается из обломков костыля своего отца.
Часто в сказках рассказывается, что царских детей запирают в подземелье, держат в темноте, подают им пищу так, чтобы этого никто не видел. И в действительности так и делалось. Широко был распространен и магический обряд защиты от злых напастей путем возведения вокруг себя или своего двора при помощи какого-либо предмета, чаще всего топора или ножа, символической «железной ограды» (тимěр карта). Или в тюркской сказке богатырь говорит жене: «Я поеду вперед. Где будет черта – иди. Где будет круг – ночуй». Герой таким образом намечает не только пункты для перекочевки своей семья, но и пытается оберечь её. Не случайно у кочевых народов поселения имели круглую и овальную форму.
Таким образом, сказка дает нам представление о многих явлениях прошлой жизни. Прав был А.С.пушкин: «Сказка – ложь, да в ней намек…»

Слайд 9

Чувашские легенды и исторические сказания

Одним из самых древнейших по происхождению

Чувашские легенды и исторические сказания Одним из самых древнейших по происхождению эпических
эпических сказаний являются сказания о богатырях-исполинах – Улыпах, многие мотивы которых сближаются с «Алпамышем» – богатырским сказанием тюркоязычных народов Урало-Алтая и Средней Азии. Улыпы помогали чувашам корчевать лес, пахать, защищали от врагов.
В большинстве чувашских легенд родиной Улыпа считается гора Арамази, Связанная с Кавказом. Вот одна легенд.

Слайд 10

Близ горы Арамази жил богатырь Улып и содержал несметное количество скота. Но

Близ горы Арамази жил богатырь Улып и содержал несметное количество скота. Но
однажды начались невиданной мощи грозы, дождь полил как из кадки, лавинами неслись воды с горы и затопили луга в долинах. Три дня и три ночи спасал свои стада Улып, однако не справился. На помощь пришел богатырь – кузнец Азамат: он за неделю построил величественный железный мост, сверкающий семью цветами. Мост протянулся от горы Арамази до широкой долины Волги. Улып с матерью перегнал по этому мосту весь свой скот и поселился здесь. И мост исчез. Лишь его изображение появляется летом во время дождя. Чуваши называют его мостом Азамата.
Содержание этих сказаний свидетельствует, что их первоначальные варианты сложились еще среди степных кочевниов-скотоводов, живших в условиях родоплеменных отношений и кочевого быта.
Имя файла: Устное-народное-творчество-–-источник-древнейшей-истории-народа.pptx
Количество просмотров: 286
Количество скачиваний: 3