В зеркале слов

Содержание

Слайд 2

Культура
vs
культа ура

Культура vs культа ура

Слайд 4

Культура – культ ура ?
(внутренняя реконструкция)

Куль – тура
Литера – тура
Макула – тура
Культ

Культура – культ ура ? (внутренняя реконструкция) Куль – тура Литера –
солнца, поклонение солнцу, солнцепоклонничество

*культ ура
*литерат ура
*макулат ура
*культсолнца

Слайд 5

Выдра – выдрать?
(внешняя реконструкция)

вы-др-ать : раз-дор;
вы-бр-ать : вы-бор;
вы-рв-ать : про-рыв.

выдр-а;
норк-а;
белк-а

Но!
ото-рвать – оторв-а

Отглагольные

Выдра – выдрать? (внешняя реконструкция) вы-др-ать : раз-дор; вы-бр-ать : вы-бор; вы-рв-ать
имена

Названия животных

Слайд 7

Самостоятельный поиск

Самостоятельный поиск

Слайд 12

Так что же такое культура?

colō “жить, обрабатывать землю” (древнерусск. коло “колесо”)
colēns “житель,

Так что же такое культура? colō “жить, обрабатывать землю” (древнерусск. коло “колесо”)
туземец, приверженец”
cultūra “возделывание земли”
cultus “попечение о божестве и человеке”

Слайд 13

Работа сознания

Работа сознания

Слайд 15

Интериоризация сенсорных реакций  
[Хамфри Н., Сознание. Пыльца души. М., 2014. 304 с.:

Интериоризация сенсорных реакций [Хамфри Н., Сознание. Пыльца души. М., 2014. 304 с.:
57-58].
Слоистость коры головного мозга человека [Вуд Ф.Г. Морские млекопитающие. Л., 1979: 102].
Способность нервной системы «взаимодействовать со своими собственными внутренними состояниями, как если бы те были независимыми сущностями (У. Матурана) [Психофизиология: учебник для вузов / под ред. Ю.И. Александрова. СПБ., 2007: 381].

Слайд 16

ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ
Отношения «человек-человек» > отношения «элемент-элемент» в структуре психики [Выготский Л.С. Психология.

ЭВОЛЮЦИЯ СОЗНАНИЯ Отношения «человек-человек» > отношения «элемент-элемент» в структуре психики [Выготский Л.С.
М.: ЭКСМО-Пресс, 2000: 615].
«Знак – это другой человек во мне» [Журавлёв И.В. Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности. М.: URSS, 2014: 113].

Слайд 17

«Психическое есть отражение не физиологических процессов в мозгу, а внешнего мира, в

«Психическое есть отражение не физиологических процессов в мозгу, а внешнего мира, в
котором человек живёт и действует. Собственные переживания осознаются опосредованно, через отношение к объекту» [там же: 76].
«Я не могу сравнить себя с самим собой, пользуясь исключительно своими собственными средствами» [Журавлёв И.В. Сознание и миф: что мы делаем, чтобы быть сознательными существами. М.: Либроком, 2017: 104].
«У современного взрослого человека чувственная ступень познания находится во взаимодействии с рациональными формами» [Калантар А.Л. Красота истины. Ереван, 1980: 166].

Бихевиоризм
Отрыв поведения от психики

Психологизм
Отрыв психики от поведения

Слайд 18

Каждый акт моей деятельности и я сам в нем через него тысячами

Каждый акт моей деятельности и я сам в нем через него тысячами
нитей вплетен, многообразными связями включен в объективные образования исторически сложившейся культуры, и мое сознание насквозь опосредствовано ими… Объективная опосредованность сознания позволяет просвечивать сознание человека через анализ его деятельности, в которой сознание формируется и раскрывается (С.Л. Рубинштейн)»
[Брушлинский А.В. Культурно-историческая теория мышления. М., 1968: 74-75].

Слайд 19

Образ – взгляд на вещь «из общественных глаз», сквозь призму общественно закреплённых

Образ – взгляд на вещь «из общественных глаз», сквозь призму общественно закреплённых
способов действия с ней» [Журавлёв И.В. Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности. М.: URSS, 2014: 5].

Слайд 20

ШИЗОФРЕНИЯ
Утрата психикой её социальности, в результате которой внутренняя связь превращается во внешнюю

ШИЗОФРЕНИЯ Утрата психикой её социальности, в результате которой внутренняя связь превращается во
и происходит распад Я [Журавлёв И.В. Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности. М.: URSS, 2014: 114].
Галлюцинации – объективация мысли ( Анри Клод) [там же: 119].
Дислогия – расстройство акта речи при сохранности речевой функции, возникающее в результате снижения бдительности сознания [там же: 122].
Разобщение значения и смысла
(В.И. Аккерман).

Слайд 21

СМЫСЛ
.Смысл – отношение между мотивом и целью деятельности субъекта. Объективизируется в значениях.

СМЫСЛ .Смысл – отношение между мотивом и целью деятельности субъекта. Объективизируется в

Значение объективно. Оно содержится в общественном сознании, будучи закреплено языком [Журавлёв И.В. Семиотический анализ расстройств речемыслительной деятельности. М.: URSS, 2014: 122].

Слайд 22

Ключевые слова

Ключевые слова

Слайд 24

РОД

[Трубачев О.Н. История славянских терминов родства. М.: АН СССР, 1959: 152]

РОД [Трубачев О.Н. История славянских терминов родства. М.: АН СССР, 1959: 152]

Слайд 26

Мужчина и женщина

Мужчина и женщина

Слайд 27

ЛЮБОВЬ

*leubhei- «вызывать желание; нравиться» [ЭССЯ. Т. 15: 174]: слав. любы от любъ

ЛЮБОВЬ *leubhei- «вызывать желание; нравиться» [ЭССЯ. Т. 15: 174]: слав. любы от
“милый”, русск. любой, либо при нем. glauben “верить”.
«Во всех преобразованиях древнего корня отражается идея выбора и предпочтения…мысль о симпатии, о единстве. Любовь как личное чувство к человеку в средневековых текстах вообще не упоминается…» [Колесов В.В. Древняя Русь: Наследие в слове. Кн. 2. Добро и зло. СПб, 2001: 237-278].
Любъве – размышление (Симоновская псалтырь 1270 г.).
Слияние старославянского (любовь-согласие как социальный долг) и древнерусского (любовь-отношение как личное чувство) смыслов в литературном языке [Колесов В.В. : 239].

Слайд 28

СОВЕСТЬ
Старослав. съвѣсть “сознание, мысль (Супрасл. 544,3); совесть (съвѣсть чиста Супрасл. 493,15); свидетельство

СОВЕСТЬ Старослав. съвѣсть “сознание, мысль (Супрасл. 544,3); совесть (съвѣсть чиста Супрасл. 493,15);
(Евх 526, 8-9)”, съвѣдѣние “свидетельство, подтверждение; откровение (Пс 118,99)”.
Древнерусск. съвѣсть (с XI в.) “новость (сказають человѣкомъ совѣсти); разумение, понимание; знание; согласие; указание; чистота; совесть”.
До XVIII в. совестить “сообщать”, совестный “известный”.
Разговорная речь совесть “любовь”.
[Колесов В.В. Древняя Русь: Наследие в слове. В 5 кн. Кн. 3: Битие и быт. СПб.: ФилФак СПбГУ, 2004: 108-109].

Слайд 29

СЛОВО КСЕНОФОНТА
(Византийский сенатор, основатель Афонской обители)

СЛОВО КСЕНОФОНТА (Византийский сенатор, основатель Афонской обители)

Слайд 30

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА

ДРЕВО ПОЗНАНИЯ ДОБРА И ЗЛА

Слайд 31

«Любовь, как и счастье, нельзя взять «в лоб», она «побочный продукт» осознанного

«Любовь, как и счастье, нельзя взять «в лоб», она «побочный продукт» осознанного
бытия… Способность любить требует состояния напряжения, бодрствования, повышенной жизнеспособности, которые могут быть результатом только созидательной и активной ориентации во многих других сферах жизни. Если кто-то не созидателен в других сферах, он не созидателен и в любви…»

Слайд 32

ДОВЕРИЕ

В СРЯ: “готовность признать существование, наличие чего-л., граничащая с убеждённостью; отсутствие сомнения,

ДОВЕРИЕ В СРЯ: “готовность признать существование, наличие чего-л., граничащая с убеждённостью; отсутствие
уверенность; религиозное мировоззрение” [Черных П.Я. ИЭССРЯ. Т.1. М., 1999: 141].
Вера – 1. Уверенность, не основанная на знании (верить в кого, во что); 2. Убеждённость в надёжности, основанная на опыте (верить кому ,чему).
Доверие – открытые ,положительные взаимоотношения между людьми, главным признаком которых является верность.
Доверчивость – чрезмерная уверенность в ком-то.
Имя файла: В-зеркале-слов.pptx
Количество просмотров: 35
Количество скачиваний: 0