Виды тропов и стилистических фигур

Содержание

Слайд 2

Художественные средства выразительности:
Эпитеты: яркое солнце, старая и молодая трава, липкой спиртовой

Художественные средства выразительности: Эпитеты: яркое солнце, старая и молодая трава, липкой спиртовой
берёзы, золотым цветом, невидимые жаворонки, настоящая весна.
Олицетворение: поднявшееся солнце … съело, воздух задрожал, ожившей земли, залились жаворонки, заплакали чибисы, заиграли ягнята, пришла весна.
Сравнение: вылезающая иглами трава.
Гипербола: облетавшаяся пчела.
Метафора: над бархатом зеленей, затрещали голоса баб.

Слайд 3

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их.
Дивно

Спишите текст, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания, объясните их. Дивно устроен
устроен свет наш!... Тот име..т отличного повара но к сож..лению такой маленький рот что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой име..т рот в..личиной в арку главного штаба, но, увы! должен довольствоват..ся каким(нибудь) немецким обедом из к..ртофеля. (Н.В.Гоголь)
- Какие тропы использует автор, чтобы подчеркнуть создаваемый контраст?
- Что такое литота?
- Что такое гипербола?

Слайд 4

Дивно устроен свет наш!... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению,

Дивно устроен свет наш!... Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой
такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиной в арку главного штаба, но, увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.В.Гоголь)

Слайд 5

средства художественной выразительности

тропы стилистические фигуры
эпи´тет 1) ана´фора, эпи´фора, параллели´зм
гипе´рбола 2)

средства художественной выразительности тропы стилистические фигуры эпи´тет 1) ана´фора, эпи´фора, параллели´зм гипе´рбола
антите´за, града´ция, инве´рсия
лито´та 3) э´ллипсис, умолча´ние, ритори´ческое обращение
мета´фора 4) ритори´ческий вопрос, многосою´зие, бессою´зие
сравне´ние
ТРОП – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности.
Стилистические фигуры (фигуры речи) – это особые синтаксические построения, которые служат для создания образной речи, усиления выразительности текста.

Слайд 6

Анафора, эпифора, параллелизм.
Ана'фора (единоначалие) – повторение отдельных слов или оборотов в

Анафора, эпифора, параллелизм. Ана'фора (единоначалие) – повторение отдельных слов или оборотов в
начале предложений, из которых состоит высказывание.
Коль любить, так без рассудку,
Коль грозить, так не на шутку,
Коль ругнуть, так сгоряча,
Коль рубнуть, так уж сплеча!
(А.К.Толстой)
Эпи'фора (концовка) – повторение слов или выражений в конце соседних, смежных предложений.
Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник? (Н.В.Гоголь.)
Параллели'зм – одинаковое синтаксическое построение соседних предложений, одинаковое расположение в них сходных членов предложения.
Воды глубокие
Плавно плывут.
Люди премудрые
Тихо живут. (А.С.Пушкин)

Слайд 7

Антитеза, градация, инверсия.
Антите'за – противопоставление образов, понятий.
Л.Н.Толстой. «Война и мир».
Града'ция

Антитеза, градация, инверсия. Антите'за – противопоставление образов, понятий. Л.Н.Толстой. «Война и мир».
– это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающее значение, благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов.
Приехав домой, Лаевский и Надежда Фёдоровна вошли в свои тёмные, душные, скучные комнаты. (А.П.Чехов.)
Инве'рсия – особое расположение слов, нарушающее обычный порядок. Благодаря этому слово, занимающее необычное место, резко выделяется, привлекая к себе внимание.
Свирепствуй, океан мятежный… (С.А.Есенин)

Слайд 8

Эллипсис, умолчание, риторическое обращение.
Э'ллипсис – пропуск одного из членов предложения, легко

Эллипсис, умолчание, риторическое обращение. Э'ллипсис – пропуск одного из членов предложения, легко
восстанавливаемого по смыслу.
Мужики – за топоры. (А.Толстой.)
Умолча'ние – намеренный отрыв высказывания, передающий эмоциональность, взволнованность речи и предполагающий, что читатель (или слушатель) догадается, что именно осталось невысказанным.
Нет, я хотел… быть может, вы… я думал, что уж барону время умереть. (А.С.Пушкин.)
Ритори'ческое обращение – это подчёркнутое обращение к кому-нибудь или чему-нибудь, с помощью которого автор выражает своё отношение к тому или иному объекту, даёт его характеристику.
Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
(А.С.Пушкин.)

Слайд 9

Риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие.
Ритори'ческий вопрос - вопрос, обращённый к читателю, не

Риторический вопрос, многосоюзие, бессоюзие. Ритори'ческий вопрос - вопрос, обращённый к читателю, не
требующий ответа. Используется для привлечения читательского внимания.
Кто не проклинал станционных смотрителей, кто с ними не бранивался? (А.С.Пушкин.)
Многосою'зие – стилистическая фигура, в которой повторяющиеся союзы служат для логического и интонационного подчёркивания соединяемых союзами членов предложения.
И синего моря обманчивый вал
В часы роковой непогоды,
И пращ, и стрела, и лукавый кинжал
Щадят победителя годы…
(А.С.Пушкин)
Бессою'зие – намеренный пропуск союзов, придающий тексту динамизм, стремительность.
Швед, русский – колет, рубит, режет.
Бой барабанный, клики, скрежет,
Гром пушек, топот, ржанье, стон…
(А.С.Пушкин.)

Слайд 10

Упр. 497.
Задание: Найдите в стихотворениях русских поэтов тропы и

Упр. 497. Задание: Найдите в стихотворениях русских поэтов тропы и стилистические фигуры.
стилистические фигуры.
1 вариант – «В дороге» (И.Тургенев).
2 вариант – «Старая яблоня» (И.Бунин).
Эпитеты:
Олицетворение:
Анафора:
Градация:
Антитеза:
Инверсия:

Слайд 11


Эпитеты: 1) седое, печальные, обильные страстные, тихого, любимые, странной, родное, далёкое,

Эпитеты: 1) седое, печальные, обильные страстные, тихого, любимые, странной, родное, далёкое, широкое;
широкое; 2) кудрявом, благовонном, блаженным, завистливых и злых, дорогая.
Олицетворение: 1) ропот колёс; 2) пчёл и ос, завистливых и злых; старишься.
Анафора: 2) вспомнишь обильные страстные речи; вспомнишь разлуку с улыбкою странной.
Градация: 1) взгляды, так жадно, так ловко ловимые.
Антитеза: 1) первые встречи, последние встречи; родное, далёкое.
Инверсия: 1) утро туманное, утро седое; нивы печальные, снегом покрытые; звуки любимые; с улыбкою странной; ропот колёс непрестанный; в небо широкое; 2) подруга дорогая.

Слайд 12

Оксю´морон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг

Оксю´морон – стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу,
другу, логически исключающих одно другое.
Л.Н.Толстой. «Живой труп».
Имя файла: Виды-тропов-и-стилистических-фигур.pptx
Количество просмотров: 164
Количество скачиваний: 0