Влияние рационализма на базовые идеи и принципы романо-германского права

Слайд 2

Рационализм

от лат. ratio – разум
«Континентальный рационализм»
= метод, согласно которому основой познания и

Рационализм от лат. ratio – разум «Континентальный рационализм» = метод, согласно которому
действия людей является разум
= философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания и поведения людей являются принципы разума
= философско-мировоззренческая установка, согласно которой истинными основаниями бытия, познания, развития и поведения людей являются принципы разумной целесообразности
= «сгусток идей , которые сводятся к убеждению, что мир действует так же, как действует разум человека, мыслящего логически и объективно; поэтому <...> человек может понять все, с чем сталкивается в жизни» (Крейн Бринтон)
В отличие от эмпиризма, более тесно связан со средневековой традицией
Ориентация на методологические и гносеологические проблемы
Построение универсальных систем , основанных на очевидных принципах, из которых методом рассуждений выводилось знание о мире в целом
Противопоставление рационализма и дедуктивного метода романо-германского права эмпиризму и индуктивному мышлению англо-американского права
Право в странах романо-германского права (университетский академизм) – умопостигаемая идея, которую следует найти в тексте, а социальный опыт должен быть подстроен под эту идею (в отличие от англо-американского права практической направленность, основа которого - опыт)

Слайд 3

Представители

Г.В. Лейбниц (1646 – 1716 гг.)
«Рассуждение о метафизике», «Новая система природы», «Новые

Представители Г.В. Лейбниц (1646 – 1716 гг.) «Рассуждение о метафизике», «Новая система
опыты о человеческом разуме», «Монадология».
Истины необходимые («истины разума») и случайные («истины факта»). К числу первых относил понятия «субстанция», «бытие», «причина», «действие», «тождество» и т.д. Источником этих истин является только разум.
философию должна отличать универсальность, всеобщность основных принципов и строгость суждений, поэтому важно всесторонне исследовать человеческий разум

Р. Декарт (1596-1650 гг.)
«Рассуждение о методе», «Размышление о первой философии», «Начала философии», «Животное-машина».
- обосновал ведущую роль разума в познании
выдвинул теорию о научном методе познания и о "врожденных идеях«: используя дедукцию, в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приемы, получить (выводить) новые, также достоверные знания.

Н. Макиавелли(1469-1527 гг.)
«Государь»
- Отказ от следования гипотетическим государем в своих изысканиях каким-либо источникам и авторитетам, кроме разума и опыта

Б.Спиноза (1632-1677 гг.)
«Этика, доказанная геометрическим способом» и «Богословско-политический трактат».
- есть одна лишь материальная субстанция, основными атрибутами которой являются протяженность и мышление. Таким образом, вся природа является живой и не только потому, что она есть Бог, но и потому, что ей присуще мышление.