Содержание
- 2. Об интересном. Познание и эмоции. Любовь к знанию. План
- 3. Об интересном
- 4. В своем трактате «Об интересном» А. Шопенгауэр рассматривает смысл понятия «интересное». Что делает драматическое произведение интересным?
- 5. «С напряженным вниманием ожидаем мы развития событий, с любопытством следим за их развязкой, ощущаем действительное сердцебиение
- 6. Однако чистое познание, по Шопенгауэру, не приводится в движение волей. «Поэтическим произведением подобного рода приводится в
- 7. «Интересное не всегда необходимым образом соединено с прекрасным. Но и обратно, прекрасное не соединено необходимым образом
- 8. Проблема, которую пытается решить Шопенгауэр, состоит в том, почему то, что представляет собой великое когнитивное достижение
- 9. Тот, который дает Шопенгауэр: о чистом познании вообще нельзя говорить в терминах «интересно» или «скучно». Т.е.
- 10. Цинический ответ: нет ничего самого по себе «объективно» интеллектуально ценного. Проблема поставлена некорректно. Всякая ценность –
- 11. Умственное действие, как и любое действие, для запуска требует «интереса», мотивации. Эта мотивация может быть разнообразной:
- 12. «Не смеяться, не плакать, не проклинать, а понимать» (Б. Спиноза) Познание и эмоции
- 13. Эмоции отличны от разума и могут вступать с ним в конфликт, но Сократ полагал, что если
- 14. Марта Нуссбаум (2003): Оценочные убеждения являются концептуально первичными для эмоций. Например, эмоция гнева возникает тогда и
- 15. Согласно другой позиции, эмоции не могут быть вызваны одним только знанием. Джесси Принц (2004): эмоции зависят
- 16. Принц тем не менее признает, что мы можем сознательно регулировать реакцию на эти телесные сигналы, заменяя
- 17. Аристотель отвечает Сократу, что эмоции способны пересилить разум и помешать знанию. В качестве примера он приводит
- 18. Прежде, чем говорить о роли эмоций для познания, необходимо разделить два вида эмоций: когнитивные (направленные на
- 19. Примеры: Любящий родитель ребенка-аутиста становится практически экспертом в области аутизма ради своего ребенка. Влюбленный хочет добиться
- 20. Isen A., Daubman K. (1987) Исследователи предлагали респондентам решить различные задачи на когнитивную гибкость. В частности,
- 21. Также исследователи провели следующий эксперимент [Estrada C., Isen A., Young M. 2004]. Они пригласили ряд интернов
- 22. Негативные эмоции с эволюционной точки зрения играют важную роль в выживании: они дают обратную связь, что
- 23. Психологи исследовали когнитивные следствия зависти (Hill, DelPriore, Vaughan, 2011). В частности, исследовалось влияние зависти на внимание
- 24. Позитивные эмоции, в целом, расслабляют и поэтому способствуют творческому мышлению, что позволяет решать комплексные проблемы.
- 25. Негативные эмоции, в целом, ограничивают мышление, но способствуют повышению концентрации внимания.
- 26. Любовь к знанию «Ничто великое не делается без страсти» Г.В.Ф. Гегель
- 27. В большинстве случаев познание запускается только благодаря некоторому внешнему по отношению к познанию импульсу. Р. Робертс
- 28. Hamby “Willingness to Inquire: The Cardinal Critical Thinking Virtue” (2015). Желание познавать есть ключевая интеллектуальная добродетель:
- 29. То, что любовь к познанию есть одно из высших интеллектуальных совершенств, не есть нечто новое в
- 30. (Кремер, 2014) По-гречески, истина – это «алетейя», букв. «несокрытое» - отрицательное понятие, а ложь – «псевдос»
- 31. Философы, как правило, разделяют понятия любознательность и любопытство. А. Августин (5 в. н.э.): «Наслаждение ищет лишь
- 32. Хайдеггер «Бытие и время», § 36: «Любопытство озабочивается видением не чтобы понять увиденное, т.е. войти в
- 33. Ф. Ницше восхваляет любопытство: «Но любопытство, подобное моему, все же остается приятнейшим из всех пороков, –
- 34. Паоло Вирно (2001): Для Августина и Хайдеггера любопытство – это извращенная любовь к знанию, эпистемологическая похоть.
- 35. Ницше презирает любопытство как простое «amour-plaisir» [фр. удовольствие], как дилетантизм, как собирание фактов. Когда он восхваляет
- 36. Робертс и Вуд (2007) выделяют несколько разновидностей того, что они называют «испорченной эпистемической волей»: 1) отсутствие
- 37. Для познания требуются усилия, а субъект просто интеллектуально ленив. Субъект может достигнуть определенного интеллектуального порога, который
- 38. Дж. Локк («О пользовании разумом»): «Но индифферентное отношение к тому, усваиваем ли мы истину или ложь,
- 39. Речь не о том, что внешняя (прагматическая) мотивация является плохой сама по себе. Например, интеллектуальная ценность
- 40. Х. Баттали (2010) существует интеллектуальный аналог такого морального порока, как потворство своим желаниям (сверх меры наедаться
- 41. Г. Гегель «Энциклопедия»: «Кто хочет достигнуть великого, тот должен, как говорит Гёте, уметь ограничивать себя. Кто
- 42. Иногда люди сознательно стремятся к незнанию. Примеры: - Люди не хотят знать, сколько они на самом
- 43. Приложение. Что интересует современных философов?
- 44. ТОП-50 ключевых слов в области «Философия» на основе выборки из 65000 публикаций в рецензируемых журналах за
- 46. Скачать презентацию