Возникновение и развитие бытового жанра в русском искусстве

Содержание

Слайд 2

Бытовой жанр, или даже просто «жанр», в искусстве — изображение сцен и

Бытовой жанр, или даже просто «жанр», в искусстве — изображение сцен и
событий, почерпнутых в повседневности, отражающих этапы жизни человека от рождения до смерти, его труд, отдых, развлечения.
Термин происходит от французского слова genre (от лат. genus, родительный падеж generis — род, вид) и в переводе означает «род, порода, стиль».
Этим словом в XVII–XVIII вв. обозначали картины, имевшие предметом изображения широко понятую и непритязательную окружающую реальность.

Слайд 3

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780г. - 1847г.

Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист.

Автопортрет 1830

Венецианов Алексей Гаврилович. 1780г. - 1847г. Мастер бытового жанра, портретист, пейзажист. Автопортрет 1830 г.
г.

Слайд 4

В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он

В 1807 году Венецианов переселился в Петербург, поступил на службу. Одновременно он
серьезно занялся живописью — брал уроки у Боровиковского
Во время Отечественной войны 1812 г. совместно с И. Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов. Занимался также жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни.
В 1818 году Венецианов оставил службу и стал подолгу жить в Тверском имении Сафонкове, воплощая в живописи свои новые художественные представления.
Организовал собственную художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек

Из биографии художника…

Слайд 5

Художника влекли живая русская природа, простые люди, их труд и образ жизни,

Художника влекли живая русская природа, простые люди, их труд и образ жизни,
напрямую связанные с землёй.

Сенокос

Крестьянские дети в поле 1810 г.

Слайд 6

Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни человеческой».
Фигуры,

Венецианов создал целую серию «крестьянских» полотен, которые назвал «портретами жизни человеческой». Фигуры,
натуралистически воспроизведенные на них, иногда воспринимаются несколько статичными и непропорциональными по сравнению с окружающим пейзажем.
Женщины на его картинах не идут, а плывут над землей, их образы мифологизированы и напоминают богинь.

Захарка.1825 ГТГ

Жница. 1826

Встреча у колодца. 1843

Слайд 7

Крестьяне в полотнах Венецианова красивы,
полны благородства.

Кормилица с ребенком. 1830

Девушка с васильками.

Крестьяне в полотнах Венецианова красивы, полны благородства. Кормилица с ребенком. 1830 Девушка с васильками. 1820
1820

Слайд 8

В многофигурных композициях художника очень большую роль играли пейзаж и интерьер. Но

В многофигурных композициях художника очень большую роль играли пейзаж и интерьер. Но
важнейшим их новаторским отличием был дух деревенской простоты и естественности, дух той близости земле, который отражает внутреннюю суть людей, живущих на ней и обрабатывающих ее своими руками.

Сенокос

Слайд 9

Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно" (1821, ГРМ), над которой

Центральным произведением в творчестве художника явилась картина "Гумно" (1821, ГРМ), над которой
он работал более трех лет. Изображая обычную сцену, Венецианов с большой естественностью передает пространство помещения, освещенного потоком света, льющегося с двух противоположных сторон. Интересно отметить, что художник спилил переднюю стенку настоящего гумна в своем имении, чтобы писать его с натуры и более точно передать освещение.

Слайд 10

В картине "На пашне. Весна" (1820) тема труда переплетается с темой материнства,

В картине "На пашне. Весна" (1820) тема труда переплетается с темой материнства,
с темой красоты родной природы.
Венецианов изобразил весенний пейзаж с широкими просторами полей, первыми побегами листвы, легкими облаками на синем небе.

Слайд 11

Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника -- "На

Лучшее и наиболее совершенное в художественном отношении жанровое полотно художника -- "На
жатве. Лето" (1820) отличается лирико-эпическим восприятием окружающей действительности.
Художник дал почувствовать разгар русского лета - пору деревенской страды -- со сверкающими золотистыми нивами, знойным небом.

Слайд 12

Одна из сцен крестьянского быта, характерная для творчества Венецианова. На переднем плане

Одна из сцен крестьянского быта, характерная для творчества Венецианова. На переднем плане
изображена мать художника, Анна Степановна.
В работе «Жнецы» автор отдает дань так называемой «картине-обманке» – он изображает бабочек столь иллюзорно, что с первого взгляда и не разобрать, нарисованы ли они или, быть может, сидят на поверхности холста.

«Жнецы». сер.1820

Слайд 13

К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку

К самым поэтическим произведениям Венецианова, проникнутым умиротворенностью и покоем, любовью к человеку
и природе, принадлежит небольшая картина "Спящий пастушок" (1823--1826, ГРМ). Пейзаж в картинах Венецианова являлся уже не просто фоном, а играл активную роль в передаче настроения, в решении образа.

Слайд 14

Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико.
Он был одним из

Значение Венецианова в истории русского искусства чрезвычайно велико. Он был одним из
первых художников, посвятивших свое творчество изображению крестьян и утвердивших бытовой жанр в качестве равноправной и важной области в искусстве.
В полотнах художника предстали народные образы, преисполненные душевного благородства и большого человеческого достоинства.

Слайд 15

Федотов Павел Андреевич

Основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины

Автопортрет .

Федотов Павел Андреевич Основоположник совершенно нового для России жанра бытовой сатирической картины Автопортрет . 1830 г.
1830 г.

Слайд 16

Из биографии…

Родился в Москве в семье отставного офицера. По желанию отца он

Из биографии… Родился в Москве в семье отставного офицера. По желанию отца
окончил Первый Московский кадетский корпус и отправился в Петербург.
В свободные от службы часы посещал рисовальные классы Академии художеств и залы Эрмитажа
Несколько портретов однополчан сделали Федотова известным.

Слайд 17

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля

«Встреча в лагере лейб-гвардии Финляндского полка великого князя Михаила Павловича 8 июля 1837 года»
1837 года»

Слайд 18

В 1844 г. Федотов вышел в отставку и решил осуществить свою мечту:

В 1844 г. Федотов вышел в отставку и решил осуществить свою мечту:
стать наконец профессиональным художником. Днём он наблюдал и запоминал любопытные сценки на улицах Петербурга, а по вечерам рисовал. Сначала Федотов работал в графических техниках: карандаше, акварели и сепии, позднее перешёл к живописи маслом. .
Федотову изображал самые обыденные жанры, освещенные самым добродушным юмором автора

Слайд 19

Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки,

Утро чиновника, получившего первый крестик и представляла чиновника, еле опомнившегося после пирушки,
данной им по случаю получения ордена. Сам чиновник изображен в убогом халатике, с головой, завитой в папильотки, необутым и пререкающимся с кухаркой, которая показывает ему проносившиеся подошвы его сапог. В общей композиции чувствуется прямое влияние английских жанристов, особенно в трактовке сюжета.

Свежий кавалер. 1846 г. ГТГ

Слайд 20

«Разборчивая невеста» (1847,ГТГ) написана на текст известной басни Крылова. В этом произведении

«Разборчивая невеста» (1847,ГТГ) написана на текст известной басни Крылова. В этом произведении
не могли не признать истинного таланта даже такие ярые поклонники монументальной живописи, как Брюллов, и советовали Федотову продолжать занятия в том же направлении .

Слайд 21

Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" . Он

Этапной картиной, принесшей Федотову славу и известность, явилась "Сватовство майора" . Он
сделал объектом своей критики мораль людей различных сословий, людей, превращающих брак в средство наживы, в сделку. В этом звучал приговор уродливым явлениям быта, которые в николаевской России никого не удивляли. Если вдуматься в происходящее на картине "Сватовство майора" -- нетрудно понять, что на глазах у всех свершается страшная в своем цинизме торговля человеком.

Слайд 22

"Сватовство майора" 1848 ГТГ

"Сватовство майора" 1848 ГТГ

Слайд 23

«Завтрак аристократа» 1849, ГТГ

Напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый жест

«Завтрак аристократа» 1849, ГТГ Напряженная поза светского хлыща, показанного в центре, торопливый
его рук, прячущих кусок хлеба от нежданного гостя, раскрывают никчемность и ничтожество аристократа, промотавшего состояние.

Слайд 24

В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- "Вдовушка"

В 1852 году появилась одна из первых драматических картин художника -- "Вдовушка"
(ГТГ). С большим сочувствием рассказал Федотов о горестной судьбе одинокой женщины, оставшейся без мужа и ожидающей ребенка.

Слайд 25

Характером замысла продиктована и тревожная, напряженная цветовая гамма картины "Анкор, еще анкор!"(1850--1851,

Характером замысла продиктована и тревожная, напряженная цветовая гамма картины "Анкор, еще анкор!"(1850--1851,
ГТГ) -- сочетание красновато-коричневых тонов интерьера и холодного, интенсивно синего квадратика неба в небольшом окне. Это произведение -- вершина творческого развития художника, один из шедевров русской реалистической живописи XIX века .

Слайд 26

В последней картине Федотова тема карточной игры развивается в загадочное драматическое действие.

В последней картине Федотова тема карточной игры развивается в загадочное драматическое действие.
Странная комната освещена свечами, отчего вокруг пляшут зловещие тени. Игра закончена, и трое игроков встали, разминая затёкшие от долгого сидения тела. Лиц у них как будто нет. Можно рассмотреть лишь лицо проигравшего, который сидит за столом в оцепенении. Он похож на Федотова. На стене висят пустые рамы — три игрока словно вышли из них.

"Игроки" (1852, ГРМ)

Слайд 27

Не было бы Федотова — русская живопись, быть может, еще долго бы

Не было бы Федотова — русская живопись, быть может, еще долго бы
не обращалась к правдивому воспроизведению отечественного быта с его недостатками и светлыми сторонами. В. В. Стасов писал: “Федотов умер, произведя на свет едва лишь маленькую крупинку из того богатства, каким была одарена его натура. Но эта крупинка была чистое золото и принесла потом великие плоды”.
Имя файла: Возникновение-и-развитие-бытового-жанра-в-русском-искусстве.pptx
Количество просмотров: 397
Количество скачиваний: 4