Слайд 2Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово.
Слайд 4 История Жостовского промысла восходит к началу ХIХ века, когда в ряде подмосковных
сел и деревень бывшей Троицкой волости – Жостово, Осташково, Хлебниково, Троицком - возникли мастерские по изготовлению расписных лакированных изделий из папье-маше.
Промысел расписных металлических подносов возник в середине XVIII в. В 1830 году производство подносов в Жостово и окрестных селениях увеличилось. Появились первые металлические кованые подносы, украшенные цветочной росписью. Возникновение жостовского расписного подноса связывается с фамилией братьев Вишняковых.
Слайд 5 Основной мотив жостовской росписи – цветочный букет. В самобытном искусстве жостовских мастеров
реалистическое ощущение живой формы цветов и плодов сочетается с декоративной обобщенностью, родственной русской народной кистевой росписи на сундуках, берестяных туесах, прялках и т.п.
Слайд 7Замалёвка.
Разбавленной краской на подготовленную поверхность художник наносит силуэты цветов и листьев в
соответствии со своим замыслом. При этом необходимо следить за красотой и выразительностью силуэта цветов, бутонов, листьев и стеблей, за ритмичным расположением красочных пятен, за соотношением масштаба росписи и фона подноса. Замалевок сушится в сушильных шкафах в течение двенадцати часов при определенной температуре.
Слайд 9Тенёжка.
Полупрозрачными красками художник наносит цветные тени. Слово «тенёжка»—созвучно слову «тень». У цветов
появляется объём, обозначаются теневые места растений.
Слайд 10Прокладка цветом.
Один из самых ответственных этапов послойного жостовского письма. Форма букета обретает
плоть — уточняются многие детали, высветляется и реализуется контрастный или более гармоничный строй всей композиции. операции направленные на подчёркивание объема.
Слайд 11Бликовка.
Наложение бликов выявляет свет и объём. Букет кажется освещенным множеством независимых источников
света. Бликовка создает настроение и колорит.
Слайд 12Чертёжка.
Это заключительная часть работы над букетом. При помощи специальной тонкой кисти художник
наносит небольшие, но очень значительные штрихи — рисует прожилки и кружевные края на листочках, «семена» в центре чашечек цветов.
Слайд 13Привязка.
Предпоследний этап росписи подноса, когда уже готовый букет как бы вживается в
фон изделия. При помощи тонких стебельков, травинок и усиков букет оформляется в единое целое и связывается с фоном.
Слайд 14Уборка краёв подноса.
Украшение борта подноса, состоящее из геометрических или растительных узоров. Уборка
может быть скромной, а может соперничать с роскошными старинными рамами для картин. Без уборки изделие выглядит незаконченным.
Слайд 16Наводка зеркального блеска.
С помощью тончайшего мелового порошка поднос затирается ладонями до блеска,
а затем натирается парафином, чтобы еще больше блестел.
Слайд 17 Жостовским букетам присуща яркость красок. Наряду с традиционным черным фоном создаются красные,
синие, зеленые, край подноса украшают легким, ажурным растительным орнаментом.