Зинаида Гиппиус

Содержание

Слайд 2

Биография


Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в городе Белёве. Отец, Николай

Биография Зинаида Николаевна Гиппиус родилась 8 (20) ноября 1869 года в городе
Романович Гиппиус, известный юрист; мать, Анастасия Васильевна, была дочерью екатеринбургского  оберполицмейстера.
Семья часто переезжала с места на место, из-за чего дочь не получила полноценного образования; различные учебные заведения она посещала урывками, готовясь к экзаменам с гувернантками.

назад

Слайд 3

Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет. Уже для первых поэтических

Стихи будущая поэтесса начала писать с семи лет. Уже для первых поэтических
упражнений девочки были характерны самые мрачные настроения.
«Я с детства ранена смертью и любовью», — позже признавалась Гиппиус.
«Она с начала своих дней живет как бы вне времени и пространства, занятая чуть ли ни с пелёнок решением вечных вопросов» - отмечал один из биографов поэтессы.

назад

Слайд 4

В 1888 Гиппиус познакомилась с Д. С. Мережковским.
Ощутив мгновенную духовную и интеллектуальную

В 1888 Гиппиус познакомилась с Д. С. Мережковским. Ощутив мгновенную духовную и
близость со своим новым знакомым, семнадцатилетняя Гиппиус на его предложение о замужестве не задумываясь ответила согласием. 
Союз с Мережковским, как отмечалось впоследствии, «дал смысл и мощный стимул всей её исподволь совершавшейся внутренней деятельности, вскоре позволив юной красавице вырваться на огромные интеллектуальные просторы», а в более широком смысле — сыграл важнейшую роль в развитии и становлении литературы «Серебряного века».

назад

Слайд 5

Отношение к революции

События Революции 1905-1907 стали переломными в жизненной творческой биографии З.

Отношение к революции События Революции 1905-1907 стали переломными в жизненной творческой биографии
Гиппиус.
Если до этого времени социально-политические вопросы находились вне сферы поэтессы, то после 9 января, которое, по словам писательницы, «перевернуло» ее, актуальная общественная проблематика, «гражданские мотивы» становятся доминирующими в ее творчестве, в особенности — в прозе.
З. Гиппиус и Д. Мережковский становятся непримиримыми противниками самодержавия, борцами с консервативным государственным устройством России («Да, самодержавие — от Антихриста», — пишет Гиппиус в это время).

назад

Слайд 6

Октябрьская революция ужаснула Мережковского и Гиппиус: оба восприняли её как воцарение «царства Антихриста»,

Октябрьская революция ужаснула Мережковского и Гиппиус: оба восприняли её как воцарение «царства
торжество «надмирного зла». В конце 1917 года Гиппиус всё ещё имела возможность печатать антибольшевистские стихи в сохранившихся газетах. Следующий, 1918 год, прошёл под знаком подавленности.  
В октябре Гиппиус признавала:
«Все в ком была душа, — и это без различия классов и положений, — ходят, как мертвецы. Мы не возмущаемся, не страдаем, не негодуем, не ожидаем… Встречаясь, мы смотрим друг на друга сонными глазами и мало говорим. Душа в той стадии голода (да и тело!), когда уже нет острого мученья, наступает период сонливости».
Поэтическим документом времени, отразившем отношение Гиппиус к происходившему в 1917—1918 годах, стал сборник «Последние стихи. 1914—1918»

назад

Слайд 7

Анализ творчества

Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889—1892 годы) принято считать этапом

Анализ творчества Начало литературной деятельности Зинаиды Гиппиус (1889—1892 годы) принято считать этапом
«романтически-подражательным»: в её ранних стихотворениях и рассказах критики того времени усматривали влияния Надсона, Рескина, Ницше. После появления программной работы Д. С. Мережковского творчество Гиппиус приобрело отчетливо «символистский» характер; более того, впоследствии её стали причислять к числу идеологов нового модернистского движения в русской литературе.

назад

Слайд 8

Заметным событием в литературной жизни России начала XX века стал выход

Заметным событием в литературной жизни России начала XX века стал выход первого
первого сборника стихотворений З. Гиппиус в 1904 году. Критика отметила здесь «мотивы трагической замкнутости, отрешённости от мира, волевого самоутверждения личности». Единомышленники отмечали и особую манеру «поэтического письма, недоговоренности, иносказания, намека. И. Анненский считал, что «ни один мужчина никогда не посмел бы одеть абстракции таким очарованием», и что в этой книге наилучшим образом воплотилась «вся пятнадцатилетняя история… лирического модернизма» в России.

назад

Слайд 9

Гораздо более ярким и спорным, чем прозаический, был поэтический дебют Гиппиус.

Гораздо более ярким и спорным, чем прозаический, был поэтический дебют Гиппиус. Если
Если в прозе она сознательно ориентировалась «на общий эстетический вкус», то стихи Гиппиус воспринимала как нечто крайне интимное, созданное «для себя» и творила их, по собственным словам, «словно молитву».
Во многом именно «молитвенность» давала повод критикам для нападок: утверждалось, в частности, что, обращаясь к Всевышнему (под именами Он, Невидимый, Третий), Гиппиус устанавливала с ним «свои, прямые и равные, кощунственные отношения», постулируя «не только любовь к Богу, но и к себе».

назад

Слайд 10

Некоторые исследователи считали, что творчество Гиппиус отличает «характерная неженственность»; в её

Некоторые исследователи считали, что творчество Гиппиус отличает «характерная неженственность»; в её стихах
стихах «всё крупно, сильно, без частностей и мелочей. Другие предостерегали от однозначных оценок: «Когда задумываешься, где у Гиппиус сокровенное, где необходимый стержень, вокруг которого обрастает творчество, где — 'лицо', то чувствуешь: у этого поэта, может быть, как ни у кого другого, нет единого лица, а есть — множество…»

назад

Слайд 11

В 1900-х годах Гиппиус заявила о себе и как драматург.  Её самым

В 1900-х годах Гиппиус заявила о себе и как драматург. Её самым
удачным драматическим произведением считается «Зелёное кольцо» (1916); пьеса, посвящённая «людям завтрашнего дня», была поставлена Вс.Э.Мейерхольдом в  Александринском театре.
Важное место в творчестве З. Гиппиус занимали критические статьи. Впрочем, её суждения отличались как «большою вдумчивостью», так и «крайнею резкостью и порою недостатком беспристрастия». Согласно «Литературной энциклопедии» зарубежное творчество Гиппиус «лишено всякой художественной и общественной ценности, если не считать того, что оно ярко характеризует ‘звериный лик’ эмигрантщины».

назад

Слайд 12

Последние годы

 Последние годы супруги вели трудную и бедную жизнь. Парижская квартира Мережковских

Последние годы Последние годы супруги вели трудную и бедную жизнь. Парижская квартира
была описана за неплатёж, им приходилось экономить на малом. Смерть Дмитрия Сергеевича явилась для Зинаиды Николаевны сильнейшим ударом. На эту утрату наложились и две других: за год до этого стало известно о кончине Философова; в 1942 году умерла её сестра Анна.
Вдова писателя посвятила свои последние годы работе над биографией покойного мужа; эта книга осталась неоконченной и была издана в 1951 году.
В последние годы Гиппиус вернулась к поэзии: взялась за работу над поэмой «Последний круг» (опубликованной в 1972 году), оставшейся, как и книга «Дмитрий Мережковский», незавершённой. Последней записью в дневнике Гиппиус, сделанной перед самой смертью, была фраза: «Я сто́ю мало. Как Бог мудр и справедлив».

назад

Имя файла: Зинаида-Гиппиус-.pptx
Количество просмотров: 398
Количество скачиваний: 1