Знак, символ, образ в традиционном прикладном искусстве

Содержание

Слайд 2

С глубокой древности дошедшие до нас изображения схематических рисунков знаков, символизирующих стихии

С глубокой древности дошедшие до нас изображения схематических рисунков знаков, символизирующих стихии
природы, а так же образов (растений, животных, человека, мифических существ), начертаний (крестов, розеток, спиралей, лабиринтов).
Смыслы многих знаков и символов уже утрачены. В данном исследовании, поставлена задача раскрыть некоторые, наиболее характерные знаки, символы, образы в традиционном прикладном искусстве.

Слайд 3

В данном исследовании, круг рассматриваемых, наиболее часто встречающиеся объектов изображения, охватывает некоторые

В данном исследовании, круг рассматриваемых, наиболее часто встречающиеся объектов изображения, охватывает некоторые
конкретные виды традиционного прикладного искусства России.
Сфера других видов традиционного прикладного искусства, будет далее исследована.

Слайд 4

РУССКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО

По определению философа Г.К. Вагнера: «Народное искусство во все эпохи

РУССКОЕ НАРОДНОЕ ИСКУССТВО По определению философа Г.К. Вагнера: «Народное искусство во все
и было и является, в основном не идеологическим отражением внешнего мира. А самим бытием…».
Традиционное народное творчество не воспроизведение действительности мира, а непрерывное ее творение.
В произведениях русского народного искусства отражаются национальные особенности материального быта и духовного мира.

Слайд 5

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Сотрудник Государственного Русского музея
Н.В. Тарановская, считает, что в основе народного

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ Сотрудник Государственного Русского музея Н.В. Тарановская, считает, что в основе
искусства лежит целостное художественно-образное мышление народных мастеров, что выражается в его цельности.
В продолжении исследования планируется провести широкий анализ смысловой специфики художественного образа произведений народного искусства, и особенностях включения знаковой символики его композиционных построений в разных видах (вышивке, ткачестве, кружеве, резьбе и росписи по дереву, металлу, резьбе по кости, керамике, игрушке, лаковой миниатюрной росписи и других).

Слайд 6

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА

Анализируя художественные произведения русского народного искусства, можно определить, что создание

ПРОИЗВЕДЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА Анализируя художественные произведения русского народного искусства, можно определить, что
бытовой вещи, функциональной эргономичной по форме, украшенной орнаментом, несущем эстетическую составляющую, а зачастую с заложенным в него символическим смыслом.
Произведения народного искусства создавались как для удовлетворения повседневного бытового обихода, так и для обрядовой, праздничной, общественных сторон народной культуры.

Слайд 7

СИМВОЛИКА ОБРАЗОВ ФОРМ

Первые геометрические орнаменты были наполнены глубоким смыслом, где каждая форма

СИМВОЛИКА ОБРАЗОВ ФОРМ Первые геометрические орнаменты были наполнены глубоким смыслом, где каждая
несла свой образ. Например:
круг – это образ Солнца, символ цельности и гармонии мироздания, символ Бога;
квадрат – это символ Земли, материальности; треугольник – символ огня, энергии. Квадрат и прямоугольник символизируют в изображении надел земли в виде участка поля;
Треугольник, в зависимости от направления углов, олицетворяют женскую или мужскую силы.

Слайд 8

ТИПЫ ОРНАМЕНТОВ

Исследователь ученый искусствовед
Н.П. Бесчанов выделил в изобразительном и декоративном искусстве

ТИПЫ ОРНАМЕНТОВ Исследователь ученый искусствовед Н.П. Бесчанов выделил в изобразительном и декоративном
семь основных типов орнаментов, в которых знаковые элементы, составляющие композицию, имеют одну общую основу: геометрический, растительный, зооморфный, антропоморфный, шрифтовой и пейзажный. Комбинированный тип, в композиции включает использование два и более различных типов орнамента.

Слайд 9

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА

Условен язык геометрического орнамента. Его часть связана с знаково-символической

ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ОРНАМЕНТА Условен язык геометрического орнамента. Его часть связана с
ролью в древнейшей порой народной культуры.
Как правило народный орнамент изучается на произведениях XIX – XX веков.
Однако не всякий орнамент даже геометрический имеет древнее происхождение.
Известный исследователь народного искусства
И.Я. Богуславская считает, что вопросы изучения народного орнамента самые трудные.
Сложность проистекает от специфики орнамента, как явления народной культуры.
Слабо разработана теория орнамента и методологии его исследования.

Слайд 10

Исследуя произведения собрания Эрмитажа, Н.Ю. Бирюкова пишет о том, что композиции из

Исследуя произведения собрания Эрмитажа, Н.Ю. Бирюкова пишет о том, что композиции из
простых форм: круги, овалы, квадраты, ромбы, звезды и треугольники, составленные в орнаменты представляют изделия художественного кружевоплетения, в период развития искусства кружевоплетения на рубеже XV–XVI вв..
Автор считает, что выбор мастерами геометрических форм, для воплощения композиционных замыслов, был связан с зарождением самой технологией создания кружева.

Слайд 11

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРНАМЕНТА

Исследуя произведения собрания Эрмитажа, Н.Ю. Бирюкова отмечает, использование в композициях

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ ОРНАМЕНТА Исследуя произведения собрания Эрмитажа, Н.Ю. Бирюкова отмечает, использование в
простые формы: круги, овалы, квадраты, ромбы, звезды и треугольники.

Слайд 12

УСЛОВИЯ ВЫБОРА ФОРМ

Автор считает, что выбор мастерами геометрических форм, для воплощения композиционных

УСЛОВИЯ ВЫБОРА ФОРМ Автор считает, что выбор мастерами геометрических форм, для воплощения
замыслов, был связан с зарождением самой технологией создания кружева.

Слайд 13

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В ПОЛОСЕ

Данная техника берет свое начало из технологии выполнения вышивки

ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ В ПОЛОСЕ Данная техника берет свое начало из технологии выполнения
«по выдергу» или с вырезанными пространствами в полотне, где пустые пространства заполнялись орнаментом.

Слайд 14

ГЕОМЕНТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ

Технология создания геометрического орнамента в художественной вышивке, как и в других

ГЕОМЕНТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ Технология создания геометрического орнамента в художественной вышивке, как и в
видах народного искусства, основанная на ментальности мастеров, их мировосприятии, образе мысли, укладом жизни.

Слайд 15

ЗАШИФРОВАННЫЕ СМЫСЛЫ

Изделия украшенные кружевным орнаментом с геометрическими формами, представленными в рисунке ,

ЗАШИФРОВАННЫЕ СМЫСЛЫ Изделия украшенные кружевным орнаментом с геометрическими формами, представленными в рисунке
являясь оберегом несущим в себе зашифрованные семантические образные смыслы.

Слайд 16

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ

На протяжении XVIII–XIX столетий в России, как и в Европе интенсивно

РАСТИТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ На протяжении XVIII–XIX столетий в России, как и в Европе
шел процесс формирования эстетических особенностей, художественных форм и пластических отличий различных видов кружева и вышивки в разных регионах.

Слайд 17

СХЕМАТИЗИРОВАННЫЕ РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ

Например, исследуя вологодское кружево XVIII века М.А. Сорокина, специалист в

СХЕМАТИЗИРОВАННЫЕ РАСТИТЕЛЬНЫЕ МОТИВЫ Например, исследуя вологодское кружево XVIII века М.А. Сорокина, специалист
области изучения такого вида традиционного прикладного искусства, как художественное кружевоплетение, отмечает «схематизированные растительные мотивы узора, которые образуют ровную полосу или крупные зубцы».

Слайд 18

в кружеве, как и в вышивке того периода «преобладали мотивы птиц, стоящих

в кружеве, как и в вышивке того периода «преобладали мотивы птиц, стоящих
по сторонам дерева и ветви деревьев».

Слайд 19

ЗООМОРФНЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ

На овальных и квадратных формах, встречаются изображения «длинноногой птицы (аиста

ЗООМОРФНЫЕ СИМВОЛИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ На овальных и квадратных формах, встречаются изображения «длинноногой птицы
или журавля), мифических существ

Слайд 20

ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ

В русском народном искусстве, зооморфные и растительные мотивы занимают существенное место.

ТРАДИЦИОННЫЕ МОТИВЫ В русском народном искусстве, зооморфные и растительные мотивы занимают существенное
К местным традиционным изображениям животных и мифических существ, постепенно добавлялась и христианская символика.

Слайд 21

ЗООМОРФНЫЕ ОБЪЕКТЫ

Изображения известных видов птиц и животных таких, как орлы, львы, а

ЗООМОРФНЫЕ ОБЪЕКТЫ Изображения известных видов птиц и животных таких, как орлы, львы,
так же мифических существ: сирен, грифонов, кентавров, распространённое в романской Европе, получило широкое применение в камнерезном искусстве и в архитектуре древней Руси.
Отображение этих существ практиковалось в изразцах, мозаике, на росписи керамики. Зооморфные объекты в композициях кружевных и вышитых произведений декоративного текстиля украшали убранство быта русского народа.

Слайд 22

АНТРОПОМОРФНЫЕ ФОРМЫ

АНТРОПОМОРФНЫЕ ФОРМЫ

Слайд 23

ЗНАЧЕНИЕ

Изучая и выявляя символическое значение знаковых изображений в произведениях русского народного искусства,

ЗНАЧЕНИЕ Изучая и выявляя символическое значение знаковых изображений в произведениях русского народного
возникает вопрос.
Какое значение имеет это исследование для обучения будущих художников традиционного прикладного искусства?
И имеет –ли?

Слайд 24

РАЗНООБРАЗИЕ ЗАМЫСЛОВ

Будущие художники традиционного прикладного искусства раскрывают композиционные замыслы, составленные из разнообразных

РАЗНООБРАЗИЕ ЗАМЫСЛОВ Будущие художники традиционного прикладного искусства раскрывают композиционные замыслы, составленные из
стилизованных объектов. Разнообразные мотивы выполняются в различных техниках по видам традиционного прикладного искусства.

Слайд 25

ПОДХОДЫ

Для создания новых пластических форм, художественных образов, будущему художнику необходимы знания и

ПОДХОДЫ Для создания новых пластических форм, художественных образов, будущему художнику необходимы знания
умения изображать объекты окружающего мира. Первоначально происходит изображение натурное по реалистическому подходу, затем декоративное, в котором объектам придаются стилизованные черты, характерные для каждого конкретного вида традиционного прикладного искусства.

Слайд 26

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Овладению грамотой изображения и трансформации изученных объектов в формы, образы, отражающие

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ Овладению грамотой изображения и трансформации изученных объектов в формы, образы,
стилизованные черты того или иного вида традиционного прикладного искусства, способствуют обучение по программам: «Академического рисунка», «Декоративного рисунка», «Академической живописи», «Декоративной живописи».

Слайд 27

ЗАДАЧИ

Раскрытие смыслов и символизма знаковой системы прошлого в произведениях русского народного искусства,

ЗАДАЧИ Раскрытие смыслов и символизма знаковой системы прошлого в произведениях русского народного
к которому восходят современные художественные задачи.
Изучение и применение символики знаковой системы в декоративных решениях образов объектов будущим художникам традиционного прикладного искусства

Слайд 28

АКТУАЛЬНОСТЬ

Актуальность включения разнообразных объектов (знаков, символов, образов), характерных для традиционного изображения в

АКТУАЛЬНОСТЬ Актуальность включения разнообразных объектов (знаков, символов, образов), характерных для традиционного изображения
русском народном искусстве, подтверждается расширением тематики изображаемых сюжетов, получившей свое развитие в проектировании произведений традиционного прикладного искусства у студентов, обучающихся на старших курсах высшего образования.

Слайд 29

СТИЛИЗАЦИЯ

При декоративном решении будущие художники учатся стилизовать объекты, придавая знаковым изображениям символическое

СТИЛИЗАЦИЯ При декоративном решении будущие художники учатся стилизовать объекты, придавая знаковым изображениям
значение культурного наследия, основанного на художественных традициях.
Впитав в себя разнообразие изображения различных мотивов культурного наследия, будущие художники свободнее овладевают комбинированием объектов, находить новые пластические ходы, раскрывать творческие замыслы и отображать их в собственных композиционных решениях.

Слайд 30

СЛОЖНЫЕ МОТИВЫ

Отвечая на этот вопрос о необходимости наделения художественных образов смыслами, продолжим

СЛОЖНЫЕ МОТИВЫ Отвечая на этот вопрос о необходимости наделения художественных образов смыслами,
рассмотрение основных типов орнаментов, на примере одного вида традиционного прикладного искусства – художественного кружевоплетения в которых символичные знаковые элементы, составляют смысловые композиционные мотивы. На примерах проектов и произведений будущих художников традиционного прикладного искусства.

Слайд 31

ЗООМОРФНЫЙ
Художественно-графический проект панно «Серебряное копытце», сцепная техника плетения. Студенческая работа из Методического

ЗООМОРФНЫЙ Художественно-графический проект панно «Серебряное копытце», сцепная техника плетения. Студенческая работа из
фонда. Руководитель проекта Е.А. Лапшина. 2009 г.

Слайд 32

АНТРОПОМОРФНЫЙ

Художественно-графический проект панно «Поэзия лета», сцепная и парная техника плетения, 2012 г.

АНТРОПОМОРФНЫЙ Художественно-графический проект панно «Поэзия лета», сцепная и парная техника плетения, 2012
Студенческая работа из Методического фонда. Руководитель проекта Е.А. Лапшина.

Слайд 33

ВЫВОДЫ

Изучение богатого культурного наследия русского народного искусства,
впитанные художниками художественно-образные традиции,
применение

ВЫВОДЫ Изучение богатого культурного наследия русского народного искусства, впитанные художниками художественно-образные традиции,
системы изображения знаков и символов, позволяет по новому раскрывать сложные замыслы в современных произведениях традиционного прикладного искусства, что позволяет будущим художникам быть конкурентно способными и востребованными специалистами в современном социуме.

Слайд 34

КОМБИНИРОВАННЫЙ

Художестенно – графический проект центральной части панно «Юбилейное», сцепная техника плетения. Студенты:

КОМБИНИРОВАННЫЙ Художестенно – графический проект центральной части панно «Юбилейное», сцепная техника плетения.
В.К. Иконенко, В.К. Петрянова. Руководитель проекта Е.А. Лапшина. 2013 г.
Имя файла: Знак,-символ,-образ-в-традиционном-прикладном-искусстве.pptx
Количество просмотров: 17
Количество скачиваний: 0