Знаки и символы искусства

Содержание

Слайд 2

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут

Знаки — это общепринятые условные обозначения предметов, явлений, действий. Примерами знаков могут
служить дорожные знаки или условные обозначения на географических картах, звуковые сигналы SOS или сирена скорой помощи, самые разные жесты и т. п.

Слайд 3

Искусство говорит с людьми на языке символов.
Символ в искусстве является художественным образом,

Искусство говорит с людьми на языке символов. Символ в искусстве является художественным
воплощающем какую-либо идею. Символ, как загадка, многозначен, его смыслы можно раскрывать до бесконечности в отличие от знака, который всеми понимается одинаково. Глубина понимания символа зависит от способности человека к интерпретации, от его эрудиции и интуиции.

ВАНИТАС (лат. vanitas, букв. - «суета, тщеславие») — жанр живописи, аллегорический натюрморт, композиционным центром которого традиционно является
человеческий череп

Слайд 4

PÉRPETUÚM MOBILE (перпетуум мобиле - буквальный перевод с латинского — вечное движение)

PÉRPETUÚM MOBILE (перпетуум мобиле - буквальный перевод с латинского — вечное движение)
- виртуозная инструментальная пьеса, выдержанная в характере быстрого, ритмически равномерного движения. Пьесы с названием “Рerpetuum mobile” встречаются среди сочинений К. М. Вебера, Ф. Мендельсона, Н. Паганини, И. Штрауса, и др.

Н. Паганини. Каприз №24.
И. Штраус. Рerpetuum mobile.
Н. Римский-Корсаков. Полет шмеля.

Слайд 5

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - интонацию, из

Музыкальным знаком, который становится символом, можно назвать мотив судьбы - интонацию, из
которой вырастает вся симфония
№5 Л. Бетховена.

Музыкальными символами, олицетворяющими собой единство народа, его культуру, гордость за свою страну, являются государственные гимны.

Слайд 6

В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи,

В Средние века особый интерес представляла устремленность человека к Богу. Поэтому вещи,
окружавшие человека, интересовали художника лишь в той степени, в которой они были связаны со смыслом Священного Писания. На многих средневековых картинах изображаются чаша, виноград (вино) и хлеб - символы таинства причащения; цветы лилии или ириса - символ Богоматери.

Слайд 7

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля);

Выбор колорита, цвета также символичен: красно-коричневый являлся символом всего земного (глина, земля);
красный - цвет пролитой жертвенной крови, огонь веры; голубой или синий символизировал все небесное, святое; а зеленый - цвет надежды, цвет жизни, символ утешения, возрождения к новой жизни.

Слайд 8

Натюрморт (франц. nature morte - мертвая природа) - жанр, характерной особенностью которого

Натюрморт (франц. nature morte - мертвая природа) - жанр, характерной особенностью которого
является изображение предметов обихода, снеди, цветов и др.

П. Клас. Натюрморт с устрицами

П. Клас. Натюрморт с рыбой.

С ХV в. изображенные на картине вещи наделяются одновременно двойным смыслом - религиозным и бытовым. В религиозном находит продолжение традиционная божественная символика Средневековья, в бытовом проявляется обычная значимость вещи в повседневной жизни человека.

Слайд 9

В натюрморте ВАНИТАС художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его

В натюрморте ВАНИТАС художник передает ценность обыденной жизни, значительность простых вещей. Его
отношение к миру отличается тем, что он видит и чувствует явную или потаенную жизнь, которая разлита во всем сущем, в природе, в самой материи. А потому другое название натюрморта — ШТИЛЬЛЕБЕН (голланд. stillleven, нем. stilleben, анг. still life) - тихая (безмолвная) жизнь.

Ю. ван Стрек. Суета сует

Слайд 10

Череп — напоминание о неизбежности смерти.
Мыльные пузыри — краткость жизни и внезапность смерти; отсылка

Череп — напоминание о неизбежности смерти. Мыльные пузыри — краткость жизни и
к выражению homo bulla — «человек есть мыльный пузырь».
Кубки, игральные карты или кости, шахматы (редко) — знак ошибочной жизненной цели, поиска удовольствий и грешной жизни.
Песочные и механические часы — быстротечность времени.
Музыкальные инструменты, ноты — краткость и эфемерная природа жизни, символ искусств.
Оружие и доспехи — символ власти и могущества, обозначение того, что нельзя забрать с собой в могилу.
Короны и папские тиары, скипетры и державы, венки из листьев — знаки преходящего земного господства, которому противопоставлен небесный мировой порядок.

Слайд 11

Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить

Сложный внутренний мир художника часто раскрывается посредством символов. Ван Гог стремился отразить
содержание с помощью экспрессивных, психологически насыщенных цветов.
Эмоциональный накал во много раз усиливался благодаря используемому мастером приему наложения краски мелкими штриховыми линиями и волнообразному ритму их движения.

Винсент ван Гог (1853—1890)

Слайд 12

Винсент Ван Гог. Звездная ночь, 1889

Винсент Ван Гог. Звездная ночь, 1889

Слайд 13

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1889

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1887

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1889 Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1887
Имя файла: Знаки-и-символы-искусства.pptx
Количество просмотров: 668
Количество скачиваний: 10