Содержание

Слайд 2

План:

Философия И.Канта
Философия Г.В.Ф. Гегеля

План: Философия И.Канта Философия Г.В.Ф. Гегеля

Слайд 3

Литература

Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2008. – С. 121-133
Философия: учебник

Литература Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. – М., 2008. – С. 121-133
/ под ред. Э.Ф.Караваева. – М., 2004
ВВФ. – Ч.1. – М., 1989. – С. 95-103

Слайд 4

Крупнейшими представителями немецкой классической философии были пять мыслителей: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн

Крупнейшими представителями немецкой классической философии были пять мыслителей: Иммануил Кант (1724-1804), Иоганн
Готлиб Фихте (1762-1714),
Фридрих Вильгельм Йозеф
Шеллинг (1775-1854),
Георг Вильгельм Фридрих
Гегель (1770-1831) и
Людвиг Фейербах
(1804-1872).

Слайд 5

Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге
Учёба в Кёнигбергском университете (1740-1746)
«Докритический период»:

Род. 22 апреля 1724 г. в Кёнигсберге Учёба в Кёнигбергском университете (1740-1746)
приват-доцент в Кёнигбергском университете (1755-1770)
«Критический период»: профессор логики и метафизики в Кёнигбергском университете (1770-1801)
Ум. 12 февраля 1804 г. в Кёнигсберге

Иммануил Кант (1724-1804)

Кёнигсберг

Слайд 6

Иммануил Кант (1724-1804)

Всеобщая естественная история и теория неба (1755)
Критика чистого разума (1781/1787)
Пролегомены

Иммануил Кант (1724-1804) Всеобщая естественная история и теория неба (1755) Критика чистого
ко всякой будущей метафизике… (1783)
Основы метафизики нравственности (1785)
Критика практического разума (1788)

Основные сочинения

Слайд 7

Философия И.Канта

Научное творчество Канта разделяется на два резко различающихся периода – докритический

Философия И.Канта Научное творчество Канта разделяется на два резко различающихся периода – докритический и критический
и критический

Слайд 8


В докритический период своего научного творчества Кант читает лекции и публикует труды

В докритический период своего научного творчества Кант читает лекции и публикует труды
по естественным наукам – прежде всего географии и астрономии, а также по некоторым вопросам философии. Самая важная работа этого периода – «Всеобщая естественная история и теория неба».

Слайд 9

Критический период творчества И.Канта

«Критика чистого разума»
«Критика практического разума»
«Критика способности суждения»
В основе критической

Критический период творчества И.Канта «Критика чистого разума» «Критика практического разума» «Критика способности
философии лежат два фундаментальных понятия: вещь–в–себе (или ноумен, сущность) и вещь–для–нас (или феномен, явление)

Слайд 10

Человеческое познание:

Созерцание
Рассудок
Разум

Человеческое познание: Созерцание Рассудок Разум

Слайд 11

Созерцание

На ступени созерцания хаос ощущений, которые возникают в органах чувств под воздействием

Созерцание На ступени созерцания хаос ощущений, которые возникают в органах чувств под
вещей-в-себе, упорядочивается с помощью пространства и времени.
Кант вводит знаменитое понятие, которое после него стало широко использоваться в научном языке – понятие априорности (во всех языках мира оно часто приводится по-латыни – a priori).

Слайд 12

Рассудок

На ступени рассудка материал чувственного опыта подвергается дальнейшему упорядочиванию – теперь с

Рассудок На ступени рассудка материал чувственного опыта подвергается дальнейшему упорядочиванию – теперь
помощью так называемых априорных логических категорий. К ним отнесены 16 традиционных категорий философии – качество, количество, отношение, единство, множество, реальность, отрицание, субстанция, причина и другие.

Слайд 13

Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума

Идеи (категории, расширенные до безусловного)

Душа

Мир

Бог

Абсолютное единство мыслящего субъекта

Абсолютное единство ряда условий явлений

Абсолютное единство условий всех предметов мышления вообще

Безусловное категорического синтеза в

Трансцендентальная диалектика Идеи чистого разума Идеи (категории, расширенные до безусловного) Душа Мир
субъекте

Безусловное гипотетического синтеза в объекте

Безусловное разделительного синтеза в системе

Слайд 14

Разум

Разум обладает априорным стремлением к единству и завершенности мысли, неистребимым желанием познать

Разум Разум обладает априорным стремлением к единству и завершенности мысли, неистребимым желанием
сущность внешнего мира.
Три идеи, объясняющие этот мир.

Слайд 15

Антиномии чистого разума

Тезис: Мир конечен в пространстве и во времени. Антитезис: Мир

Антиномии чистого разума Тезис: Мир конечен в пространстве и во времени. Антитезис:
бесконечен в пространстве и во времени.
Тезис: Мир состоит из простых частей. Антитезис: Мир делим до бесконечности.
Тезис: В мире все существует по необходимости. Антитезис: В мире есть свобода.
Тезис: В мире есть абсолютно необходимое существо как часть или причина мира. Антитезис: В мире нет такого существа.

Слайд 16

Трансцендентный мир «вещей в себе» остаётся за границами научного познания.

Трансцендентальная диалектика Общий вывод

Мир опыта (явлений)

Метафизика как наука

Трансцендентный мир «вещей в себе» остаётся за границами научного познания. Трансцендентальная диалектика
о трансцендентных сущностях невозможна.

Поэтому границы опыта суть границы научного знания.

Априорные формы нашего разума применимы лишь к явлениям.

Слайд 17

Критика практического разума Категорический императив

Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ, закон.

Нравственные предписания

Максимы

Императивы

Гипотетические императивы

Категорический

Критика практического разума Категорический императив Императив (лат. imperativus, повелительный) – требование, приказ,
императив

личные принципы поведения

общезначимые предписания

условные принципы поведения

безусловный принцип поведения

Слайд 18

Категорический императив Формальная законосообразность

Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в то же время

Категорический императив Формальная законосообразность Поступай так, чтобы максима твоей воли могла в
иметь силу принципа всеобщего законодательства.

Поступай так, как если бы максима твоего поступка посредством твоей воли должна была стать всеобщим законом природы.

Первая формулировка категорического императива

Слайд 19

Категорический императив

«... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и

Категорический императив «... поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и
в своем лице, и в лице всякого другого также как к цели и никогда не относился бы к нему как к средству».

Слайд 20

Критика практического разума Общий итог

Две вещи наполняют душу всегда новым и всё более

Критика практического разума Общий итог Две вещи наполняют душу всегда новым и
сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и моральный закон во мне.

Слайд 21

Крупнейший представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Крупнейший представитель немецкой классической философии Георг Вильгельм Фридрих Гегель

Слайд 22

Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте
Учёба в Тюбингенском университете (1788-1793)
Преподавание в

Род. 27 августа 1770 г. в Штутгарте Учёба в Тюбингенском университете (1788-1793)
Йенском университете (1801-1807)
Директор гимназии в Нюрнберге (1808-1816)
Преподавание в Гейдельбергском университете (1816-1818)
Преподавание в Берлинском университете (1818-1831)
Ум. 14 ноября 1831 г. в Берлине

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Штутгарт

Тюбинген

Йена

Нюрнберг

Гейдельберг

Берлин

Слайд 23

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)

Феноменология духа (1807)
Наука логики (1812, 1813, 1816)
Энциклопедия философских

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) Феноменология духа (1807) Наука логики (1812, 1813,
наук (1817)

Основные сочинения

Слайд 24

Гегель Абсолютный идеализм

Основные принципы философии Гегеля
Тождество субстанции и субъекта
Действительность как процесс саморазвития

Гегель Абсолютный идеализм Основные принципы философии Гегеля Тождество субстанции и субъекта Действительность
Структура абсолютной реальности (система Гегеля)
Логика (дух «в себе»)
Природа (инобытие духа)
Дух («в себе и для себя»)
Диалектика (метод Гегеля)
Соотношение между системой и методом
Противоречие между системой и методом
Панлогизм Гегеля и классический рационализм
Принцип и законы диалектики
Единство противоположностей
Переход количественных изменений в качественные
Отрицание отрицания

Слайд 25

Три основных закона диалектики:

перехода количественных изменений в качественные и обратно,
единства и

Три основных закона диалектики: перехода количественных изменений в качественные и обратно, единства
борьбы противоположностей (или закон противоречия),
отрицания отрицания.

Слайд 26

Итак, основной, или субстанцией мира согласно Гегелю является не материя, а некое

Итак, основной, или субстанцией мира согласно Гегелю является не материя, а некое
сверхъестественное сознание – абсолютная идея. Идея проходит три ступени развития:

логику,
природу,
дух.

Слайд 27

На ступени Логики идея существует еще до природы, вне пространства и времени.

На ступени Логики идея существует еще до природы, вне пространства и времени.
Она развертывает из себя все богатство своего содержания, создавая сеть философских категорий.
Логика:
учение о бытии,
учение о сущности,
учение о понятии.

Слайд 28

Главные ступени эволюции природы – три «царства»:

Механизм,
Химизм,
Организм.

Главные ступени эволюции природы – три «царства»: Механизм, Химизм, Организм.

Слайд 29

Вся история человечества – это процесс самопознания мирового духа. Люди могут думать,

Вся история человечества – это процесс самопознания мирового духа. Люди могут думать,
что действуют свободно, по своему усмотрению.
Человеку (обществу) Гегель
отводит ключевую роль
в своей системе мироздания.
Человек – не случайно
возникшее существо.

Слайд 30

Философская система Гегеля стала колоссальным обобщением научного знания своего времени. Она впервые

Философская система Гегеля стала колоссальным обобщением научного знания своего времени. Она впервые
в истории науки объясняла мир и процесс его познания как развивающиеся по законам диалектики.

Слайд 31

Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм

Классический рационализм

Панлогизм Гегеля

Субъект и объект познания функционируют по

Диалектика (метод Гегеля) Панлогизм Гегеля и классический рационализм Классический рационализм Панлогизм Гегеля
одним и тем же законам.

Мир понятен разуму, потому что он разумен.

Мир понятен разуму, потому что он и есть Разум.

Субъект и объект познания совпадают, а процесс познания и есть, в сущности, процесс становления этого разумного мира.

Слайд 32

Основа мира – Абсолютная Идея

Ее развитие – самопознание.
Идея постоянно стремится к

Основа мира – Абсолютная Идея Ее развитие – самопознание. Идея постоянно стремится
самопознанию.
Ради него она создает систему понятий, с помощью которых функционирует мышление (ступень Логики), мир вещей и предметов (ступень Природы) и в конце концов человека, с помощью которого мировой дух познает, изучает мир и самого себя (ступень Духа).

Слайд 33

Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом

… Гегель вынужден был строить систему,

Диалектика (метод Гегеля) Противоречие между системой и методом … Гегель вынужден был
а философская система, по установившемуся порядку, должна была завершиться абсолютной истиной того или иного рода. И тот же Гегель, который <…> подчёркивает, что эта вечная истина есть не что иное, как сам логический (resp.: исторический) процесс, <...> видит себя вынужденным положить конец этому процессу, так как надо же было ему на чём-то закончить свою систему. <…> А именно, нужно было так представить себе конец истории: человечество приходит к познанию <…> абсолютной идеи и объявляет, что это познание абсолютной идеи достигнуто в гегелевской философии.

Ф. Энгельс. «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии».

Имя файла: 974665.pptx
Количество просмотров: 46
Количество скачиваний: 0