Концептуализм. Концепт

Содержание

Слайд 2

Концептуали́зм

Концептуали́зм (от {лат. conceptus — мысль, понятие) — направление схоластической философии; доктрина,

Концептуали́зм Концептуали́зм (от {лат. conceptus — мысль, понятие) — направление схоластической философии;
согласно которой познание проявляется вместе с опытом, но не исходит из опыта.
Представители — Пьер Абеляр, Иоанн Солсберийский, Иоанн Дунс Скот и др. В новое время к позициям Концептуализма был близок Джон Локк.

Слайд 3

Пьер Абеляр

Иоанн Дунс Скот.

Джон Локк

Е. Хессе

Пьер Абеляр Иоанн Дунс Скот. Джон Локк Е. Хессе

Слайд 5

«Искусство после философии»

Один из основателей концептуализма, концептуального искусства (англ. concept – понятие,

«Искусство после философии» Один из основателей концептуализма, концептуального искусства (англ. concept –
идея, концепция) американец Джозеф Кошут в своей программной статье «Искусство после философии» (1969) назвал его « постфилософской деятельностью», выражая тем самым суть концептуализма, как некоего культурного феномена, пришедшего на смену традиционному искусству и философии, «смерть» которых западная наука констатировала именно в 1960 е гг.
Среди основателей и главных представителей концептуализма называют прежде всего имена американцев Р. Берри, Д. Хюблера, Л. Вейнера, Д. Грехэма, Е. Хессе, Б. Наумана, Она Кавары, членов английской группы «Искусство и язык» и др.

Слайд 6

Статьи о концептуализме

Первые манифестарно теоретические статьи о концептуализме были написаны самими его

Статьи о концептуализме Первые манифестарно теоретические статьи о концептуализме были написаны самими
создателями Солом ЛеВиттом и Дж. Кошутом. В их понимании концептуализм претендовал на роль феномена культуры, синтезирующего в себе науку (в первую очередь гуманитарные науки – эстетику, искусствознание, лингвистику, но также и математику), философию и собственно искусство в его новом понимании (арт деятельность, артефакт).

Джозеф Кошут. Один и три стула. 1965.

Слайд 7

Концепт

Концепт

Слайд 8

Главное в концептуализме

– именно документальная фиксация концепта и процесса его материализации; его

Главное в концептуализме – именно документальная фиксация концепта и процесса его материализации;
реализация желательна, но не обязательна. Акцент в визуальных искусствах, таким образом, переносится из чисто визуальной сферы в концептуально визуальную, от перцепции к концепции, т.е. с конкретно чувственного восприятия на интеллектуальное осмысление.

Джозеф Кошут Концептуализм Концепт США 529.

Слайд 9

«Один и три стула» (1965)

«Один и три стула» (1965)

Слайд 10

Банальность концепций и идей

При этом концептуалисты достаточно регулярно играют на предельно тривиальных,

Банальность концепций и идей При этом концептуалисты достаточно регулярно играют на предельно
банальных, общеизвестных вроде бы в обыденном контексте «концепциях» и «идеях», вынося их из этого контекста в заново созданное концептуальное пространство функционирования (в музейную или выставочную среду, например).
В художественно презентативной сфере концептуализм продолжает и развивает многие находки конструктивизма, реди мейдс Дюшана, дадаизма, конкретной поэзии, поп арта.

Четыре цвета, четыре слова (Дж. Кошут.

Слайд 11

Банальность концепций и идей

Банальность концепций и идей

Слайд 12

Установки концептуалистов

Как и вообще авангардно модернистского движения, принципиально антиномичны.
С одной стороны,

Установки концептуалистов Как и вообще авангардно модернистского движения, принципиально антиномичны. С одной
например, их артефакт предельно замкнут в себе, это своего рода «вещь в себе», ибо он, в отличие от традиционного произведения искусства, ничего не выражает и ни к чему не отсылает сознание реципиента, кроме самого себя; он просто репрезентирует себя.
С другой стороны, он, пожалуй, более, чем произведение традиционного искусства, связан с культурно цивилизационными контекстами, и вне их почти утрачивает свою значимость.
Контекст играет в концептуализме, может быть, даже большее значение, чем сам артефакт.