Содержание
- 2. Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего мира называется философия (учения, школы), выработанная греческими
- 3. 1. К досократическому периоду (демократический) (VII — V вв. до н. э.) – относится деятельность так
- 4. 2. Классический (сократический) период (середина V - конец IV вв. до н. э.) — время расцвета
- 5. 3. Для эллинистического периода (конец IV - II вв. до н. э.) (периода кризиса полиса и
- 6. 4. Наиболее известными философами римского периода (I в. до н. э. - V в. н. э.)
- 7. I. Философия софистов и Сократа. Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в V —
- 8. Для софистов характерно: • критическое отношение к окружающей действительности; • стремление все проверить на практике, логически
- 9. Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг. до н.
- 10. Историческое значение деятельности Сократа в том, что он: • способствовал распространению знаний, просвещению граждан; • искал
- 11. II. Философия Платона. Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ Древней Греции,
- 12. Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций: •
- 13. Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства. Платон выделяет семь типов государства: одно идеальное
- 14. Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства (идеальное государство будущего), согласно данному плану: • все население
- 15. Историческое значение философии Платона в том, что: • впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных произведений; •
- 16. III. Философия Аристотеля. Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ классического периода,
- 17. Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился на "мир
- 18. Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"), возникает вопрос: что такое
- 19. Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души: Растительная душа отвечает за функции
- 20. Именно последнее качество - потребность жить в коллективе — приводит к возникновению общества. Регулирующим механизмом общества
- 21. Историческое значение философии Аристотеля в том, что он: • внес существенные коррективы в ряд положений философии
- 22. Эллинистически-римская философия. Философия кинизма. Антисфен – физическое удовольствие становится однозначным злом; пришел к выводу о необходимости
- 24. Скачать презентацию
Слайд 2Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего мира
называется философия (учения, школы), выработанная
Античная философия – это философия Древней Греции и Древнего мира
называется философия (учения, школы), выработанная
Античная философия в своем развитии прошла четыре основных этапа:
• демократический – VII-V вв. до н.э.;
• классический (сократический) - середина V - конец IV вв. до н. э.;
• эллинистический - конец IV - II вв. до н. э.;
• римский - I в. до н. э. - V в. н. э.
Слайд 31. К досократическому периоду (демократический) (VII — V вв. до н. э.) – относится
1. К досократическому периоду (демократический) (VII — V вв. до н. э.) – относится
Характерными чертами досократических философских школ являлись:
• ярко выраженный космоцентризм;
• повышенное внимание к проблеме объяснения явлений окружающей природы;
• поиск первоначала (силы природы, число и атомы), породившего все сущее и гилозоизм (одушевление неживой природы);
• доктринерский (недискуссионный) характер философских учений.
Слайд 42. Классический (сократический) период (середина V - конец IV вв. до н. э.)
2. Классический (сократический) период (середина V - конец IV вв. до н. э.)
• философско-просветительская деятельность софистов; • философия Сократа, Платона, Аристотеля; • зарождение "сократических" школ.
Философы сократического (классического) периода также пытались объяснить сущность природы и Космоса, однако сделали это глубже "досократиков":
• меньше уделяли внимания поиску первоначала; • допускали участие богов и идей в создании природы и Космоса;
• выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего (Платон — автор учения о "чистых идеях", предшествующих реальному миру и воплощением которых стал реальный мир);
• положили начало спору между материализмом и идеализмом;
• проявили интерес к проблеме человека, общества, государства;
• от догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному;
• внесли вклад в развитие логики;
• вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты и Сократ).
Слайд 53. Для эллинистического периода (конец IV - II вв. до н. э.) (периода кризиса полиса
3. Для эллинистического периода (конец IV - II вв. до н. э.) (периода кризиса полиса
Отличительные черты эллинистической философии:
• кризис античных моральных и философских ценностей;
• снижение страха перед богами и иными сверхъестественными силами, уважения к ним;
• отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам;
• поиск физической и духовной опоры в самом себе;
• стремление к отрешению от действительности;
• преобладание материалистического взгляда на мир (Эпикур); • признание высшим благом — счастья и удовольствия отдельного человека (физическое - киренаики, моральное - Эпикур).
Слайд 64. Наиболее известными философами римского периода (I в. до н. э. - V в.
4. Наиболее известными философами римского периода (I в. до н. э. - V в.
Для философии римского периода было характерно:
• фактическое слияние древнегреческой и древнеримской философий в одну — античную философию;
• влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.);
• близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором);
• небольшое внимание к проблемам окружающей природы;
• повышенное внимание к проблемам человека, общества и государства;
• расцвет эстетики (философии, предметом которой были мысли и поведение человека);
• расцвет стоической философии, сторонники" которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности;
• все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов;
• повышенное внимание к проблеме смерти и загробной жизни;
• рост влияния на философию идей христианства и раннехристианских ересей;
Слайд 7I. Философия софистов и Сократа.
Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в
I. Философия софистов и Сократа.
Софисты — философская школа в Древней Греции, существовавшая в
Среди софистов выделяются группы так называемых:
• старших софистов (V в. до н. э.) - Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;
• младших софистов — Ликофрон, Алкидамант, Трассимах.
Свою правоту представители данной философской школы доказывали с помощью софизмов — логических приемов, уловок, благодаря которым правильное с первого взгляда умозаключение оказывалось в итоге ложным, и собеседник запутывался в собственных мыслях.
Слайд 8Для софистов характерно:
• критическое отношение к окружающей действительности;
• стремление все проверить на
Для софистов характерно:
• критическое отношение к окружающей действительности;
• стремление все проверить на
• неприятие основ старой, традиционной цивилизации и отрицание старых традиций;
• стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;
• восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;
• субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека.
К главным заслугам софистов относят то, что они: • критически взглянули на окружающую действительность; • распространили большое количество философских и иных знаний среди граждан греческих полисов (за что впоследствии именовались древнегреческими просветителями).
Слайд 9Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг.
Наиболее уважаемым из философов, имеющих отношение к софистике, был Сократ (469 - 399 гг.
Сократ не оставил значительных философских произведений, но вошел в историю как выдающийся полемист, мудрец, философ-педагог.
Основной метод, выработанный и применяемый Сократом, получил название "майевтика". Суть майевтики не в том, чтобы научить истине, а в том, чтобы с помощью логических приемов, наводящих вопросов подвести собеседника к самостоятельному нахождению истины.
Сократ вел свою философию и просветительскую работу в гуще народа, на площадях, рынках в форме открытой беседы (диалога, спора), темами которой были злободневные проблемы того времени, актуальные и ныне: добро; зло; любовь; счастье; честность и т. д.
Философ был сторонником этического реализма, согласно которому • любое знание есть добро; • любое зло, порок совершается от незнания.
Сократ не был понят официальными властями и воспринимался ими как обычный софист, подрывающий устои общества, сбивающий с толку молодежь и не чтящий богов. За это он был в 399 г. до н. э. приговорен к смерти и принял чашу с ядом — цикутой.
Слайд 10Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
• способствовал распространению знаний,
Историческое значение деятельности Сократа в том, что он:
• способствовал распространению знаний,
• искал ответы на извечные проблемы человечества — добра и зла, любви, чести и т. д.;
• открыл метод майевтики, широко применяемый в современном образовании;
• ввел диалогический метод нахождения истины — путем ее доказательства в свободном споре, а не декларирования, как это делал ряд прежних философов;
• воспитал много учеников, продолжателей своего дела (например, Платона), стоял у истоков целого ряда так называемых "сократических школ".
"Сократические школы" — философские учения, сложившиеся под влиянием идей Сократа и развитые его учениками. К числу "сократических школ" относятся: • Академия Платона; • школа киников; • киренская школа; • лигарская школа; • элидо-эритрийская школа.
Слайд 11II. Философия Платона.
Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ
II. Философия Платона.
Платон (427 - 347 гг. до н. э.) - крупнейший философ
Платон является основателем идеализма:
• материальные вещи изменчивы, непостоянны и со временем прекращают свое существование;
• окружающий мир ("мир вещей") также временен и изменчив и в действительности не существует как самостоятельная субстанция;
• реально существуют лишь чистые (бестелесные) идеи (эйдосы);
• чистые (бестелесные) идеи истинны, вечны и постоянны;
• любая существующая вещь является всего лишь материальным отображением первоначальной идеи (эйдоса) данной вещи (например, кони рождаются и умирают, но они лишь являются воплощением идеи коня, которая вечна и неизменна, и т. д.);
• весь мир является отображением чистых идей (эйдосов).
Слайд 12Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
Также Платон выдвигает философское учение о триаде, согласно которому все сущее состоит из трех субстанций:
"Единое ": • первоначало всего — всех идей, всех вещей, всех явлений, всех свойств (как всего хорошего с точки зрения человека, так и всего плохого).
"Ум": • происходит от "единого" и противоположен ему; • является сущностью всех вещей;
"Душа ": • связывает между собой все вещи и все явления; • душа человека (вещи) есть часть мировой души; • душа бессмертна (после смерти тела приобретает новую телесную оболочку)
Касаясь гносеологии (учения о познании), Платон исходит из созданной им идеалистической картины мира:
• поскольку материальный мир является всего лишь отображением "мира идей", то предметом познания должны стать прежде всего "чистые идеи";
• "чистые идеи" невозможно познать с помощью чувственного познания, а можно лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности (идеалистическому познанию);
• высшей духовной деятельностью могут заниматься только люди подготовленные — образованные интеллектуалы, философы, следовательно, только они способны увидеть и осознать "чистые идеи".
Слайд 13Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства.
Платон выделяет семь типов
Особую роль в своей философии Платон уделил проблеме государства.
Платон выделяет семь типов
Среди шести существующих типов Платоном указываются:
• 3 справедливых: монархия — справедливая власть одного человека; аристократия — справедливая власть меньшинства; демократия — справедливая власть большинства;
• 3 несправедливых: тирания — несправедливая власть одного человека; олигархия — несправедливая власть меньшинства; тимократия — несправедливая власть большинства, власть военных вождей, армии.
Поскольку тирания, олигархия и тимократия являются несправедливыми формами государства, а демократия — власть большинства — редко бывает справедливой и, как правило, вырождается в тиранию, олигархию или тимократию, двумя стабильными и оптимальными формами государства могут быть только аристократия и монархия.
Слайд 14Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства (идеальное государство будущего), согласно данному плану:
•
Также Платон выдвигает собственный план государственного устройства (идеальное государство будущего), согласно данному плану:
•
• работники (крестьяне и ремесленники) занимаются грубым физическим трудом, создают материальные блага, могут в ограниченных размерах владеть частной собственностью;
• воины занимаются физическими упражнениями, тренируются, поддерживают в государстве порядок, в случае необходимости — участвуют в военных действиях;
• философы (мудрецы) — разрабатывают философские теории, познают мир, учат, управляют государством;
• философы и воины не должны иметь частной собственности;
• жители государства вместе проводят свободное время, вместе едят (проводят трапезы), вместе отдыхают;
• не существует брака, все жены и дети общие;
• допускается и приветствуется труд рабов, как правило, варваров, захваченных в плен.
Слайд 15Историческое значение философии Платона в том, что:
• впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных
Историческое значение философии Платона в том, что:
• впервые философом оставлено целое собрание фундаментальных
• положено начало идеализму как крупному философскому направлению;
• впервые глубоко исследованы проблемы не только природы, но и общества;
• были заложены основы понятийного мышления;
• была создана философская школа (Академия), просуществовавшая около 1000 лет, где выросли многие видные последователи Платона (Аристотель и др.). Наиболее знаменитыми воспитанниками Академии являлись: Аристотель (учился у Платона, основал собственную философскую школу — Ликей), Ксенокрит, Кратет, Аркесилай, Клитомах Карфагенский, Филон из Ларисы (учитель Цицерона). Академия была закрыта в 529 г. византийским императором Юстинианом как рассадник язычества и "вредных" идей, однако за свою историю успела добиться того, что платонизм и неоплатонизм стали ведущими направлениями европейской философии.
Слайд 16III. Философия Аристотеля.
Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ
III. Философия Аристотеля.
Аристотель (384 — 322, гг. до н. э.) — древнегреческий философ
В своей философской деятельности Аристотель прошел три основных этапа:
• 367 - 347 гг. до н. э. (20 лет) - работал, начиная с 17-летнего возраста, в Академии Платона и был его учеником (до момента смерти Платона);
• 347 - 335 гг. до н. э. (12 лет) - жил и работал в Пелле -столице Македонского государства по приглашению царя Филиппа; воспитывал Александра Македонского;
• 335 - 322 гг. - основал собственную философскую школу - Ликей (перипатетическую школу) и работал в ней до своей смерти.
К наиболее известным произведениям Аристотеля относятся: "Органон", "Физика", "Механика", "Метафизика", "О душе", "История животных", "Никомахова этика", "Риторика", "Политика", "Афинская политая", "Поэтика".
Философию Аристотель делил на три вида:
• теоретическую, изучающую проблемы бытия(получила название "первичная философия");
• практическую - о деятельности человека, устройстве государства;
• поэтическую. Считается, что фактически Аристотелем как четвертая часть философии была выделена логика.
Слайд 17Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился
Рассматривая проблему бытия, Аристотель выступил с критикой философии Платона, согласно которой окружающий мир делился
Вывод Аристотеля: не существует "чистых идей", не связанных с окружающей действительностью, отображением которых являются все вещи и предметы материального мира.
Слайд 18Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"),
Поскольку бытие не есть "чистые идеи" ("эйдосы") и их материальное отражение ("вещи"),
Данными категориями являются:• сущность (субстанция); • количество; • качество; • отношение; • место; • время; • положение; • состояние; • действие; • страдание.
Иначе говоря, по Аристотелю, бытие — это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, места, времени, отношения, положения, состояния, действия, страдания.
Человек, как правило, способен воспринимать лишь свойства бытия, но не его сущность. Также согласно Аристотелю категории — это высшее отражение и обобщение окружающей действительности, без которых немыслимо само бытие.
Слайд 19Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:
Растительная душа отвечает за функции
Носителем сознания, по Аристотелю, является душа. Философ выделяет три уровня души:
Растительная душа отвечает за функции
Животная душа, однако благодаря ей организм дополняется функциями ощущения и желания. И только
Разумная (человеческая) душа, охватывая все вышеперечисленные функции, ведает еще и функциями рассуждения и мышления. Именно это выделяет человека из всего окружающего мира.
Аристотель материалистически подходит к проблеме человека. Он считает, что человек:
• по биологической сущности является одним из видов высокоорганизованных животных;
• отличается от животных наличием мышления и разума;
• имеет врожденную склонность жить вместе с себе подобными (то есть жить в коллективе).
Слайд 20Именно последнее качество - потребность жить в коллективе — приводит к возникновению
Именно последнее качество - потребность жить в коллективе — приводит к возникновению
Регулирующим механизмом общества (защита от врагов, поддержание внутреннего порядка, содействие экономике и т.д.) является государство.
Аристотель выделяет шесть типов государства: • монархия; • тирания; • аристократия; • крайняя олигархия; • охлократия (власть толпы, крайняя демократия); • полития (смесь умеренной олигархии и умеренной демократии).
Подобно Платону Аристотель разделяет "дурные" формы государства (тирания, крайняя олигархия и охлократия) и "хорошие" (монархия, аристократия и полития).
Наилучшей формой государства, по Аристотелю, является полития — совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство "среднего класса" (идеал Аристотеля).
Слайд 21Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
• внес существенные коррективы в ряд положений
Историческое значение философии Аристотеля в том, что он:
• внес существенные коррективы в ряд положений
• дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека;
• выделил 10 философских категорий и дал определение бытия через них;
• определил сущность материи (материя — это потенция, ограниченная формой)
• выделил шесть типов государства и дал понятие идеального типа - политии;
• внес существенный вклад в развитие логики (дал понятие дедуктивного метода — от частного к общему).
Слайд 22Эллинистически-римская философия.
Философия кинизма. Антисфен – физическое удовольствие становится однозначным злом; пришел к
Эллинистически-римская философия.
Философия кинизма. Антисфен – физическое удовольствие становится однозначным злом; пришел к
Философия эпикуреизма. Эпикур – счастье человека состоит в избавлении от страдания и беспокойства; для достижения счастья человеку нет необходимости ни в чем, кроме себя самого; человек автаркичен (самодостаточен), ему излишни государство, богатство и Боги; равенство всех людей; истинное удовольствие, состоит в отсутствии телесного страдания, в невозмутимости души.
Философия стоицизма. Зенон Китионский - ощущения являются основой человеческого познания; бытие есть лишь то, что способно к активности и страданию, т.е. бытие=тело (материализм); цель жизни - достижение счастья, которое состоит в следовании природе.
Философия скептицизма. Пиррон – основной принцип мышления – сомнение в надежности философской истины.
Философия неоплатонизма. Плотин – показать суетность земного мира, научить своих учеников подниматься, созерцать божественное (последователь Платона).