Слайд 21. И. Кант
Кант (1724-1804) – родоначальник немецкой классической философии. Прежде чем обратиться
к вопросу собственно познания, он решает определить его границы. Необходимые условия познания, по Канту, заложены в самом разуме (организация которого предельна и конечна). Мир познается не так, как он есть, а так как он представляется человеку в качестве феномена (который нам дан опытным путем).
В результате воздействия «вещей в себе» (герметичных феноменов бытия) на органы чувств возникает хаос ощущений. Разум то и делает, что приводит в порядок этот хаос, привнося невольно свои собственные законы по усмотрению собственной организации. Т.О. мы не способны познать «вещи в себе» – в их объективном (интимном) состоянии.
Слайд 3 Однако некоторые чистые трансцендентные формы (время, пространство и другие категории) человеку
даны а priori, точно также как в самом познании находятся трансцендентные предпосылки и условия его восприятия (единство сознания). Кант поставил вопрос: каким образом можно свести чистое рациональное знание (логика суждений и понятий) с опытным знанием (феномены «вещей в себе»)? Философ считает, что существует «синтетическая сила суждения», позволяющая это сделать, соединив рассудок с опытом с помощью воображения (творческая интуиция) – некий способ схватывания в одном порыве одновременно и чувственных восприятий и их категориальных воплощений.
Слайд 4 Все же власть воображения не всемогуща. Поскольку непознаваемыми даже вследствие его
вмешательства остаются «вещи в себе» – тот островок агностицизма, который и влечет человека в процессе познания.
Впрочем истинное, насколько нам позволяет организация нашего разума, знание мы получить можем путем объединения априорных форм (суждений и понятий, которые даны нам до нашего рождения) и апостериорных феноменов внешнего мира (мира вещей).
Бог – «абсолютно необходимая сущность».
Слайд 5Главные труды: «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения» (1780-1790)
Слайд 62. И.Г. Фихте
Фихте (1762-1814). Пытается устранить противоречие между миром «вещей в
себе» (непознаваемое) и миром явлений (феномены «вещей в себе»). Развивает субъективный идеализм. По которому подлинная реальность – это единство субъекта и объекта, в едущую роль при этом играет субъект, поскольку он есть отправная точка познания (самоопределение Я через отрицание в не-Я (то, что фактически Я не является), но все-таки вынесенное в это не-Я, поскольку без данной проекции Я через не-Я последнее не имело бы право на существование).
Так вот, у Фихте появляются два рода действительности: одна себя создает через самоограничение от не-Я и другая, возникающая в результате творческого акта (проецирующее экстатическое сознание-творчество). Обе действительности фактически признаются существующими – и реальный мир, и виртуальный контекст. Второй мир существует настолько, насколько может давать право на его существование человек.