Содержание
- 2. Эстетические отношения всеобъемлющи– восприятие, чувство, вкус, память, гармония Духовные отношения – сплав чувства и интеллекта Вопрос:
- 3. ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ - прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое. ПРЕКРАСНОЕ - в ней
- 4. БЕЗОБРАЗНОЕ – особое единство, противоречащее и противостоящее идеалу. Реалистическое искусство стремилось всегда разоблачить безобразное. Большое количество
- 5. НИЗМЕННОЕ – отражает животно-бездуховное начало в человеческой жизни. Идеал здесь не возвеличивается, а полностью отсутствует. Низменное
- 6. КОМИЧЕСКОЕ – показывает несоответствие здравому смыслу явлений человеческой жизни, а также поступки и характеры людей, которые
- 7. ПРЕКРАСНОЕ - БЕЗОБРАЗНОЕ Отражение самого глубокого противоречия жизни – единства и борьбы противоположностей. Все, что есть
- 8. Вопросы: Что представляют эстетические отношения искусства к действительности? Каковы причины эстетических переживаний и эмоциональных состояний, которые
- 9. «ЧТО ДЕЛАТЬ?» структура христианского морального кодекса Три типа сознания: «оглашенные» – услышавшие божественное слово, но еще
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2Эстетические отношения всеобъемлющи– восприятие, чувство, вкус, память, гармония
Духовные отношения – сплав
Эстетические отношения всеобъемлющи– восприятие, чувство, вкус, память, гармония
Духовные отношения – сплав
Вопрос: каким должен быть мир, чтобы жизнь человека была хорошей и вполне удовлетворяла его и близких ему людей?
Идеал - должное
В соответствии с ним человек преобразует себя и окружающую действительность – процесс переживания и познания.
Идеальное(мыслимое) – не только воображаемый объект, но и определенная мера соотношения должного, желаемого человеком с тем, что есть в действительности.
Идеал – формирование конкретно-чувственного представления на основе целей, устремлений человечества к постоянному совершенству.
В основе эстетического развития человечества лежит стремление к гармонии, к совершенству.
Эстетические категории возникли в процессе естественно-исторического развития человека в окружающей его действительности.
Эстетический идеал – целостный конкретно-чувственный образ. Он подвижен. В нем соединены представления людей о совершенной, свободной, счастливой жизни и соответствующей ей жизнедеятельности человека и общества. В этом значении понятие идеал совпадает с понятием прекрасное.
Слайд 3ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ -
прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое.
ПРЕКРАСНОЕ
ЭСТЕТИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ -
прекрасное и безобразное, возвышенное и низменное, комическое и трагическое.
ПРЕКРАСНОЕ
Чем больше человек в данных социально-исторических условиях реализует свои творческие дарования, чем больше он господствует над предметным чувственным миром, тем больше он наслаждается трудом как игрой физических и интеллектуальных сил. Тем более насыщенной в эстетическом отношении является его жизнь.
Понятие о красоте - деятельное. Это помогает нам понять, когда и почему представление о прекрасном теряет связь с действительностью, когда оно противостоит ей (романтизм), когда оно перестает быть прекрасным (натурализм), когда связано с жизнью (реализм), когда превращается в свою противоположность - безобразное- (модернизм).
Прекрасное в эстетике – это еще и мастерское изображение объекта.
НО совершенно может быть выражено и воплощено безобразное, низменное, жестокое (Гоголь, Салтыков-Щедрин, Достоевский).
Прекрасное, вопло-
щенное в художественных образах, рассматривается как наиболее полное изображение жизненного явления и как предметное выражение творческих способностей людей. Является ли это идеалом в общечеловеческом смысле?
Слайд 4БЕЗОБРАЗНОЕ – особое единство, противоречащее и противостоящее идеалу. Реалистическое искусство стремилось всегда
БЕЗОБРАЗНОЕ – особое единство, противоречащее и противостоящее идеалу. Реалистическое искусство стремилось всегда
Большое количество безобразного – человек начинает испытывать наслаждение от созерцания безобразного или от совершения жестоких поступков – изуверы, фашисты, варвары. Так безобразное выводится в идеал.
Безобразное – все, что вызывает в человеке отрицательные эстетические эмоции, поднимающие его на борьбу со злом. В художественном мире это является предметом сатиры , изображенного посредством гротеска и сарказма.
Слайд 5НИЗМЕННОЕ – отражает животно-бездуховное начало в человеческой жизни. Идеал здесь не возвеличивается,
НИЗМЕННОЕ – отражает животно-бездуховное начало в человеческой жизни. Идеал здесь не возвеличивается,
Низменное в жизни и в людях характеризует отсутствие меры. Оно соотносимо лишь с сущностью и действиями человека. Это уродство, патология и встречается только в живой природе. Низменное в жизни людей – нравственное, духовное уродство. В определенных социальных условиях оно может быть крайне активным ( приобретательство, доведенное до абсурда, превратившее в животное чувство человеческую страсть) – расизм, апартеид, геноцид, грабежи, мародерство.
Низменное может стать потребностью, пафосом жизни человека или предметом изображения в искусстве (натурализм, порноискусство).
ВОЗВЫШЕННОЕ – эстетическая категория, отражающая значительные природные или социальные явления или самоотверженные героические действия и подвиги отдельных личностей, вызывающие восторг. Эти отношения возникают, когда человек, силы которого кажутся ничтожными по сравнению с внешними силами, тем не менее оказывается способным справиться с ними.
Возвышенными являются такие поступки, которые продиктованы реальной жизнью, а не божественным. То, что многим кажется сверхчеловеческим, оказывается подвластно людям с сильной волей.
Возвышенное – это одно из проявлений прекрасного, но сильнее, так как на первый план выходит реальное и подчиняет себе идеальное.
Слайд 6КОМИЧЕСКОЕ – показывает несоответствие здравому смыслу явлений человеческой жизни, а также поступки
КОМИЧЕСКОЕ – показывает несоответствие здравому смыслу явлений человеческой жизни, а также поступки
Смех становится серьезным средством преодоления усталости, страха, робости.
Характерная особенность комического – борьба с помощью смеха, юмора с тем, что утратило жизненность, но стремится продлить свое существование и потому выдает себя за новое. Это противоречие является для искусства самым привлекательным.
Смех в искусстве всегда критичен.
ТРАГИЧЕСКОЕ – одна из основных эстетических категорий, в которой отражается сущность беспощадной борьбы всего передового, устремленного к совершенству с отсталым, низменным, безобразным, в итоге которой герой гибнет, но его гибель приводит к торжеству передового идеала, за который он отдал жизнь.
КАТАРСИС – очищение в результате глубоких эмоциональных переживаний. Он снимает напряжение, делает души благородными, добрыми.
Нравственно-эстетическое воздействие трагического испытывает каждый человек.
Только добрые дела, возвышенные поступки оставляют в памяти людей глубокий след.(Прометей, Гамлет, Ромео и Джульетта).
Но в жизни возвышенное зачастую переплетено с низменным. В делах и поступках героев нередко сталкиваются высокие порывы и ничтожные результаты, негодные средства реализации. Заблуждения благородного человека являются следствием его наивности. Тогда и в жизни, и в искусстве образуется сплав трагикомического.
Слайд 7ПРЕКРАСНОЕ - БЕЗОБРАЗНОЕ
Отражение самого глубокого противоречия жизни – единства и борьбы противоположностей.
ПРЕКРАСНОЕ - БЕЗОБРАЗНОЕ
Отражение самого глубокого противоречия жизни – единства и борьбы противоположностей.
В мире нет неэстетических явлений.
Однако есть антиэстетические.
В совокупности эти категории дают возможность выразить всю полноту и богатство эстетического отношения человека к миру.
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ – это высшая форма эстетического отношения человека к действительности, воплощение в искусстве того, что уже оценено как прекрасное или безобразное, возвышенное или низменное, комическое или трагическое.
Это категория, отражающая результаты эстетического познания, целью которого является создание произведений, способных вызвать у людей ответные чувственные эстетические реакции, перерастающие в духовное удовольствие и наслаждение.
Слайд 8Вопросы:
Что представляют эстетические отношения искусства к действительности?
Каковы причины эстетических переживаний и эмоциональных
Вопросы:
Что представляют эстетические отношения искусства к действительности?
Каковы причины эстетических переживаний и эмоциональных
Почему человек должен занимать положительную или отрицательную эмоционально-эстетическую позицию?
Какое отношение к миру вырабатывает каждый человек?
Слайд 9«ЧТО ДЕЛАТЬ?»
структура христианского морального кодекса
Три типа сознания:
«оглашенные» – услышавшие божественное слово, но
«ЧТО ДЕЛАТЬ?»
структура христианского морального кодекса
Три типа сознания:
«оглашенные» – услышавшие божественное слово, но
«верные» – искренне верующие в Христа и пребывающие в нем физически так же, как он пребывал в них.
Христос – истина, воплощенный эстетический и этический идеал.
Три типа героев:
«пошлые люди» – те, кто прекрасно знает о приближающейся революции, но не может или не хочет руководствоваться этим знанием при совершении поступков.
«новые люди» – те, кто пытается жить в соответствии с нравственными аксиомами, которые они считают истинными.
«особенный человек» – создатель морального кодекса.