Пассажиры философского парохода

Слайд 2

БИОГРАФИЯ

Фёдор Августович Степун (18 февраля 1884, Москва — 23 февраля 1965,

БИОГРАФИЯ Фёдор Августович Степун (18 февраля 1884, Москва — 23 февраля 1965,
Мюнхен) — российско-немецкий философ, близкий Баденской школе неокантианства, социолог, историк, литературный критик, общественно-политический деятель, писатель.
В 1902 отправляется по совету приват-доцента Московского университета Б.П. Вышеславцева изучать философию в Гейдельбергский университет. В 1910 защитил докторскую диссертацию на тему «Философия Владимира Соловьёва».
После февраля 1917 года занимал пост начальника политического управления Военного министерства во Временном правительстве.
В 1919–1920 литературный руководитель и режиссёр Показательного театра в Москве.
В ноябре 1922 выслан советской властью за границу. Сначала жил в Берлине, где преподавал в Русском научном институте до его закрытия в 1925 году.
.

Слайд 3

ПРИЧИНЫ ВЫСЫЛКИ

Степуну прислали только что вышедшую в Германии книгу Освальда Шпенглера "Закат

ПРИЧИНЫ ВЫСЫЛКИ Степуну прислали только что вышедшую в Германии книгу Освальда Шпенглера
Европы". Книга произвела на Федора Августовича сильное впечатление, по его инциативе выходит вполне просветительский сборник "Освальд Шпенглер и закат Европы" с заглавной статьей самого Степуна. Однако Ленин увидел в сборнике "литературное прикрытие белогвардейской организации".

Слайд 4

СУДЬБА В ЭМИГРАЦИИ

В 1926 году получил место профессора социологии в Дрезденском техническом

СУДЬБА В ЭМИГРАЦИИ В 1926 году получил место профессора социологии в Дрезденском
университете. Выступал с публичными лекциями в городах Германии, Швейцарии и Франции. Возглавил "Общество имени Вл. Соловьева" в Дрездене, ставшее одним из центров духовной жизни русских изгнанников в Европе.
В 1937 году нацисты лишили Степуна права преподавать – «за жидофильство и русофильство»
В 1947 году возглавил созданную специально для него кафедру истории русской культуры в Мюнхенском университете, где вел уникальный предмет - историю русской мысли.
Был отмечен высшим знаком отличия ФРГ за вклад в развитие русской и европейской культуры. Его называли "мостом между Россией и Германией".

Слайд 5

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ

На протяжении жизни, считал он, человек постоянно разрешает противоречие между целостностью

ФИЛОСОФСКИЕ ВЗГЛЯДЫ На протяжении жизни, считал он, человек постоянно разрешает противоречие между
(единодушием) и многообразием ее проявлений (многодушием), между осознанием себя как факта и как задания. В зависимости от варианта решения, Степун выделяет три типа души (личностей): 1) мещанскую (выбор в пользу удобства жизни как данности); 2) мистическую (выбор в пользу непосредственного слияния с Богом); 3) артистическую (равное утверждение обоих полюсов жизни и творчества, единодушия и многодушия). Творчество создает: а) ценности состояния, организующие и упорядочивающие жизнь (личность, любовь, нация, семья) и б) предметные ценности (блага науки, научной философии, нравственности, права, искусства). В культуре привилегированное положение занимает искусство (благодаря единству содержания и формы), в искусстве - театр (благодаря единству актера и зрителя). Искусство символично, оно выражает идею не однозначно, а многосмысленно. Постигая символику, художник в художественных образах "выкликает" и "высветляет" заложенные в ней идеи, "возвращая" конкретность мира Богу. Человеку нужны не "точки зрения", а "видение мира", объемлющее мир в целостности ("сочувствующее видение"). Видение, с точки зрения С., дает христианство как духовный опыт веры, любви и свободы.