Содержание
- 2. Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности — космоса, природы, человека.
- 3. Истинное бытие — это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли бога, “питается разумом и
- 4. Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя огромное
- 5. Бытие — реальность, существующая независимо от сознания (различают материально-предметное, объективно-идеальное, личности); категория, фиксирующая основу существования. Онтология
- 6. МАТЕРИАЛИЗМ И БЫТИЕ Так, исследователи, считающие, что наш мир представляет собой совокупность материальных объектов, находящихся в
- 7. ИДЕАЛИЗМ И БЫТИЕ И природа, и космос, и вселенная как категории могут трактоваться не только с
- 8. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ Мир — также важная категория онтологии. Следует отличать мир как синоним светской (вне церкви)
- 9. Бытие — такая категория, которую в силу ее универсальности сложно определить, а тем более — определить
- 10. В Древнем Китае порождаемые Дао бытие и небытие доступны осмыслению. Бытие — именно как бытие, носящее
- 11. В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост научных знаний, усложнение «картины
- 12. Важным принципом является реализм, означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого человека — части этого
- 13. МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ Чаще всего внимание обращается на кажущуюся наиболее очевидной форму бытия — материальную. Бытие материальных
- 14. СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ Важно то, что социальное бытие представляет собой относительно самостоятельную форму бытия. Социальное бытие является
- 15. ДУХОВНОЕ БЫТИЕ Социально бытие отличает от остальной природы духовная составляющая общественной жизни на любом ее уровне.
- 16. БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ С материалистической точки зрения бытие можно представить как то, что есть. что существует,
- 17. БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен
- 18. Основные качества сознания: когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека от бытия других
- 19. Сознание как высшая форма отражения есть только сознание человека. Стало быть, история возникновения и развития сознания
- 21. Скачать презентацию
Слайд 2 Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности
Бытие — это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности
Впервые понятие “бытие” как специфическую категорию для обозначения существующей реальности использует древнегреческий мыслитель Парменид (ок. 540 — 470 гг. до н. э.). Согласно Пармениду, бытие существует, оно непрерывно, однородно и совершенно неподвижно. Ничего другого, кроме бытия нет. Все эти идеи содержатся в его утверждении: “следует говорить и думать, что сущее есть, ибо бытие есть, в то время как ничего другого нет”.
Пармени́д из Эле́и
Слайд 3Истинное бытие — это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли
Истинное бытие — это идея, это мысль всякой души, которая, подобно мысли
Человеческое сознание констатирует существование этого бытия и тем самым как бы получает незыблемую точку опоры для подтверждения вечности и нерушимости мира. Однако существует и другое, обыденное понимание бытия, которое обусловлено временным преходящим существованием человека и получает соответствующее отражение в его сознании. Это бытие временное, конечное, преходящее. Именно так оно воспринимается человеком.
Слайд 4Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя
Мир как повседневная реальность предстает перед человеком как целостное явление, всеобщее единство, включающее в себя
Формы человеческого бытия можно представить так:
бытие материальных явлений, вещей, процессов, которые, детализируя, в свою очередь, можно разделить на природное бытие во всем его многообразии и материальное бытие, созданное человеком;
материальное бытие человека, в котором для удобства анализа можно выделить телесное существование человека как части природы и существование человека как мыслящего и одновременно социально-исторического существа;
духовное бытие, включающее в себя индивидуализированную духовность и общечеловеческую духовность.
Слайд 5 Бытие — реальность, существующая независимо от сознания (различают материально-предметное, объективно-идеальное, личности); категория,
Бытие — реальность, существующая независимо от сознания (различают материально-предметное, объективно-идеальное, личности); категория,
Онтология (от греч. он — сущее, логос — слово, учение, понятие) — учение о бытии как таковом, раздел философии о фундаментальных принципах бытия; наиболее общие принципы и категории сущего.
Понятие «онтология» появилось лишь в XVII в., введено Родольфом Гоклениусом (1547-1628) как синоним метафизики, но тематика онтологии существовала с древних времен. Поэтому определение онтологии как «первой философии» достаточно точно отражает ее роль в системе философского (и лаже в целом научною) знания. В то же время отношение к онтологии в философской среде неоднозначно. Так, онтологический подход к окружающей действительности критиковал И. Кант, который считал, что восприятие окружающего мира возможно лишь через априорные формы сознания.
Слайд 6МАТЕРИАЛИЗМ И БЫТИЕ
Так, исследователи, считающие, что наш мир представляет собой совокупность
МАТЕРИАЛИЗМ И БЫТИЕ
Так, исследователи, считающие, что наш мир представляет собой совокупность
Подобным образом строятся онтологические представления материалистов, хотя у разных материалистических школ онтология может иметь свои особенности. Исходным пунктом исследования окружающего мира может стать природа в ее материалистическом понимании, как конкретное проявление материи и многообразии ее форм, явлений, процессов. С природой оказываются схожи категории космос, вселенная, универсум.
Слайд 7ИДЕАЛИЗМ И БЫТИЕ
И природа, и космос, и вселенная как категории могут
ИДЕАЛИЗМ И БЫТИЕ
И природа, и космос, и вселенная как категории могут
Онтологические воззрения идеалистов не менее разнообразны, чем взгляды материалистов. Общее в них то, что материя уже не имеет статуса основы всего сущего. Источником всего, что окружает человека, а также во многих случаях и причиной самого существования человека, оказывается идеальное начало. Бог, Мировая идея, Космический разум, Абсолют - такого рода категории могут лежать в основе философских систем идеалистов (объективный идеализм). Исходной категорией может оказаться и индивидуальное сознание (субъективный идеализм). Согласно таким воззрениям. именно индивидуальным сознанием определяется окружающий мир.
Слайд 8СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ
Мир — также важная категория онтологии. Следует отличать мир как синоним
СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ
Мир — также важная категория онтологии. Следует отличать мир как синоним
Среди наиболее значимых категорий онтологии следует назвать субстанцию. Это тоже объективная реальность, но рассматриваемая не со стороны многообразия ее форм, а со стороны ее внутреннего единства (в независимости от разнообразия форм, проявлений). Другими словами, субстанция — это предельное основание реальности, то, чем в конечном итоге является все воспринимаемое человеком, с чем он гак или иначе сталкивается (что познал ранее, с чем может встретиться в будущем). Для материалистов это материя; сознание, с их позиции, — лишь одно из явлений, возникших в результате ее развития, явление пусть и очень важное, сложное, но «несамостоятельное».
Слайд 9 Бытие — такая категория, которую в силу ее универсальности сложно определить, а
Бытие — такая категория, которую в силу ее универсальности сложно определить, а
Процесс понимания бытия во многом равносилен процессу освоения окружающей действительности и самопознания, смысла существования природы, человека и общества. Поэтому качество представлений о бытии характеризует уровень культуры, философской зрелости того или иного общества, человечества в целом.
Так, в древнеиндийской философии бытие детерминировано активностью Брахмы, фазы дыхания которого определяли смену бытия и небытия, а жизнь и смерть (чередующиеся, как день и ночь) означали абсолютное бытие и абсолютное небытие.
Слайд 10В Древнем Китае порождаемые Дао бытие и небытие доступны осмыслению. Бытие —
В Древнем Китае порождаемые Дао бытие и небытие доступны осмыслению. Бытие —
В ранней Античной философии бытие представлялось множеством материальных объектов, возникших в результате взаимодействия различных стихий — земли, воды, воздуха, огня. Однако основа материи была одна; в различных подходах это были вода, воздух, огонь, апейрон, атомы, В отдельных случаях основа бытия представала не материальной стихией, а, например, числом. При этом нередко бытие оказывалось динамичным, изменчивым в своих проявлениях; самый яркий пример диалектического представления о бытии в досократической философии — учение Гераклита. Но были и противоположные мнения.
В Средние века бытие — это прежде всего Бог, а также сотворенный им мир. Человек в этом мире, с одной стороны, венец творения, самое совершенное из всего сотворенного, с другой — несамостоятельное, слабое существо. Изначальное бытие — идеально, и идеальная составляющая бытия, безусловно, определяющая.
Слайд 11В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост
В Новое время развивались и материалистические, и идеалистические представления о бытии. Рост
Слайд 12 Важным принципом является реализм, означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого
Важным принципом является реализм, означающий очевидность, действительность окружающего человека мира и самого
Если реализм прежде всего указывает на очевидность мира, то другой принцип — субстанциализм - свидетельствует о некой онтологической основе мира, позволяющей воспринимать его не как совокупность самостоятельных систем и процессов, а как единое, как целостность. При этом для одних субстанция — это материя, для других — идеальная сущность. С другой стороны, несмотря на единство мира, отраженного в категории «бытие», он представляет собой многообразие различных проявлений — форм. Это отражено в таком принципе, как плюрализм. Наконец, многообразие форм предопределяет разнообразие связей между отдельными предметами между системами предметов, между различными процессами и, следовательно, непрерывные изменения и самих этих предметов, и систем, и отношений между ними. Другими словами, бытие представляет собой множество объектов, находящихся в постоянном движении, в динамике, в развитии. Это закреплено принципом динамизма.
Слайд 13МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ
Чаще всего внимание обращается на кажущуюся наиболее очевидной форму бытия
МАТЕРИАЛЬНОЕ БЫТИЕ
Чаще всего внимание обращается на кажущуюся наиболее очевидной форму бытия
Материальный мир может быть представлен как совокупность объектов различных уровней, таких, как ядерный, молекулярный, уровни отдельных предметов, планетных систем, галактик и др.
Возможна и другая классификация. Среди материальных объектов выделяют объекты неживой природы, объекты живой природы, социальные образования. Соответственно можно выделить урони неживой природы, живой природы, социальной природы.
В свою очередь, в неживой природе можно выделить подуровни неорганической и органической материи. Живую природу можно разделить на бактерии, растения, животных. В социальном бытии обычно определяют уровни человека, социальной группы, общества, всего человечества. Впрочем, возможны и иные подходы к классификации различных форм бытия.
Слайд 14СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ
Важно то, что социальное бытие представляет собой относительно самостоятельную форму бытия. Социальное
СОЦИАЛЬНОЕ БЫТИЕ
Важно то, что социальное бытие представляет собой относительно самостоятельную форму бытия. Социальное
Слайд 15ДУХОВНОЕ БЫТИЕ
Социально бытие отличает от остальной природы духовная составляющая общественной жизни
ДУХОВНОЕ БЫТИЕ
Социально бытие отличает от остальной природы духовная составляющая общественной жизни
В то же время необходимо отметить и некоторые другие подходы в определении форм бытия. Так, в бытии могут быть выделены уровни ноуменов (умопостигаемая сущность или предмет, существующий сам но себе, независимо от субъекта) и феноменов (явлений, постигаемых в чувственном опыте). То есть бытие делят на бытие ноуменальное — бытие предметов, вещей, систем и бытие феноменальное — бытие представлений человека о предметах.
Слайд 16БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ
С материалистической точки зрения бытие можно представить как то,
БЫТИЕ И НЕБЫТИЕ
С материалистической точки зрения бытие можно представить как то,
Слайд 17БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в
БЫТИЕ И СОЗНАНИЕ
Сознание — это определенное состояние, свойственное только человеку, в
Бытие сознания — это важная часть бытия человека, поэтому в сознании следует выделять и изучать не только ту его сторону, которая выступает при осознании самого сознания, не только его рефлексию, но и ту, которая, составляя живую компоненту живого действия реального человека, не подвергается им рефлексивному анализу.
Сложнейшее взаимодействие и противостояние бытия и сознания, материального и духовного вырастает из всей человеческой практики, культуры, пронизывает их. Именно поэтому эти понятия, которые имеют значение лишь в паре, в их полярной соотнесенности, охватывают все поле мировоззрения, составляют его предельно общую (универсальную) основу.
Слайд 18Основные качества сознания:
когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека
Основные качества сознания:
когнитивная и коммуникативная оснащенность сознания — позволяет отличать бытие человека
целостная связанность и согласованность взаимодействия отдельных структур сознания — позволяет работать сложнейшей системе весьма разнородных процессов: мыслительных, эмоциональных, чувственных, волевых, мнемических (процессы памяти), интуитивных и др.;
интенциональная способность сознания, которая выражает направленность сознания на кого-либо, на что-либо или сознания о ком-либо, о чем-либо, отличает направленность сознания «вовне» и «вовнутрь», т. е. сознание должно быть ориентировано либо на внешний мир бытия человека, либо на его внутренний мир;
эпистемические, которые выражают состояния внутреннего мира человека, — эти качества предполагают состояния сомнения, убеждения, веры, уверенности и др.
Слайд 19Сознание как высшая форма отражения есть только сознание человека. Стало быть, история
Сознание как высшая форма отражения есть только сознание человека. Стало быть, история
Сознание как особое свойство материи, неразрывно связано с языком, речью и их развитием. С другой стороны, вне языка, речи невозможно сознание. Без слова — основы “конструкции” языка и речи невозможно обобщенное отражение. Так называемый язык жестов, мимики и т.п. вне слов не в состоянии отражать, и тем самым осуществлять передачу и обмен информацией. Слово, язык, речь будем употреблять в однозначном смысле. Уже самое простое слово обобщает, в то время, как другой “носитель” информации — жест, мимика, звуковые сигналы и т.п. — способен обозначить то или иное событие в его конкретно-чувственном, непосредственно данном виде.