Тема 2.1. Восточная философия

Содержание

Слайд 2

КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

ИНДИЯ
Брахманизм – религиозная система арийских племен, идейная основа

КУЛЬТУРНЫЕ ИСТОКИ ФИЛОСОФИИ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА ИНДИЯ Брахманизм – религиозная система арийских племен,
индуизма
Древнеиндийский эпос – Рамаяна, Махабхарата
КИТАЙ
У-цзин – Пятикнижие:
И-цзин – Книга Перемен – книга гаданий на гексоараммах
Ши-цзин – Книга песен
Шу-цзин – Книга преданий
Ли цзи – Книга церемоний
Чунь-цю – Книга Весен и Осеней

Слайд 3

Периодизация:
Ведийский период (XVв. до н.э. – Vв. до н.э.)
Классический или брахмано-буддийский (Vв.

Периодизация: Ведийский период (XVв. до н.э. – Vв. до н.э.) Классический или
до н.э. – X в.)
Постклассический или индуистский (X в.–XIX в.)
Современный (с XIX в. по настоящее время)

ИНДИЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Слайд 4

СПЕЦИФИКА ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Философия носит религиозный характер
В мире существует духовное начало (брахман), которое

СПЕЦИФИКА ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Философия носит религиозный характер В мире существует духовное начало
заранее предопределяет гармонию и порядок в мире
Оправдание кастовой системы
Жизнь есть вечное колесо перевоплощений (сансара)
В мире правит закон кармы (закон воздаяния), определяющий порядок перерождений
Важнейшая задача человека – контроль над собой
Главная цель человека – достижение нирваны

Слайд 5

ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД

Тексты:
ВЕДЫ (самхиты):
Ригведа
Яджурведа
Самаведа
Ахтарваведа

II. БРАХМАНЫ – священные писания, пояснения к ведийским ритуалам
III. УПАНИШАДЫ

ВЕДИЙСКИЙ ПЕРИОД Тексты: ВЕДЫ (самхиты): Ригведа Яджурведа Самаведа Ахтарваведа II. БРАХМАНЫ –
– религиозно-философские трактаты о природе вселенского духа Брахмана и индивидуальной души атмана
IV. АРАНЬЯКИ – описания сложных ритуальных практик

Слайд 6

ДАРШАНЫ –
ортодоксальные школы индийской философии

Санкхья Йога
Ньяя Миманса
Вайшешика Веданта

Неортодоксальные школы индийской философии

Джайнизм

ДАРШАНЫ – ортодоксальные школы индийской философии Санкхья Йога Ньяя Миманса Вайшешика Веданта
Буддизм Лакаята (Чарвака)

Слайд 7

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Сансара - вечный круг перерождений по закону кармы
Карма -

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Сансара - вечный круг перерождений по закону кармы
вселенский причинно-следственный закон, согласно которому праведные или греховные действия человека определяют его судьбу…
Мокша - освобождение из круговорота рождений и смертей (сансары) и всех страданий и ограничений материального существования.
Нирвана – состояние человека, которое наступает после мокши, некая принципиально отличная от эмпирической форма внеличностного бытия.

Слайд 8

КОЛЕСО

САНСАРЫ

КОЛЕСО САНСАРЫ

Слайд 9

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Дхарма - совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ИНДИЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Дхарма - совокупность установленных норм и правил, соблюдение
необходимо для поддержания космического порядка.
Атман - вечная, неизменная духовная сущность, абсолют, осознающий своё собственное существование. Согласно Упанишадам и веданте различают индивидуальный атман (индивидуальную душу) и высший атман (персонифицированного бога Ишвара).
Брахман - понятие, обозначающее надличностный, индифферентный абсолют, «душу мира», первооснову всех вещей и феноменов.

Слайд 10

Санкхья
Учение о наличии следствия в причине, следствие и причина понимаются как два

Санкхья Учение о наличии следствия в причине, следствие и причина понимаются как
состояния (выявленное и невыявленное) одной и той же субстанции.
В мире действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). 
Пракрити независима и активна, состоит из трёх гун:
саттва — основа разума, характеризуется тонкостью, легкостью, светом и радостью;
раджас — основа энергии, характеризуется активностью, возбуждением и страданием;
тамас — основа инерции, характеризуется грубостью, апатией, аморфностью и тьмой.
Все физические явления рассматриваются как проявления эволюции Пракрити.

Слайд 11

Санкхья
Порождение мира объектов:
Махат - чистая потенция, отсутствуют субъектно-объектные отношения.
Аханкара – индивидуализация. В

Санкхья Порождение мира объектов: Махат - чистая потенция, отсутствуют субъектно-объектные отношения. Аханкара
зависимости от преобладания гуны, формируются:
в преобладании саттвы: ум, 5 органов восприятия (слух, осязание, зрение, вкус, обоняние); 5 органов действия (руки, ноги, речь, орган выделения, орган размножения);
в преобладании тамас: 5 тонких элементов (эфир, воздух, свет, жидкое, твёрдое).
раджас обеспечивает энергией тамас и саттву для образования их продуктов.

Слайд 12

Йога

«Обуздание волнений, присущих уму»
Йога-сутра. Патанджали II в. до н.э.

«Бхагавад-гита» описывает три

Йога «Обуздание волнений, присущих уму» Йога-сутра. Патанджали II в. до н.э. «Бхагавад-гита»
наиболее важные вида йоги:
Карма-йога — «йога деятельности»
Бхакти-йога — «йога преданности», или «йога преданного служения»
Джнана-йога — «йога знания».
Раджа-йога нацелена на установление контроля над умом.
Хатха-йога — сосредоточена на очищении тела, приводящего к очищению ума (ха), и праны, или жизненной энергии (тха)

Слайд 13

Яма — принципы взаимодействия с внешней средой
ахимса— ненасилие (в том числе вегетарианство);
сатья— правдивость;
астея— неприсвоение

Яма — принципы взаимодействия с внешней средой ахимса— ненасилие (в том числе
чужого (неворовство);
брахмачарья— воздержание; контроль похоти и сохранение целомудрия до вступления в брак; внутренняя собранность, нераспущенность;
апариграха— нестяжательство (неприятие даров), ненакопительство, непривязанность.

Ступени йоги. Хатха-йога

Слайд 14

Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой
Шауча — чистота, как внешняя (чистоплотность), так

Нияма — принципы взаимодействия с внутренней средой Шауча — чистота, как внешняя
и внутренняя (чистота ума).
Сантоша — скромность, удовлетворённость настоящим, оптимизм.
Тапас — самодисциплина, усердие в достижении духовной цели.
Свадхьяя — познание, изучение духовной и научной литературы, формирование культуры мышления.
Ишвара-пранидхана — принятие Ишвары (Бога) в качестве своей цели, единственного идеала в жизни.

Слайд 15

Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности
Пранаяма — контроль над праной («жизненной

Асана — объединение ума и тела посредством физической деятельности Пранаяма — контроль
энергией») посредством особых дыхательных практик

Слайд 16

Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами
Дхарана — целенаправленная концентрация

Пратьяхара — отвлечение чувств от контакта с их объектами Дхарана — целенаправленная
ума
Дхьяна — медитация (внутренняя деятельность, которая постепенно приводит к самадхи)
Самадхи — просветление, состояние исчезновения идеи собственной индивидуальности, снимаются противоречия внешнего и внутреннего мира

Ступени йоги. Раджа-йога

Слайд 17

Буддизм

БУДДИЗМ

Сиддхартха Гаутама,
Шакьямуни IVв. до н.э.

Школы:
Тхеровада
Махаяна (Великая колесница)
Хинаяна (Малая колесница)
Ваджраяна (Алмазная колесница)

Буддизм БУДДИЗМ Сиддхартха Гаутама, Шакьямуни IVв. до н.э. Школы: Тхеровада Махаяна (Великая

Слайд 18

Четыре благородные истины буддизма

Жизнь есть страдание (дукха).
Причина страданий – в наших желаниях.
Чтобы

Четыре благородные истины буддизма Жизнь есть страдание (дукха). Причина страданий – в
избавиться от страданий, надо избавиться от желаний
Существует восьмиричный путь избавления от желаний

Слайд 19

Восьмиричный путь избавления от страданий

Мудрость
Правильное воззрение
Правильное намерение
Нравственность
Правильная речь
Правильное поведение
Правильный образ жизни
Духовная дисциплина
Правильное

Восьмиричный путь избавления от страданий Мудрость Правильное воззрение Правильное намерение Нравственность Правильная
усилие
Правильное памятование
Правильное сосредоточение

Слайд 20

ДЖАЙНИЗМ

Основоположник – Вардхамана (Джина)
Основной признак души – сознание.
Степень сознательности в душах разная,

ДЖАЙНИЗМ Основоположник – Вардхамана (Джина) Основной признак души – сознание. Степень сознательности
но потенциал совершенствования безграничен. Пример достижения совершенства – святые. Люди должны следовать их примеру.

Причины привязанности души к телесным страстям – непросвещённость. Но истинное знание предполагает соответствующее ему поведение человека.
Только дурная жизнь приводит к страданию, Индивидуальная душа реальна (отличие от буддизма) и она может вырваться из колеса сансары (отличие от брахманизма)

Слайд 21

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИИ

Если в древнеиндийской философии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, то в

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ КИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИИ Если в древнеиндийской философии преобладало религиозно-мифологическое мировоззрение, то
древнекитайской предфилософии доминирует обыденное сознание;
Как и в индийской философии, в древнекитайской естественно-научное знание не находит адекватного выражения;
Как и для индийской философии, для китайской характерен глубокий традиционализм;
Личность имеет только служебную ценность в сопоставлении с ценностью общества

Слайд 22

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ

Конфуцианство ( Кун Фу-цзы, Мэн-цзы, Сунь-цзы)
Даосизм (Лао-цзы, Ян

ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ ДРЕВНЕКИТАЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ Конфуцианство ( Кун Фу-цзы, Мэн-цзы, Сунь-цзы) Даосизм (Лао-цзы,
Чжу, Чжуан-цзы)
Моизм (Мо-цзы)
Легизм ( Шан Ян, Хань Фей –цзы)
Натурфилософская школа (Цзоу Янь) и академия Цзися (Сун Цзянь, Шэнь Дао, Инь Вэнь-цзы
Школа имен мин цзя (Дэн Си, Хуэй Ши, Гунсунь Лун)

Слайд 23

Основные понятия философии Древнего Китая

Дао – путь;
Дэ – благодать, наилучший способ существования

Основные понятия философии Древнего Китая Дао – путь; Дэ – благодать, наилучший
каждого существа;
Инь /Ян – основные космические силы, первопричины постоянной изменчивости в природе;
Ли – закон, порядок вещей, истина, нематериальное начало;
Ци – фундаментальная энергетическая субстанция, бескачественное первовещество, которое лежит в основе Вселенной, где всё существует благодаря его изменению
Жень – великодушие, совокупность всех видов правильного отношения к людям, обществу и природе
У-вэй – созерцательная пассивность, недеяние

Слайд 24

НАТУРФИЛОСОФИЯ

ДАО

ИНЬ

ЯН

НАТУРФИЛОСОФИЯ ДАО ИНЬ ЯН

Слайд 26

КОНФУЦИАНСТВО

Идеализация прошлого. «золотой век» – ориентир, прообраз будущего сильного, богатого и добродетельного

КОНФУЦИАНСТВО Идеализация прошлого. «золотой век» – ориентир, прообраз будущего сильного, богатого и
государства;
Культ предков модифицируется в систему «сыновней почтительности» (сяо);
Этический идеал – учение о «благородном муже», который обладает 5 постоянствами: гуманностью, справедливостью, знанием ритуала, мудростью и почтительностью;
Идеал социальных взаимоотношений – семья;
Тянь (Небо) – высшая мироуправляющая сила, судьба.
Неравенство людей в зависимости от происхождения - норма

Слайд 27

ДАОСИЗМ
Сокровенное Дао производит из себя энергию ци (Хаос), которая дифференцируется на Инь

ДАОСИЗМ Сокровенное Дао производит из себя энергию ци (Хаос), которая дифференцируется на
и Ян. Они порождают «Срединную гармонию» – Человека, Небо и Землю. Срединная гармония порождает всё сущее.
Поиск путей бессмертия человека. Внешняя и внутренняя алхимия.
Человек – микрокосм, наиболее одухотворенное существо, представляющее гармонию Неба и Земли. Идеал поведения – самоестественность, следование своей природе. Идеал социального устройства – жизнь без государства.
Проповедь идеалов упрощения, равенства, единения с природой, следуя природе вещей можно легко достичь цели.

Слайд 28

МОИЗМ

Содействие достойным и выдвижение умелых, независимо от знатности их происхождения
Равная ко всем

МОИЗМ Содействие достойным и выдвижение умелых, независимо от знатности их происхождения Равная
любовь и осуждение нападений.  Цель государства — принесение максимальной пользы максимальному большинству людей. 
Осуждение музыки и осуждение фатализма.
Умеренность в расходах и умеренность при погребении.
Небо наделено мудростью и чувством морали и соотнесение с ним — объективный стандарт праведного и нравственного поведения.