Философия эпохи Нового времени

Содержание

Слайд 2

В центре внимания философии Нового времени – теория познания

Задача

Поиск философского научного

В центре внимания философии Нового времени – теория познания Задача Поиск философского
метода

Главная проблема

Получение достоверного знания, ставшего основанием всей получаемой системы знаний

Слайд 3

Фрэнсис Бэкон (1561-1626)

Знание - сила

Люди только должны понять, что существуют

Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Знание - сила Люди только должны понять, что существуют
два рода познания:
1) познание добра и зла
2) познание сотворенных Богом вещей.
Познание добра и зла людям запрещено. Его им дает Бог через Библию.
А познавать сотворенные вещи человек, наоборот, должен с помощью своего ума.
Сама история подтверждает, что, познавая тайны природы, люди изобрели лук, огонь, плуг и др. и этим способствовали улучшению своей жизни.
Значит, наука должна занимать достойное место в "царстве человека".
Ее предназначение в том, чтобы умножать силу и могущество людей, обеспечивать им богатую и достойную жизнь.

Слайд 4

Процесс познания имеет два этапа:
1) чувства осведомляют о вещах и
2) разум

Процесс познания имеет два этапа: 1) чувства осведомляют о вещах и 2)
судит об их причинах.

Однако и чувства, и ум постоянно привносят в познание ошибки и заблуждения. Бэкон называл их "идолами" (ложными образами)  или "призраками".

ИДОЛЫ РОДА

ИДОЛЫ ПЛОЩАДИ

ИДОЛЫ ПЕЩЕРЫ

ИДОЛЫ ТЕАТРА

Слайд 5

Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом

Идолы рода находят основание в самой природе человека, в племени или самом
роде людей, ибо ложно утверждать, что чувства человека есть мера вещей. Наоборот, все восприятия как чувства, так и ума покоятся на аналогии человека, а не на аналогии мира. Ум человека уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде.

Стремление уподоблять природу человеку (как проявление общей установки объяснять неизвестное по аналогии с известным).

Тенденция к упрощению, проявляющаяся в предположении, что в изучаемом объекте больше порядка и целесообразности, чем на самом деле.

Склонность переоценивать значение неожиданных, необычных и удивительных явлений, отнюдь не обязательно репрезентативных.

Слайд 6

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных

Идолы пещеры суть заблуждения отдельного человека. Ведь у каждого помимо ошибок, свойственных
роду человеческому, есть своя особая пещера, которая ослабляет и искажает свет природы. Происходит это или от особых прирождённых свойств каждого, или от воспитания и бесед с другими, или от чтения книг и от авторитетов, перед какими кто преклоняется, или вследствие разницы во впечатлениях, зависящей от того, получают ли их души предвзятые и предрасположенные или же души хладнокровные и спокойные...

Слайд 7

Идолы площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому

Идолы площади. Люди объединяются речью. Слова же устанавливаются сообразно разумению толпы. Поэтому
плохое и нелепое установление слов удивительным образом осаждает разум.

Поверхностный и искусственный характер различий, устанавливаемых обыденным словоупотреблением (неудачные имена для существующих вещей):
словесное отождествление вещей, в основах своих различных (например, «земля» как одна из «четырёх субстанций»);
словесное различение вещей, в основе своей идентичных (например, лёд, вода, пар).
Возможность изобретения и употребления имён несуществующих вещей (например, «судьба», «перводвигатель» и т.п.), вследствие чего разум втягивается в беспредметные, бессмысленные и бесплодные споры.

Слайд 8

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии,

Существуют, наконец, идолы, которые вселились в души людей из разных догматов философии,
а также из превратных законов доказательств.

Их мы называем
идолами театра

ибо мы считаем, что, сколько есть принятых или изобретённых философских систем, столько поставлено и сыграно комедий, представляющих вымышленные и искусственные миры.

Слайд 9

Природа научного познания

Природа научного познания

Слайд 10

До сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо

До сих пор открытия делались случайно, не методически. Их было бы гораздо
больше, если бы исследователи были вооружены правильным методом.
Метод - это путь, главное средство исследования.
Даже хромой, идущий по дороге, обгонит нормального человека, бегущего по бездорожью.

ИНДУКЦИЯ - это необходимая для наук, опирающаяся на показания органов чувств, единственно истинная форма доказательства и метод познания природы.

Слайд 11

Таблицы сущности и присутствия

Примеры, сходящиеся в природе тепла:

Солнечные лучи, особенно летом и

Таблицы сущности и присутствия Примеры, сходящиеся в природе тепла: Солнечные лучи, особенно
в полдень.
Солнечные лучи, отражённые и собранные, как, например, среди гор или в стенах и особенно в зажигательных зеркалах.
Огненные метеоры.
Воспламеняющиеся молнии.
Извержение пламени из горных недр и т. д.
Всякое пламя.
Раскалённые тела.
Естественные горячие источники.
Кипящие или нагретые жидкости.

Таблицы отклонения, или отсутствия

Слайд 12

истинная индукции

Итак, следует совершать разложение и разделение
природы, конечно, не огнём,

истинная индукции Итак, следует совершать разложение и разделение природы, конечно, не огнём,
но разумом,
который есть как бы божественный огонь.

Поэтому первое дело истинной индукции (в отношении открытия форм) есть отбрасывание, или исключение, отдельных природ, которые не встречаются в каком-либо примере, где присутствует данная природа, или встречаются в каком-либо примере, где отсутствует данная природа, или встречаются растущими в каком-либо примере, где данная природа убывает, или убывают, когда данная природа растёт.

Тогда после отбрасывания и исключения, сделанного
должным образом(когда все легковесные мнения
обратятся в дым), на втором месте (как бы на дне) останется положительная форма, твёрдая, истинная и хорошо определённая.

Слайд 13

Рене Декарт
1596-1650

Основоположник рационализма
Нового времени

Самое знаменитое высказывание:
«Мыслю, следовательно, существую»

Рене Декарт 1596-1650 Основоположник рационализма Нового времени Самое знаменитое высказывание: «Мыслю, следовательно, существую»

Слайд 14

Всякий раз, как я произношу слова «Я существую»
или воспринимаю это высказывание

Всякий раз, как я произношу слова «Я существую» или воспринимаю это высказывание
умом, оно по необходимости является истинным.

Однако, коль скоро я себя в чём-то убедил, значит, я всё же существовал?

Я допускаю, что всё видимое мною ложно и предполагаю никогда не существовавшим всё, что являет память; я полностью лишён чувств.

Мне необходимо до основания разрушить эту постройку, если я
хочу установить в науках что-то прочное и постоянное.

Слишком многие ложные мнения я принимал за истинные,
и слишком сомнительны положения, принятые на основе
этих ложных мнений.

Слайд 15

Но раз моя уверенность в собственном существовании зиждется на факте мышления,

Но раз моя уверенность в собственном существовании зиждется на факте мышления, значит
значит я есть
мыслящее существо.

Следовательно, моё собственное существование – несомненная истина.

Но я не мог бы мыслить, если бы не существовал.
Я мыслю, следовательно я существую.

Сомнение есть акт мысли. Я сомневаюсь, следовательно я мыслю.

Я могу усомниться во всём, но только не в том, что
я сомневаюсь, ибо самим фактом сомнения я лишь подтверждаю, что сомневаюсь.

Cogito ergo sum

Слайд 16

Как мыслящее существо, я нахожу в себе множество идей, одни из которых

Как мыслящее существо, я нахожу в себе множество идей, одни из которых
представляются смутными, другие – ясными и отчётливыми.

Одна из моих наиболее ясных идей есть идея Бога – идея бесконечной, независимой, в высшей степени разумной и всемогущей субстанции.

Идея Бога как бесконечной субстанции не может исходить от меня самого, поскольку сам я конечен.

Идея Бога не может быть выведена из каких-то других идей, ибо
содержит в себе больше реальности, чем любая другая идея.

Идея Бога

Идея Бога может исходить лишь от того, что содержит в себе не
Меньше реальности, чем мыслится в этой идее, т.е. лишь
от самого Бога.

Слайд 17

Вместо большого числа правил, составляющих логику,
достаточно четырёх
следующих, лишь бы соблюдать

Вместо большого числа правил, составляющих логику, достаточно четырёх следующих, лишь бы соблюдать их без отступлений.
их без отступлений.

Слайд 18

Субстанции их атрибуты

Дух

Материя

Протяжённость

Мышление

Отождествление телесности с протяжённостью ведёт к отрицанию пустого пространства.

Отождествление психики с логическим мышлением ведёт к

Субстанции их атрибуты Дух Материя Протяжённость Мышление Отождествление телесности с протяжённостью ведёт
отрицанию психики у животных.

Не мыслит

Неделим

Животные – автоматы.

Заполняющая всё пространство материя движется вихреобразно.

Слайд 19

Правила морали Декарта

Правила морали Декарта

Слайд 20

Бенедикт Спиноза
(1632— 1677)

Под субстанцией я разумею то, что существует

Бенедикт Спиноза (1632— 1677) Под субстанцией я разумею то, что существует само
само в себе и представляется само через себя

Отсюда самым ясным образом следует,
1) что Бог един, т.е. что в природе вещей существует только одна субстанция, и эта субстанция абсолютно бесконечна;
2) что вещь протяжённая и вещь мыслящая составляют или атрибуты Бога или состояния (модусы) атрибутов Бога.

Слайд 21

Три рода познания

Познание

Мнение или воображение

Познание через беспорядочный опыт

Познание из знаков

Рассудок

Познание из общих понятий

Интуиция

Непосредственное
усмотрение сущности вещей

Три рода познания Познание Мнение или воображение Познание через беспорядочный опыт Познание

Слайд 22

Тип познания

Источник

Мнение

Характеристика

Объект познания

Чувственное
познание

Рациональное
познание

Интуитивное
познание

Тип познания Источник Мнение Характеристика Объект познания Чувственное познание Рациональное познание Интуитивное познание

Слайд 23

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей.

В природе вещей нет

Порядок и связь идей те же, что порядок и связь вещей. В
ничего случайного, но всё определено из необходимости божественной природы.

В душе нет никакой абсолютной или свободной воли

Слайд 24

Джон Локк (1632—1704)

Джон Локк (1632—1704)

Слайд 25

Джордж Беркли (1685-1753)

Объект и ощущение – одно и то же.
Бытие вещей состоит в

Джордж Беркли (1685-1753) Объект и ощущение – одно и то же. Бытие
их воспринимаемости.

Что касается наших чувств, то они дают нам знание лишь о наших ощущениях, идеях или о тех вещах, которые, как бы мы их ни называли, непосредственно воспринимаются в ощущениях, но они не удостоверяют нас в том, что существуют вне духа невоспринятые вещи, сходные с теми, которые воспринимаются. Это признаётся самими материалистами.
Но я не вижу, какой рассудок может привести нас к выводу о
Существовании тел вне духа, исходя из того, что мы воспринимаем.