Слайд 2Юдин Борис Григорьевич (14. 08. 1943 – 06. 08. 2017)
Слайд 3.
И ранее технологии создавались для обеспечения тех или иных потребностей и интересов
человека, но их воздействие на человека было опосредованным — при том, что прямым было воздействие этих технологий на окружающий его мир. Сегодня же такие воздействия все чаще направляются непосредственно на человека.
Наиболее отчетливо эта тенденция проявляется в разработке и использовании биомедицинских и информационных технологий
Слайд 4.
Изначально создание новых биомедицинских технологий имело целью коррекцию тех или иных болезненных
состояний человеческого организма, восстановление его нарушенных функций и структур, т. е. то, что принято относить к сфере медицины. Такая цель служила естественным и убедительным оправданием затрат на ее достижение материальных, интеллектуальных и иных ресурсов.
В настоящее время, однако, эта тенденция создания и применения «человекоориентированных» технологий обретает новые черты.
Слайд 5Философия человека становящегося …
В философии Б.Г. Юдина (далее БГЮ) сам вопрос: "что
есть человек?" является наиболее фундаментальной характеристикой человеческого бытия как такового. Человек - это особого рода существо, которое в отличие от других, озабочено вопросом о смысле своего существования. Если у него и есть какой-либо "центр" идентичности, то его место как раз и занимает эта проблема Ответ БГЮ на этот фундаментальный антропологический вопрос двусоставен.
Слайд 6Концепция антропогенных фазовых переходов
В этом постоянном ускользании коварно прокладывает себе путь становление
как необходимая характеристика собственно человеческого бытия. Коварно постольку, поскольку «что» в вопрошании «что есть?» сулит нечто истинное, устойчивое, равное себе (идентичное), закономерное или вечное. Однако, как только это «что» обретено в философском усмотрении, богословском исповедании или научном открытии, то сразу же его претензия на всеобщность начинает оспариваться из позиции иных пониманий обоснованности философского усмотрения, богословского исповедания или научного открытия. Обретенное понимание «что» ввергает разум в стихию нескончаемого в истории спора, в стихию полемоса. Можно сказать, что вопрос «что есть?» - это библейское яблоко, плод искушения и грехопадения в историю нескончаемых разногласий.
Слайд 7Концепция антропогенных фазовых переходов
Вспомним блаженного Августина – пока меня не спрашивают «что
есть время?» я наивно знаю, что оно собой представляет. Но как только буду спрошен, то сразу обнаружится – нет не знаю. И это «не знаю» уже на протяжении многих сотен лет остаётся неким «сухим остатком» упорных попыток дать искомый ответ. То же и с проблемой человека. Каждое из поколений философов, богословов или учёных получает в наследство от предшественников «не знаю», что есть человек вместе с неуёмным желанием познать, но ... и ничего иного последующим поколениям не передаёт. Только частное, разделяемое немногими, предположение, только новую конфигурацию сомнений и спора...
Слайд 8Концепция антропогенных фазовых переходов
С моей точки зрения в философии БГЮ читатель может
найти ответ на вопрос «что есть человек?», который обладает несколькими достоинствами, отличающими его от традиционных подходов в философской антропологии.
Слайд 9Концепция антропогенных фазовых переходов
Во-первых, он прекрасно понимает изначально особенный характер своих теоретических
предположений. Во вторых, и вопрос, и ответ для БГЮ имеет не отвлеченный смысл, а смысл чисто практический, рождающийся как насущный в реальных человеческих ситуациях, которые он обозначил как «предельные» или «пограничные». Во-третьих, обладая достаточной точностью и обоснованностью, его подход к проблеме человека концептуализирует фундаментальную неопределённость и нестабильность человеческого бытия, включает в него эффекты становления.
Слайд 10Концепция антропогенных фазовых переходов
. В концепции антропогенных фазовых переходов он описывает границы
человека как природного существа, постепенно становящегося собственным артефактом, преодолевая грань между искусственным и естественным.
Слайд 11Концепция антропогенных фазовых переходов
В концепции технонауки и биоэтики БГЮ ставит проблему человека
как субъекта современных специфических форм познания, переосмысляя традиционное понимание ответа на вопрос: "Что можем знать?" (и что значит это "знать" в современной науке) и долженствования "Что должны делать?", исходя из фундаментальных различий в нашем понимании добра и зла.
Слайд 12Концепция антропогенных фазовых переходов
В основе его ответа на третий кантовский вопрос: "На
что мы можем надеяться?" лежит, как я полагаю, вера в науку и особую роль критической философской рефлексии, без которой научный прогресс не может реализовать свою гуманистическую миссию.
Слайд 13Концепция антропогенных фазовых переходов
В концепции технонауки и биоэтики БГЮ ставит проблему человека
как субъекта современных специфических форм познания, переосмысляя традиционное понимание ответа на вопрос: "Что можем знать?" (и что значит это "знать" в современной науке) и долженствования "Что должны делать?", исходя из фундаментальных различий в нашем понимании добра и зла. я антропогенных фазовых переходов, «что есть человек?», технонаука, биоэтика, искусственное, естественное
Слайд 14Концепция антропогенных фазовых переходов
Обсуждая идею деятельностного подхода и соглашаясь с основными установками
деятельностного понимания знания и познания, БГЮ вместе с тем вносит весьма существенное дополнение. Он обращает внимание на амбивалентность или антитетичность, существующую в сознании современного человека, который продолжает желать покорить природу, всё более превращая её в искусственную конструкцию, но при этом всё более настойчиво стремится защитить ещё непокорённый природный мир от самого себя как покорителя в национальных парках, заказниках, заповедниках и т.д., всё более отчётливо сознавая, что созданный им же самим искусственный мир несёт свои угрозы не менее опасные для его физического, психического и морального выживания, чем дикая природа, пугавшая революционных философов в конце 19го, первой половине 20го века.
Слайд 15Концепция антропогенных фазовых переходов
Во-первых, естественное предстаёт как неодомашненное, дикое, неконтролируемое человеком, неразумное,
несущее ему угрозу. Естественное – это чужое в существе человека. В этом случае искусственное – это разумное, контролируемое, одомашненное. Это своё, родное – то на что можно положиться в нестабильном мире.
Слайд 16Концепция антропогенных фазовых переходов
Но с другой стороны, естественное – это то в
человеке и окружающем мире, что создаёт основу нашего существования, разрушение чего в безмерной жажде контроля и эксплуатации несёт, как демонстрируют экологи и медики, угрозу человеческой цивилизации. Естественное репрезентирует в нашем опыте гармонию мира, предмет возвышенных созерцаний, природную нормальность. Тогда искусственное предстаёт как случайное, одностороннее, разрушительное, патогенное.
Слайд 17Концепция антропогенных фазовых переходов
Добавлю от себя, что в пользу такого решения свидетельствует
опыт попыток современного человека справиться с экологическими проблемами. Современные заповедники, заказники, национальные парки, экологически чистые продукты и т.д. и т.п. – всё это результаты деятельности человека, артефакты современного производства, искусственно созданные «естественные» предметы. Природа как нечто естественное оказывается в сегодняшнем мире особого рода искусственным образованием
Слайд 18Концепция антропогенных фазовых переходов
Более того, современное естество-знание работает в значительной степени не
с природными объектами, а с объектами искусственно, фабрично произведёнными, стандартизированными и закупленными на стремительно развивающемся рынке технологий и объектов научных экспериментов (приборов, химреактивов, тестов, компьютеров и программ, источников излучения, лабораторных животных, клеточных культурах и т.д.). Возникает новый тип науки, предполагающий новый тип учёного. К примеру, в биологии на смену естествоиспытателям и натуралистам 19 века пришли биотехнологи. Причём знание, полученное ими при исследовании объектов-артефактов, считается наиболее объективным и достоверным отображением природной реальности
Слайд 19Концепция антропогенных фазовых переходов
Еще в 60х годах виварии медицинских и биологических НИИ
были заполнены животными, отловленными на улице или в «дикой» природе. Сегодня они (животные) производятся высокотехнологичными производствами, неразвитость которых в нашей стране вносит свой вклад в её технологическое отставание.
Слайд 20Что мы должны делать?
В биоэтике, которую БГЮ рассматривал как важнейший узел
современной технонауки, вопрос о границах человеческого существования адресуется не только отдельному человеку (философу или богослову) или сообществу единомышленников, но и сообществу разномыслящих, верящих разным богам и придерживающихся разных философских точек зрения гражданам. Поэтому ответ строится опять же как коллективное (коммуникативное) действие, как создание (конструирование) нормы релевантной в конкретных ситуациях.
Слайд 21Стилистика и регулятивная идея ответа на вопрос «что есть человек?»
«Мне хотелось бы
обсудить такой фундаментальный вопрос: что есть человек? Конечно, я вовсе не намерен претендовать на то, чтобы дать какое-то новое определение человека – было бы верхом самонадеянности покушаться на это. Моя задача намного скромнее – я хочу зафиксировать тот факт, что развитие биомедицинских технологий делает этот извечный философский (а стало быть, как нередко считают, абстрактно? отвлеченный) вопрос вполне прагматическим, вопросом нашей повседневной жизни.
Слайд 22Концепция антропогенных фазовых переходов
Стилистика БГЮ исключает авторитарную позицию учителя. Другой не ученик,
которому ты должен раскрыть глаза на истинное обстояние дел, а такой же философ или учёный как и ты.
Мне представляется, что в отказе от самонадеянности и в стилистике скромности звучит перекличка с Ю. Хабермасом, который обсуждая близкие БГЮ проблемы евгеники, характеризует свою философию как «постметафизическую» и «непритязательную». Смыслы «скромности» у БГЮ и «непритязательности» у Хабермаса близки друг-другу. Философ отказывается от авторитарной претензии дать всеобщее определение человека или различения добра и зла
Слайд 23Концепция антропогенных фазовых переходов
Задача философа, если использовать язык Хабермаса, стать «фасилитатором» коммуникативного
взаимодействия людей так или иначе затронутых общей проблемой. В этом, можно сказать, заключается основная роль философа и философии в биоэтических дискуссиях. Лишь в совместном коммуникативном усилии, в совместных спорах и обсуждениях мы продвигаемся к некоторому общему пониманию истины и блага.
Причем отвергаются не содержательные интерпретации (они имеют свой особенный смысл), а претензии на то, что философ в своём внутреннем усмотрении может найти окончательный, всеобщий ответ.
Слайд 24Концепция антропогенных фазовых переходов
Для БГЮ вопрос «что есть человек?» не «абстрактный», т.е.
не вопрос философского умозрения, а чисто практический, адресованный не только философам, врачам и другим «экспертам», но и простым людям. Практичность здесь надо понимать концептуально в связи регулятивной идеей его философствования. Знания не отображение, а деятельная форма преобразования реальности. Поэтому в вопросе «что есть человек?» надо «есть» понимать не как связь субъекта и предиката, а как своеобразный оператор преобразования одной формы «человека» в другую, т.е. деятельно.
Слайд 25Концепция антропогенных фазовых переходов
Постоянное пре-образование образа человека происходит по БГЮ в зонах
онтологической нестабильности и неопределённости. Он выделяет четыре зоны неопределённости, в которых границы человеческого существования постоянно поставлены под вопрос успехами в развитии новых технологий, постоянно переопределяются. В принципе таких зон значительно больше, но четыре им рассматриваемые наиболее принципиальны.
Слайд 26Концепция антропогенных фазовых переходов
«Итак, каковы же эти зоны? Первая – это зона,
которая располагается между жизнью и смертью индивидуального человеческого существа. Вторая зона предваряет рождение индивидуального человеческого существа. Третья разделяет (или, может быть, соединяет?) человека и животное. И четвертая – это зона, тоже, может быть, разделяющая, а может быть, объединяющая человека и машину». В этих зонах идёт напряженная работа, выражающая суть биоэтики, – путём экспертных, политических и общественных дискуссий и согласований формируется граница между миром людей и миром вещей. Живое существо, которое пересекает эту границу радикально меняет свой моральный и правовой статус. Возникает, ограничивается, или изымается его человеческая сущность.
Слайд 27Концепция антропогенных фазовых переходов
В биоэтике, которую БГЮ рассматривал как важнейший узел современной
технонауки, вопрос о границах человеческого существования адресуется не только отдельному человеку (философу или богослову) или сообществу единомышленников, но и сообществу разномыслящих, верящих разным богам и придерживающихся разных философских точек зрения гражданам. Поэтому ответ строится опять же как коллективное (коммуникативное) действие, как создание (конструирование) нормы релевантной в конкретных ситуациях.
Слайд 28Юдин Борис Григорьевич (14. 08. 1943 – 06. 08. 2017)