Философия эпохи Просвещения (XVIII век)

Слайд 2

Особенности философии французского Просвещения:

Философы эпохи Просвещения приложили немало усилий для ниспровержения опти­мизма

Особенности философии французского Просвещения: Философы эпохи Просвещения приложили немало усилий для ниспровержения
предшествующей философской эпохи. Просветители обратили внимание общества и на негативные стороны мира.
В работах философов-просветителей (Вольтера, Руссо, Дидро, Гельвеция, Гольбаха и др.) на первый план выходит социальная проблематика. Просветители активно критиковали феодальное общество, выступали за свободу человека в выражении мнения и в творчестве, за новые социальные отношения, связывавшиеся в то время с нарождающимся капитализмом, стремились развенчать препятствующие прогрессу общества и развитию человека предрассудки и стереотипы.
В то же время наука и прогресс также занимают в их трудах очень значимое место. Само название данного философского направления – «Просвещение» – отсылает нас к стремлению этих философов нести свет знаний в массы необразованного народа, так как достижение социальных целей предполагает союз общества с наукой.
Важное место в философской мысли Просвещения иг­рает критика религии.  Атеисты, критиковавшие христиан­ство и религию с научных позиций, фактически довели до логическо­го завершения то, что было начато Реформацией.
В философии французского Просвещения можно выделить три основных направления: деистическое, атеистическо-материалистическое, и утопическо-социалистическое (коммунистическое). Рассмотрим каждое из этих направлений более подробно.

Слайд 3

I. Деистическое направление философии французского Просвещения

Деизм – это направление в философии, сторонники которого отвергали

I. Деистическое направление философии французского Просвещения Деизм – это направление в философии,
идею личного Бога, не соглашались с отождествлением Бога и Природы, видели в Боге первоначало, причину всего сущего (но не более) и отвергали возможность вмешательства Бога в процессы при­роды и дела людей.
Франсуа Вольтер (1694 – 1778) страстно выступал против религии, особенно католицизма ( «Раздавите гадину!»). Он считал Бога основателем окружающего мира, связующим началом всего сущего, однако был убежден, что никакая теория и практика не сможет достоверно доказать ни его наличие, ни его отсутствие. В отношении познания Вольтер выступал за совмещение эмпиризма и рационализма, отдавая предпочтение первому. Он выступал за гуманное отношение к простому народу и ува­жение его прав, однако идеалом государства считал абсо­лютную монархию во главе с просвещенным властителем (то есть выдвинул идею «просвещенного абсолютизма»), а также вел переписку с рядом «просвещенных» монархов (в числе которых была императрица России Екатерина II) и давал практические рекомендации по обустройству государства.
Философ Этьенн де Кондильяк (1715 – 1780) меньше уделял внимания проблемам общества и основные усилия приложил к исследова­нию проблем познания. Он полагал, что мир познаваем, что человек может познать внешний мир настолько, насколько это позволят сделать его человеческие возможности (ума, ор­ганов чувств), т.е. самостоятельного познания разумом без участия чувственно­го восприятия не существует.

Слайд 4

Шарль Луи Монтескьё (1689 – 1755) – французский философ, писатель, юрист, ученый (во

Шарль Луи Монтескьё (1689 – 1755) – французский философ, писатель, юрист, ученый
многих сферах знаний), который считал, что история делается людьми, а не в силу Божестве­нного предопределения. Монтескьё считал, что до появления государства существовало «естествен­ное состояние», где люди беспрепятственно проявляли свои ин­стинкты и удовлетворяли потребности, не считаясь друг с дру­гом, но когда подобное существование стало невозможным, люди создали государство на основе «общественного договора». Он выдвинул идею «разделения властей» ( законодательную, исполнительную и судебную) – и выступал за верховенство закона.
Философ-просветитель Жан Жак Руссо (1712 – 1778) основное внимание уделял социально-политической философии и выступал с позиций рево­люционной демократии. По его мнению, в справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, не­обходимых для жизни (но не для обогащения). Власть должна осуществляться не через парламент, а гражда­нами – непосредственно через собрания, сходы. Руссо считал, что в будущем государстве должна быть применена принципи­ально новая система воспитания детей: дети должны быть изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где из них будут воспитывать людей нового об­щества – на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетер­пимости к религии и деспотизму, владеющих профессией и понимающих ведущие науки.

I. Деистическое направление философии французского Просвещения

Слайд 5

II. Атеистически-материалистическое направление

Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают существование Бога

II. Атеистически-материалистическое направление Атеизм – направление в философии, сторонники которого полностью отрицают
в каких-либо его про­явлениях, а также религию. 
Жан Мелье (1664 – 1729) – священник по профессии, в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и рели­гии (атеизму). Если ранее философы стремились найти доказа­тельства существования Бога, то Мелье, напротив, стремится изыскать доказательства того, что Бога не существует. Сам Мелье придержи­вался пантеистических взглядов, считая, что творцом всего является природа. Причиной социальных антагонизмов Мелье видел частную собст­венность, которая возникла «по злой воле» некоторых лиц, желающих избавиться от физического труда. В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни. За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к только к первым ярким атеистам, но и к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
Жюльен Ламетри (1709 – 1751) также выступал с атеистиче­ски-материалистических позиций. Он полностью отвергал идеализм и теологию и считал окружающий мир совокупностью различных прояв­лений единой субстанции – материи, которая несотворима, вечна, бесконечна. Ламетри выступал за полную познаваемость мира, причем главную роль в познании отводил органам чувств. Он был утилитаристом, считал, что смысл жизни человека состоит в его личном счастье. Частную собственность он воспринимал как гарантию свободы человека, а идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм».

Слайд 6

Дени Дидро (1713 – 1784). Он внес большой вклад в Просвещение, выдвинув идею

Дени Дидро (1713 – 1784). Он внес большой вклад в Просвещение, выдвинув
создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». Он признавал материю единственно существующей субстанци­ей, проявлением которой считал все единичные вещи. В основе общества и государства видел «общественный дого­вор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов, а идеалом государства считал «просвещенную монархию», эко­номики – разделенную разумно, с учетом интересов боль­шинства частную собственность. Дидро также выступает критиком христианской религии (заимствование христианством у языче­ства некоторых догматов, таких как непорочное зачатие Божией мате­рью, воскресение умертвленного Сына Божия и его вознесение на небо, очеловечение бога).
Поль Гольбах (1723 – 1789). Гольбах приводит веские аргументы в пользу земного происхождения религии. Одним из таких источников является иуда­изм. Следовательно, заповеди Иисуса, которые призывали верующих расстаться со светским образом жизни и посвятить себя служению Богу, заимствованы, по мнению Гольбаха, у евреев.
Значение деятельности французских философов атеистическо-материалистического направления для философии и для обще­ства в целом в том, что они четко выделили два ведущих философских направления – мате­риализм и идеализм («линию Демокрита» и «линию Платона»), освободили философию от многих религиозных предрассудков, дали более реалистическое определение субстанции – материя, выдвинули идею о сознании как свойстве материи отражать саму себя, подвергли критике сверхчувственное знание, обосновали и распространили теорию материалистического сен­суализма, обосновали идеи социальной справедливости и др.

II. Атеистически-материалистическое направление

Имя файла: Философия-эпохи-Просвещения-(XVIII-век).pptx
Количество просмотров: 74
Количество скачиваний: 0