Лекция 2

Содержание

Слайд 2

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС

Философское течение – совокупность различных модификаций одних и тех же

идей, принципов, развиваемых конкурирующими философскими школами (неопозитивизм).

Философское направление – совокупность философских течений, учений и школ, которые при всех расхождениях друг с другом отстаивают некоторые общие, имеющие принципиальное значение положения. Они существуют в течении весьма длительного исторического периода, на протяжении ряда исторических эпох (материализм и идеализм).

Философское учение – это система определенных, логически связанных друг с другом воззрений.

Философские школы – это совокупность философских учений, объединенных какими-либо базовыми и идейными принципами (платоники, августинцы).

ИСТОРИКО-ФИЛОСОФСКИЙ ПРОЦЕСС Философское течение – совокупность различных модификаций одних и

Слайд 3


Основной вопрос философии – это….

Онтологический – раскрывает проблему первичного основания, относительно

которого констатируется целостность мира.

Гносеологический – вопрос о возможности познания человеком мира.

…вопрос о соотношении материального и духовного, или мышления и бытия, или сознания и материи.
В этом вопросе есть 2 аспекта:

Основной вопрос философии – это…. Онтологический – раскрывает проблему первичного

Слайд 4


Философия Древнего мира

Индийская школа философской мысли

Индуизм

Дальневосточные (китайские) философские традиции

Буддизм

Джайнизм

Конфуцианство

Даосизм

Легизм

Философия Древнего мира Индийская школа философской мысли Индуизм Дальневосточные (китайские)

Слайд 5


Античная философия включает в себя:

Философия Древней Греции

Философия Древнего Рима

и в своем

развитии прошла четыре основных этапа:

1. Натурфилософский
(или досократический) (VII-V в. до н.э.)

2. Классический
(сократический) (V-IV в. до н.э.)

3. Эллинистический
(конец IV-II в. до н.э.)

4. Римский
(I в. до н.э. – V в н.э.)

Античная философия включает в себя: Философия Древней Греции Философия Древнего

Слайд 6

ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД VII – V ВВ. ДО Н.Э.

ОСОБЕННОСТИ
Объяснение явлений природы, сущности

Космоса, окружающего мира.
Поиск первоначала, породившее все сущее.
Декларативно-догматический метод философствования.
Гилозоизм (одушевление неживой природы).
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен).
Гераклит Эфесский.
Пифагорская школа (Пифагор, Ксенофил, Архит и др.).
Элейская школа (Парменид, Зенон, Мелисс).
Атомистика (Левкипп, Демокрит).
Иные философы (Эмпедокл, Анаксагор).
ДОСОКРАТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД VII – V ВВ. ДО Н.Э. ОСОБЕННОСТИ Объяснение

Слайд 7

КЛАССИЧЕСКИЙ (СОКРАТИЧЕСКИЙ) ПЕРИОД (СЕРЕДИНА V – КОНЕЦ IV ВВ ДО Н.Э.

ОСОБЕННОСТИ
Смешение

оси философского поиска с космоса на человека.
Интерес к проблемам общества, государства.
Этика, риторика.
Вклад в развитие логики.
От декларативно-догматического метода философствования перешли к диалогическо-доказательственному.
Выдвинули идеалистическую версию происхождения сущего.
Положили начало спору между идеализмом и материализмом.
Вели практическую философско-просветительскую деятельность (софисты, Сократ).

ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
Философско-просветительская деятельность софистов (Протагор, Горгий, Продик, Гиппий и др.).
Философия Сократа.
Сократические школы:
Мегарская (Евклид из Мегар, Евбулид и др.).
Киническая (Антисорен, Диоген Синопский и др.).
Киренская (Аристипп, Феодор и др.).
Философия Платона
Философия Аристотеля

Расцвет древнегреческой философии совпавшей с расцветом древнегреческого полиса

КЛАССИЧЕСКИЙ (СОКРАТИЧЕСКИЙ) ПЕРИОД (СЕРЕДИНА V – КОНЕЦ IV ВВ ДО

Слайд 8

ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ IV – II ВВ. ДО Н.Э.)
ОСОБЕННОСТИ
Кризис античных моральных

и философских ценностей.
Отрицание прежних авторитетов, пренебрежение к государству и его институтам.
Поиск физической и духовной опоры в самом себе.
Стремление к отрешению от действительности.
Преобладание материалистического взгляда на мир.
Признание высшим благом счастья и удовольствия отдельного человека (физическое – киренаики, моральное – эпикур).
ФИЛОСОФСКИЕ ШКОЛЫ
Деятельность «сократических» философских школ:
Академия Платона;
Ликея Аристотеля;
Киренской школы;
Кинической школы.
Зарождение стоической школы (Зенон из Китии).
Эпикурейская школа.
ЭЛЛИНИСТИЧЕСКИЙ ПЕРИОД (КОНЕЦ IV – II ВВ. ДО Н.Э.) ОСОБЕННОСТИ

Слайд 9

РИМСКИЙ ПЕРИОД (I В ДО Н.Э. – V В Н.Э.)
ОСОБЕННОСТИ
Фактическое слияние

древнегреческой и древнеримской философии в одну – античную философию.
Влияние на античную философию традиций и идей философии покоренных народов (Востока, Северной Африки и др.).
Близость философии, философов и государственных институтов (Сенека воспитывал римского императора Нерона, Марк Аврелий сам являлся императором).
Повышенное внимание к проблемам человека, общества, государства.
Расцвет стоической философии, сторонники которой видели высшее благо и смысл жизни в максимальном духовном развитии личности, учености, уходе в себя, безмятежности (атараксии).
Преобладание идеализма над материализмом.
Все более частое объяснение явлений окружающего мира волей богов.
Рост влияния на философию идей христианства.
Постепенное слияние античной и христианской философии, их превращение в средневековую теологическую философию.
НАИБОЛЕЕ ИЗВЕСТНЫЕ ФИЛОСОФЫ
Сенека.
Марк Аврелий (император Рима в 161-180 гг.).
Тит Лукреций Кар.
Поздние стоики.
Ранние христиане.
РИМСКИЙ ПЕРИОД (I В ДО Н.Э. – V В Н.Э.)

Слайд 10

МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА
ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Натуралистический подход к пониманию Природы и Космоса.
Поиск первоначала –

субстанции, из которой возник окружающий мир. Первовещество понималось не как мертвая и косная материя, а как вещество живое и в частях, наделенное душой и движением (гилозоизм).
Развитие астрономических, математических, физических и биологических знаний; конструирование первых научных приборов (солнечные часы, модель небесной сферы и т.п).
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА возникла на рубеже VII – V вв. до н.э. в Милете – крупнейшем греческом торгово-ремесленном полисе в Малой Азии.
МИЛЕТСКАЯ ШКОЛА ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ Натуралистический подход к пониманию Природы и

Слайд 11

ПРЕДСТАВИТЕЛИ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ
Фалес (625 – 547 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначально всего сущего

– вода – «фазис», жидкий, текучий, а то, что мы пьем, - лишь одно из его состояний. Вода соотносится с божественным началом.
Неживая природа, все вещи имеют душу (гилозоизм).
Центр Вселенной – Земля, представляющая собой плоский диск, покоящийся на воде.
Вселенная полна богов.
Анаксимандр
(610 – 547 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего – «апейрон» – вечная, бесконечная субстанция, из которой все возникло, все состоит и в которую все превратится.
Бог – первопричина, а Боги становятся мирами, универсумами, коих множество, и они-то циклически возникают и гибнут.
Мир состоит из серии противоположностей, определяющих генезис Космоса.
Центр Вселенной – Земля, представляющая собой срез цилиндра, который парит в воздухе.
Анаксимен
(585 – 525 до н.э.)
Основные взгляды:
Первоначало всего сущего – воздух, который проходит в своем изменении ряд этапов: огонь – воздух – ветры-облака – земля – камни. Воздух, входящий в вышеуказанный ряд, не тождественен с первоначалом.
Воздух – источник жизни и психических явлений.
Земля – плоский диск, парящий в воздухе.
Боги отождествляются с Природой.
ПРЕДСТАВИТЕЛИ МИЛЕТСКОЙ ШКОЛЫ Фалес (625 – 547 до н.э.) Основные

Слайд 12

ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ГЕРАКЛИТА
В основе всего существующего лежит огонь.

Это первоначало, находящееся в вечном движении и изменении. Переходящее из одного состояния в другое, благодаря борьбе образующих его противоположностей, служит основой всего развития мира.
Природа находится в процессе непрерывного изменения, а из всех природных веществ наиболее способен к изменению огонь.
Утверждение о всеобщей текучести вещей, изменяемости.
Все происходит по необходимости и из «противоположного обмена». Необходимость – это всеобщий закон «логос», созидающий сущее из «противоположного движения», т.е. здесь Гераклит говорит о внутренне противоречивом потоке, тем самым подходя к диалектическому пониманию развития.
Гераклит вплотную подходит к постановке проблемы единства противоположностей. Обмениваясь друг на друга, противоположности становятся друг другу тождественными. Противоречие (борьба) является движущей силой всякого изменения и развития.
Теория познания основывается на понимании взаимосвязи чувственного и рационального познания, а задача познания – проникновение в сущность. Природа в ее вечном изменении.
Вторым после Милета очагом древнегреческой философии в Малой Азии был город Эфес, родина философа Гераклита (ок. 530 – 470 до н.э.). Гераклит –один из основоположников диалектики, учение которого является наиболее ярким выражением стихийной диалектичности древнегреческой философии.
ФИЛОСОФИЯ ГЕРАКЛИТА ЭФЕССКОГО ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ УЧЕНИЯ ГЕРАКЛИТА В основе всего

Слайд 13

АТОМИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ АТОМИСТОВ
Мир состоит из пространства и наполняющей его

материи, или из атомов и пустоты.
Атомы не возникают и не уничтожаются. Они вечны и неделимы, просты и качественно неизменны. Между ними существуют первоначальные отличия: форма, порядок и положение. Кроме того они различаются по величине и тяжести.
Принцип движения материи составляет основу всей атомистической системы. Атомы находятся в извечном движении, атом – движущаяся материя.
Вселенная бесконечна, бесконечно и число миров в ней. Земля – плоская.
Исходным началом и основание в познании являются ощущения, и всем, что дает для познания ум, он в конечном счете обязан чувствам.
Жизнь и смерть организмов – это соединение и разложение атомов. Тот же принцип положен в основу психологии: душа состоит из огненных атомов и есть временное соединение. Бессмертие души отвергается.
Атомисты, в частности Демокрит, проявляют большой интерес к вопросам политики, техники, эстетики, филологии, музыки.
Основателем атомистики был Левкипп (ок. 500 – 440 гг. до н.э.), учение которого продолжил ученый-энциклопедист и философ-материалист Демокрит (460 – 370 гг. до н.э.). Демокрит считался основоположником материалистического направления в философии («линии Демокрита» – протиповоложность «линии Платона» – идеалистического направления.
АТОМИСТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛИЗМ ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФИЛОСОФИИ АТОМИСТОВ Мир состоит из пространства

Слайд 14

ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА
Философская система Платона – первая завершенная синтетическая

концепция, где через призму учения о идеях рассматривались все составляющие части античной философии: онтология, гносеология, этика, эстетика, философия политики.
Главным в философии Платона было учение об идеях. Есть материальный мир, в котором живет человек. Но есть и другой мир – несотворимый и неучтожимый, т.е. вечный. Это мир причины, чистых форм и сущностей вещей. Это мир, который обозначается понятием «бытие» есть «мир идей».
Отдельная вещь является материальной копией первоначальной идеи (эйдоса). Материальные вещи изменчивы и со временем прекращают свое существование; идеи вечны и неизменны.
Идеи – причины вещей и причина мира в целом, но они не присутствуют в мире. Они пребывают в душе человека. Именно душа содержит знания об идеях, поскольку она до вселения в тело обитала в мире идей. Поэтому идеи познаются не через чувства, а посредством «припоминания» разума. Материальный мир познается, мир идей – «припоминается». Этим и определяется строение души: высший уровень – разумный, с высоты которого человек созерцает вечный мир идей и стремится к благу, а низший – чувственный, с помощью которого он познает мир вещей.
Миру идей присуща иерархия. Прежде всего, это идея «общего блага» или «высшего блага». Далее, это идеи: человеческих ценностей (мудрости, справедливости, добра и зла), отношений (любви, ненависти, власти, государственности и т.п.), свойств вещей и т.д.
ПЛАТОН (427 – 347 до н.э.) – крупнейший философ Древней Греции, ученик Сократа, основатель собственной философской школы – Академии, основоположник идеалистических направлений в философии. Его настоящее имя – Аристокл, Платон – псевдоним.
ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ ПЛАТОНА Философская система Платона –

Слайд 15

НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРИСТОТЕЛЯ

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРИСТОТЕЛЯ
Научная деятельность Аристотеля охватила все

области античного знания. Произведения его носят энциклопедический характер. Его сочинения относятся к различным областям знаний – философии, естествознанию, логике, истории, политике, этике, литературе.
Все науки делятся по следующей классификации:
Теоретические науки, где познание ведется только ради него самого. Они включают «первую философию» (метафизику), математику и физику. «Первичная философия» изучает проблемы бытия, происхождение всего сущего, причины различных явлений и т.п.
Практические науки, которые дают руководящие идеи для поведения человека, устройства государства и т.п.
Творческие науки, где познание совершается с целью достижения пользы или осуществления чего-либо прекрасного.
В этом делении Аристотель не упоминает особо логику, хотя он является создателем этой науки (как и эстетики, и теории государства). Аристотель рассматривает логику как оружие всякого научного знания, а не как особую область науки (философии).
Общее правило научного исследования – на первом месте должна стоять объективная истина самих вещей, самой природы, и никакие субъективные цели не должны исказить этой «правды вещей».
Обобщая опыт предшествующего развития науки, Аристотель пытался построить единую систему наук.
АРИСТОТЕЛЬ (384 – 322 до н.э.) – ученый-энциклопедист, ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. В 335 – 322 гг. до н.э. основал философскую школу – Ликей (перипатетическую школу).
НАУЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ АРИСТОТЕЛЯ ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ АРИСТОТЕЛЯ Научная деятельность

Слайд 16

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ

Аристотель считал, что философия не есть продукт единоличного

индивидуального творчества, а итог работы целых поколений мыслителей.
Он внес существенные коррективы в ряд положений философии Платона, критикуя учение об «эйдосах» («чистых идеях»).
Бытие – это сущность (субстанция), обладающая свойствами количества, качества, отношения, места, времени, положения, состояния, действия, страдания.
Критика учения об идеях Платона приводит Аристотеля к принципиальным положениям, которые легли в основу его миропонимания:
Мир один. Это духовно-материальный, реально существующий мир.
Вещи, явления и процессы реального мира могут быть познаны из него самого, т.е. изучать следует саму действительность, а не мир идей.
В центре познания должны быть не умозрительные схемы, а реальный мир. Тогда наука получает смысл как познание реального посредством понятийного мышления, которое изучается логикой. Логика – орудие постижения сущности вещей, явлений и процессов мира.
Аристотель определил сущность материи и дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека.
Аристотель выделяет шесть типов государства: «плохие» (тирания, крайняя олигархия и охлократия – власть толпы, крайняя демократия) и «хорошие» (монархия, аристократия и полития). Идеал Аристотеля – полития, представляющая собой совокупность умеренной олигархии и умеренной демократии, государство «среднего класса».
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ФИЛОСОФИИ АРИСТОТЕЛЯ Аристотель считал, что философия не есть
Имя файла: Лекция-2.pptx
Количество просмотров: 61
Количество скачиваний: 0