Философское понимание истины

Слайд 2

Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и

Понятие истины человечество соединило с нравственными понятиями правды и искренности. Правда и
истина — это и цель науки, и цель искусства, и идеал нравственных побуждений.

Истина — величайшая социальная и личная ценность. Она укоренена в жизни общества, играя в нем важную социальную и нравственно-психологическую роль. Ценность истины всегда неизмеримо велика, а время ее только увеличивает.

Слайд 3

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова

Истину определяют как адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее реальность такой, какова
она есть сама по себе, вне и независимо от сознания.
Это объективное содержание чувственного, эмпирического опыта, а также понятий, суждений, теорий, учений и, наконец, всей целостной картины мира в динамике ее развития.
То, что истина есть адекватное отражение реальности в динамике ее развития, придает ей особую ценность, связанную с прогностическим измерением.
Истинные знания дают людям возможность разумно организовывать свои практические действия в настоящем и предвидеть грядущее.

Слайд 4

Абсолютная истина и абсолютное в истине.
Абсолютная истина есть тождество понятия и

Абсолютная истина и абсолютное в истине. Абсолютная истина есть тождество понятия и
объекта в мышлении — в смысле завершенности, охвата, совпадения и сущности и всех форм ее проявления. Таковы, например, положения науки: «Ничто в мире не создается из ничего, и ничто не исчезает бесследно»; «Земля вращается вокруг Солнца» и т.п. Абсолютная истина — это такое содержание знания, которое не опровергается последующим развитием науки, а обогащается и постоянно подтверждается жизнью.

Слайд 5

Конкретность истины и догматизм

Конкретность — это свойство истины, основанное на знании реальных

Конкретность истины и догматизм Конкретность — это свойство истины, основанное на знании
связей, взаимодействия всех сторон объекта, главных, существенных свойств, тенденций его развития.
Принцип конкретности истины требует подходить к фактам не общими формулами и схемами, а с учетом конкретной обстановки, реальных условий, что никак не совместимо с догматизмом. Особую важность конкретно-исторический подход приобретает в анализе процесса общественного развития, поскольку последний совершается неравномерно и к тому же имеет свою специфику различных странах.

Слайд 6

Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность

Р. Декарт, Б. Спиноза, Г. Лейбниц предлагали в качестве критерия истины ясность
и отчетливость мыслимого. Ясно то, что открыто для наблюдающего разума и с очевидностью признается таковым, не возбуждая сомнений. Однако этот критерий не гарантирует надежности. Время «развенчало» многие некогда казавшиеся вполне очевидными и ясными истины. Ясность и очевидность — субъективные состояния сознания, заслуживающие всякого уважения за свою огромную жизненную значимость, но они явно нуждаются в опоре на нечто более «прочное». (*неподвижность Земли)
Несомненно, психологически важны не только ясность и очевидность мыслимого, но и уверенность в его достоверности. Однако и эта уверенность не может служить критерием истинности. Уверенность в истинности мысли способна роковым образом ввести в заблуждение.

Слайд 7

В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма,

В некоторых философских системах существует и такой критерий истины, как принцип прагматизма,
т.е. теории узкоутилитарного понимания истины, игнорирующего ее предметные основания и ее объективную значимость. С позиций прагматизма истинным признается такое знание, которое имеет благие последствия для человеческой жизни и которое может успешно применяться на практике.

В знании истинно то, что прямо или (косвенно подтверждено на практике, т.е. результативно осуществлено в практике.
В процессе развития истинного знания, увеличения его объема наука и практика все больше выступают в нераздельном единстве.