Слайд 2Центр внимания философии в эпоху Возрождения перемещается от Бога к человеку, и
главным становится понятие «гуманизм».
Гуманизм – это антропоцентризм, поставивший человека в центр мировоззрения.
Для античной философии главной была этика, для средневековой – онтология, для новоевропейской – теория познания. «Не как вести себя в мире, а как познать его?» – основной вопрос новой философии.
Слайд 3Субстанция в философии определяется как то, что для своего существования ни в
чем не нуждается кроме самой себя. С этой точки зрения очевидно, что подлинной субстанцией является только Бог - вечный, неуничтожимый, всемогущий, источник и причина всего.
Слайд 4При поисках нового «супер метода» произошло разделение философов на сторонников эмпиризма и
рационализма.
Эмпирики (Ф. Бэкон, Т. Гоббс, Дж. Локк и др.) считали, что единственный источник знаний - это опыт. Опыт связан с ощущениями, восприятиями, представлениями. Содержание всех знаний человека или человечества сводятся к опыту. «Нет ничего в познании, чего ранее не содержалось в ощущениях» - девиз эмпириков-сенсуалистов. В душе и разуме человека нет никаких врожденных знаний, представлений или идей. Душа и ум человека первоначально чисты, как вощённая табличка, а уже ощущения, восприятия «пишут» на этой табличке свои письмена.
Слайд 5Рене Декарт (1596-1650 гг.)
Рене Декарт - дуалист. Весь мир философ делит на
два вида субстанций - духовную и материальную. Основное свойство духовной субстанции - мышление, материальной - протяжение. Модусы первой - чувства, желания, ощущения и т.д. Модусы второй - форма, движение, положение в пространстве. Человек состоит из двух субстанций.
Декарт - рационалист. «Мыслю, следовательно, существую».
Слайд 63. Декарт в качестве идеального научного метода познания предлагает дедуктивный (от общего к
частному). Суть его сводится к следующим четырем принципам:
Допускать при исследовании в качестве исходных положений только истинное, абсолютно достоверное, доказанное разумом, не вызывающее никаких сомнений знание аксиомы.
Каждую сложную проблему разделять на частые задачи.
Последовательно переходить от известных и доказанных вопросов к неизвестным и недоказанным.
Строго соблюдать последовательность исследования, не пропускать ни единого звена в логической цепочке исследования.
Слайд 7Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.)
Отождествлял Бога и природу. Существует лишь одна субстанция - природа, которая
есть причина самой себя. Природа, с одной стороны есть «природа творящая» (Бог), а с другой – «природа сотворенная»( мир). Природа и Бог едины.
Свобода – познанная необходимость.
Слайд 8Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.)
1. Все вещи обладают собственным действием, отсюда каждая вещь
- субстанция. Весь мир состоит из огромного количества субстанций. Он называет их «монадами». Монада не материальная, а духовная единица бытия. Вместе с тем, любая монада есть и душа. Монада обладает четырьмя качествами: стремлением, влечением, восприятием, представлением.
2. Классы монад (чем выше класс монад, тем больше ее разумность и степень свободы):
─ голые монады - лежат в основе неорганической природы (камней, земли, полезных ископаемых);
─ монады животных - обладает ощущениями, но неразвитым самосознанием;
─ монады человека (души) - обладают сознанием, памятью, уникальной способностью мыслить;
─ высшая монада – Бог.
Слайд 9Френсис Бэкон (1561-1626 гг.)
«Знание – сила!»
Родоначальник эмпиризма, критикует рациональное познание, т. к.
оно недостоверно и ненадежно, разум очень многое привносит в познание от себя. Такие привнесения Бэкон называет «идолами» разума. Необходимо выделить и очистить разум от этих идолов. Четыре вида идолов:
Идолы рода - это препятствия (заблуждения), обусловленные общей для всех людей природой. Человек судит о природе по аналогии с собственными свойствами.
Идолы пещеры - это ошибки, связанные с особенностями познающего человека. Предрассудки, заблуждения человека (пещера) отражается на его выводах в процессе познания.
Идолы площади - неправильное, неточное употребление понятийного аппарата, слов, определений, выражений.
Идолы театра - влияют на процесс познания существующей философии. Зачастую старая философия мешает проявлять новаторский подход, направляет познание в не всегда нужное русло.