Философия Просвещения. Тема 6

Содержание

Слайд 2

общая характеристика Просвещения

18 в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения. Наиболее

общая характеристика Просвещения 18 в. в истории Западной Европы называется эпохой Просвещения.
ярко эта эпоха представлена французскими (Вольтер, Ж.-Ж. Руссо, Д. Дидро, П. Гольбах и др.) и немецкими мыслителями (Г. Лессинг, И. Гердер, молодой Кант, И. Г. Фихте и др.).
Кант так выразил суть этого явления: просвещение – необходимая историческая эпоха развития человека, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Слайд 3

В центре внимания мыслителей Просвещения находится активно действующий субъект, способный познавать и

В центре внимания мыслителей Просвещения находится активно действующий субъект, способный познавать и
изменять мир в соответствии со своим разумом. Разум – источник всей субъективной деятельности человека. Разум – это разум субъекта, в качестве которого выступает человек. Разум выступает как основа всех других характеристик субъекта: свободы, творчества, ответственности, активности. Человек как разумное существо призван стать властелином мира, перестроить общественные отношения на разумных основаниях.

Слайд 4

На этой основе провозглашалось право человека быть равным другому, быть свободным в

На этой основе провозглашалось право человека быть равным другому, быть свободным в
своих решениях и действиях, обеспечивать гражданские и политические свободы, которые рассматривались как неотъемлемое право всякой нации и всякого общества.
Суть основной идеи Просвещения – вера в то, что силами разума можно совершенствовать общество и идти путём прогресса. Надежды на вмешательство Бога, на то, что у человека нет свободы и всё в мире детерминировано – всё это отбрасывается. Человек – существо свободное, разумное, он может всё, в том числе и переустроить общество на разумных, нравственных началах.

Слайд 5

Французское Просвещение

Философия Просвещения своё классическое выражение нашла во Франции. Для французского Просвещения

Французское Просвещение Философия Просвещения своё классическое выражение нашла во Франции. Для французского
в целом был характерен натурализм, т.е. стремление объяснить природу из неё самой. В теории познания преобладал сенсуализм (позиция, близкая эмпиризму) – учение, согласно которому источник знания – ощущения.
Французские просветители считали, что всё знание человечества может быть систематизировано и представлено в виде единого свода – энциклопедии.

Слайд 6

Для французских просветителей было типично негативное отношение к религии (хотя не все

Для французских просветителей было типично негативное отношение к религии (хотя не все
из них были атеистами). Они считали, что необходимо бороться с предрассудками и невежеством. Считали, что нужно преобразовать существующую социальную действительность: либо реформами мудрого монарха, либо через революцию. Также среди них была популярна идея неотчуждаемых прав человека.
Наиболее яркие представители французского Просвещения – Вольтер, Руссо, Монтескьё, Ламетри, Дидро, Гольбах и др.

Слайд 7

Часть философов придерживалась такой концепции, как деизм (Вольтер, де Кондильяк, ранний Дидро).

Часть философов придерживалась такой концепции, как деизм (Вольтер, де Кондильяк, ранний Дидро).
Деизм – учение, согласно которому Бог творит мир, но затем не учувствует в его судьбах, «отходит от дел».
Но в большей степени для французского Просвещения характерен материализм, основанный на идее о внутренней активности материи и всеобщем характере движения. Эта активность понималась механистически. В 18 в. основой научного мировоззрения была механика. Её законы материалисты считали всеобщими, лежащими в основе биологических и социальных явлений.

Слайд 8

Яркий пример механицизма — взгляды французского философа Жюльена де Ламетри (1709—1751), который

Яркий пример механицизма — взгляды французского философа Жюльена де Ламетри (1709—1751), который
доказывал, что люди являются искусно построенными механизмами и призывал изучать человека, опираясь на механику его тела. При этом он полагал, что исследование механики тела автоматически приведёт к раскрытию сущности чувственной и мыслительной деятельности человека.

Слайд 9

Наиболее полно механистическое мировоззрение материализма выразил Поль Гольбах (1732-1789). Он говорит, что

Наиболее полно механистическое мировоззрение материализма выразил Поль Гольбах (1732-1789). Он говорит, что
мы можем объяснить физические и духовные явления с помощью чистого механицизма. В мире ничего не совершается без причины. Всякая причина производит некоторое следствие. Следствие, раз возникнув, само становится причиной, порождая новые явления. Природа – это необъятная цепь причин и следствий, беспрерывно вытекающих друг из друга.

Слайд 10

Гольбах полагает, что общее движение в природе порождает движение отдельных тел и

Гольбах полагает, что общее движение в природе порождает движение отдельных тел и
частей тела, а последнее, в свою очередь, поддерживает движение целого. Так складывается закономерность мира.
Движение и изменение в мире – это не постоянное порождение нового, а вечный круговорот – возрастание и убывание, возникновение и уничтожение. Всё в природе подчинено принципу непрерывности, в ней нет скачков.

Слайд 11

Источником знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием предметов на его

Источником знаний материалисты считали ощущения, порождаемые в человеке воздействием предметов на его
органы чувств. Без ощущений нет познания.
Главный орган познания – мозг. Д. Дидро сравнивает мозг с воском, способным принимать разные формы, запечатлевая на себе воздействие внешних предметов. Ламетри писал о «мозговом экране», на котором отражаются предметы внешнего мира.
Чувственное познание – первый шаг на пути познания. Сущность реальности познаётся только разумом.