Философия о происхождении и сущности человека

Содержание

Слайд 2

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ -

это философское учение о природе, сущности и предназначении человека,

ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ - это философское учение о природе, сущности и предназначении человека,
возникающее, в основном, в периоды кризисов культуры, когда существование человека становится проблемой как в теоретическом, так и в практическом измерениях.

как раздел философии

особая школа в немецкой философии

Слайд 3

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ

Разделение знания, с необходимостью появления каких-то более специализированных журналов,

ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ФИЛОСОФСКОЙ АНТРОПОЛОГИИ Разделение знания, с необходимостью появления каких-то более специализированных
кафедр, конференций и так далее;
В 19-20 вв. менялся человек и представления о нем;
Появление гуманитарных наук о человеке;
Внезапно заново поставленный эволюционистами вопрос о происхождении человека;
Гораздо лучше стали знать животных: как они устроены, их поведение. В связи с этим встала проблема уникальности человека;
К 20 в. стало совсем не понятно: что такое человек?

Слайд 4

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА

Антропогенез - происхождение человека разумного.
Социогенез - происхождение общества.
Так

АНТРОПОСОЦИОГЕНЕЗ - ПРОИСХОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА Антропогенез - происхождение человека разумного. Социогенез - происхождение
как человек - это социальное существо, антропогенез бессмысленно рассматривать отдельно от социогенеза.
Человек, в его нынешнем виде, не столько продукт биологической эволюции, сколько социальной эволюции. Почему?

Слайд 5

ПРИЗНАКИ ЧЕЛОВЕКА, ПОЯВИВШИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ

Прямохождение;
Развитая кисть;
Резкое увеличение размеров головного мозга
Появление гораздо

ПРИЗНАКИ ЧЕЛОВЕКА, ПОЯВИВШИЕСЯ В ПРОЦЕССЕ ЭВОЛЮЦИИ Прямохождение; Развитая кисть; Резкое увеличение размеров
более сложных орудий труда
Кооперация внутри небольших групп, сообществ, с ярко выраженной агрессией, ксенофобией по отношению к чужим;
Членораздельная речь;
И т.п.

Слайд 6

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Софисты использовали два термина : противопоставляли "фюзис" и "пайдея".

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Софисты использовали два термина : противопоставляли "фюзис" и

Фюзис - это природа; то, что от рождения, то, что наследуется. Пайдея - это то, что воспитывается, искусственное.
Чтобы описывать природу человека приходится пользоваться двумя категориями: потенциального и актуального.
Потенциальные задатки – это то, что дано в виде некоторых предрасположенностей.
Актуальные - это задатки, которые превратились в способности.
Задатки – то, что можем отнести к естественному.
Способности - это то, что сформировалась, в значительной степени, под влиянием среды, но на основе задатков.

Слайд 7

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Чем человеческая природа отличается от природы животных?
Первое направление, которое

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Чем человеческая природа отличается от природы животных? Первое
отвечает на этот вопрос эссенциализм- представление, согласно которому есть какая-то изначальная сущность.
Часто её пытаются определить через какое-то одно, сущностное качество:
человек - это существо разумное;
человек - это существо играющее;
человек - это существо, обладающее чувством юмора;
человек - это говорящее животное;
человек - это единственное свободное существо;
человек - это единственное существо, способное создавать орудия труда.

Слайд 8

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА

Чем человеческая природа отличается от природы животных?
Вторая позиция: сущность

ПРИРОДА И СУЩНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА Чем человеческая природа отличается от природы животных? Вторая
и существование. Но чаще это называют конструктивизмом.
Нет никакой предзаданной сущности, мы эту сущность творчески конструируем в процессе человеческого существования. Мы соучаствуем в этом конструировании, но и, конечно, здесь играет большую роль среда.