Слайд 2Предпосылки возникновения и характерные черты
Средневековье обычно ассоциируется с периодом невежества и
мракобесия, массовых болезней, психических безумств и опустошительных войн; многочисленными процессами над еретиками, смутьянами и ведьмами, чадными кострами инквизиции.
Да, все верно, но наряду с этим данная эпоха известна непревзойденными произведениями архитектуры, живописи, музыки, поэзии, появлением первых университетов (с XI в.), жертвенным подвижничеством монашества, феноменом рыцарства и кодекса чести, культом прекрасной дамы.
Слайд 3Характерные черты
Культура и философия Средневековья находилась в оппозиции к античному миру, отвергая
политеизм (в Римской империи почиталось около 30 тысяч богов), преклонение перед природой-Космосом, моральное разложение общества, презрение к труду (180 праздников в году), материальные ценности и частную собственность в качестве высших благ, неравенство и институт рабства с его омерзительными гладиаторскими боями.
Всему этому было противопоставлена культура аскезы и духовного самосовершенствования, опирающаяся на заповеди-предписания и христианский символ веры.
Слайд 5Философия некатолической Европы
Развитие философской мысли Запада и Востока до XV в. шло
своими путями: на арабском Востоке и в части Испании, покоренной арабами, философия находилась под меньшим воздействием религии, чем в Европе и в Восточной Азии.
Арабская и арабоязычная наука в этот период ушла далеко вперед по сравнению с европейской. Ряд арабских философов создавали свои труды в русле научно-философской традиции, рожденной учением античного гения Демокрита об атомах, эмпедокловыми элементами, пифагорейской математикой, идеями Платона, философским и естественнонаучным наследием Аристотеля, особенно его системой логики.
Слайд 6Исторические рамки
Средневековье занимает длительный отрезок истории Европы от распада Римской империи в
V веке до эпохи Возрождения (XIV–XV вв.). Философия, которая складывалась в этот период имела два основных источника своего формирования.
Первый из них — древнегреческая философия, прежде всего в ее платоновской и аристотелевской традициях. Второй источник — Священное писание, повернувший эту философию в русло христианства. Идеалистическая ориентация большинства философских систем средневековья диктовалась основными догматами христианства.
Слайд 7Основные черты
христианской философии
Теоцентризм — (греч. theos — Бог), такое понимание мира,
в котором источником и причиной всего сущего выступает Бог. Он центр мироздания, активное и творящее его начало. Принцип теоцентризма распространяется и на познание, где на высшую ступеньку в системе знания помещается теология; ниже ее — находящаяся на службе у теологии философия; еще ниже — различные частные и прикладные науки.
Креационизм — (лат. creatio — создание, сотворение), принцип, в соответствии с которым Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, тленную, преходящую, пребывающую в постоянном изменении.
Слайд 8Основные черты
христианской философии
Согласно догмату творения:
Бог сотворил окружающий мир из ничего; творение
мира есть результат акта Божественной воли; мир сотворен благодаря всемогуществу Бога; природа не может творить сама себя; единственным творческим началом во Вселенной является Бог; Бог вечен, постоянен и всепроникающ; подлинным бытием является только Бог; сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к Богу; поскольку мир не обладает самодостаточностью и возник по воле другого (Бога), он непостоянен, изменчив и временен; нет четкой границы между Богом и Его творением.
Провиденциализм — (лат. providentia — провидение), система взглядов, в соответствии с которой всеми мировыми событиями, в том числе историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение (провидение — в религиозных представлениях: Бог, высшее существо или его действия).
Слайд 9Вопросы
Христианство принесло в философскую среду идею линейности истории. История движется вперед к
Судному Дню. История понимается как проявление воли Бога, как осуществление заранее предусмотренного божественного плана спасения человека (провиденциализм).
Но как совместить божье благорасположение к человеку с наличием страданий, несправедливости, т. е. со всяческим злом? Разве Бог не всемогущ?
В философско-богословской литературе эта проблема изучается давно, но специальная отрасль знаний, обозначенная термином «теодиция» связана с деятельностью Г. В. Лейбница, который ввел в употребление данное понятие.
Слайд 10Проблема добра и зла
Проблема добра и зла решается исходя из идеи творения:
окружающий мир всецело сотворен Богом; Бог является носителем и сосредоточением добра и справедливости; следовательно, окружающий мир изначально наполнен добром; зло в мир приносит дьявол (сатана) — падший ангел, восставший против Бога; поскольку зла первоначально в мире не было, оно часто маскируется под добро и добивается своих темных целей; в мире идет постоянная борьба между добром и злом, но поскольку мир — творение Бога и Бог добрый, то добро в итоге одержит победу над злом.
Слайд 11Проблема добра и зла
В кратком изложении феномен зла находит свое оправдание в
таких аргументах и интерпретациях:
зло существовало до появления человека и не на Земле, а на небе в виде Люцифера и бесов;
зло — наказание за порочный и неправедный образ жизни;
зло — испытание человека на твердость и искренность веры;
зло — предупреждение одних на примере других людей;
зло — свидетельство полноты божественного присутствия, ибо если устранить все случаи зла, то в мире обнаружится недостаток многих благ;
зло — способ проявления, усиления и развития добра в его противостоянии силам распада и тьмы;
зло не равноценно добру, оно лишь его тень, оно допускается и ниспосылается в дозированных пропорциях людям в целях их исправления, исцеления и спасения.
Слайд 12Средневековая антропология
Средневековая философия заложила основы христианской антропологии, сущность которой можно выразить следующими
тезисами:
человек сотворен Богом, причем сначала как тело из «праха» земного, а затем уже как духовное существо;
человек приходит в этот мир не по своей воле, и поэтому жизнь ему дарована. Зачем? Для какой миссии?;
человек служит намерению более высокому, чем он сам, он измерен абсолютной мерой и может быть мерой всему. Его предназначение быть «сподручником», сподвижником, сотворческим союзником Бога;
человек — единственное существо, которое есть «образ божий», так как обладает такими качествами, как свобода, разум, воля, любовь и способность к творчеству;
Слайд 13Средневековая антропология
человек изначально иерархичен, т. е. многосоставен и живет жизнью физической, растительной,
животной, социальной и сверхприродной (инородной). Он соборен и симфоничен в той степени, в какой добивается гармонизации своей целостности, что возможно лишь при доминировании духовного начала;
человек — «подобие божье». Уподобление означает сохранение, прояснение, укрепление в собственной душе данного мне образа: «...человек есть тварь, получившая повеление стать Богом»;
в отличие от языческих верований средневековая мысль убеждена в том, что человек, когда придет время, воскреснет целиком в своем телесном облике, потому что согласно христианскому учению, душа не может существовать вне тела. Именно эти догматы легли в основу средневекового понимания проблемы души и тела.
Слайд 14Другие догматы
Грехопадение. После отпадения от Бога высшее (духовное) стало низшим, тело —
храм души — свелось к биологическому организму, религиозная вера к ритуалу, страх смерти к борьбе за существование.
Согласно догмату откровения: мир можно познать, только познав Бога; Бог недоступен для познания; несмотря на то, что Бог непознаваем, Он Сам разрешил познать Себя (дал информацию о себе) через откровение — Библию; единственный способ познания Бога и всего сущего — толкование Библии; Бога можно познать лишь сверхъестественным путем, благодаря особой способности человека — вере.
Слайд 15Специфика средневековой философии
Своеобразие философского мышления средневековья заключалось в его тесной связи с
религией. Церковная догма являлась исходным пунктом и основой философского мышления. Содержание философской мысли приобрело религиозную форму. «Философия – служанка богословия».
Как особенность следует отметить экзегетический характер средневекового философствования. Для средневекового мыслителя исходным пунктом теоретизирования становится текст Священного Писания. Этот текст является источником истины и конечной объяснительной инстанцией. Мыслитель ставит своей задачей не анализ и критику текста, а только его истолкование.
Слайд 16Специфика средневековой философии
Философия средневековья — комментаторская философия. В форме комментария написана значительная
часть средневековых сочинений. Комментировалось главным образом Священное Писание.
Стиль философского мышления средневековья отличался традиционализмом. Для средневекового философа любая форма новаторства считалась признаком гордыни, поэтому, максимально исключая субъективность из творческого процесса, он должен был придерживаться установленного образца, канона, традиции. Ценилось не творчество и оригинальность мысли, а эрудиция и приверженность традициям.
Слайд 17Специфика средневековой философии
Философскому мышлению средневековья был присущ дидактизм (учительство, назидательность). Почти все
известные мыслители того времени были либо проповедниками, либо преподавателями богословских школ. Это способствовало общей установке на ценность обучения и воспитания с точки зрения продвижения к спасению, к Богу. Обычная форма философских трактатов — диалог авторитетного учителя и алчущего знаний ученика.
Наиболее яркими представителями средневековой теологической философии являлись: Тертуллиан Карфагенский (160–220), Августин Блаженный (354–430), Боэций (480–524), Альберт Великий (1193–1280); Фома Аквинский (1225–1274), Ансельм Кентерберийский (1033–1109), Пьер Абеляр (1079–1142), Уильям Оккам (1285–1349), Николай из Отрекура (XIV в.).
Слайд 18Патристика и схоластика как формы и этапы развития философской мысли
Основными формами
развития философской мысли в период раннего средневековья были апологетика и патристика. Дело в том, что распространение христианства в Европе, в Византии, эллинизированных центрах Передней Азии и Северной Африки происходило в упорной борьбе с иными религиозными и философскими течениями.
При этом против христианства широко использовалась философия неоплатонизма. Именно в этот период возникает апологетика как философское обоснование и защита христианства.
Слайд 19Этапы становления
Рубеж II−III вв. — момент самого зарождения систематического богословия. Сама философия
рассматривается как предуготовительное учение, «пролегающее и выравнивающее путь по Христу».
III−IV вв. — эпоха яростных тринитарных и христологических споров. Им принадлежит существенный вклад в обоснование догмата Святой Троицы, суть которого можно передать формулой: «общая сущность (усия), природа и воля, но три разных божественных лица (ипостаси)». «Христос, единородный Сын Божий, который имеет две природы, неслиянные и нераздельные, так что ни одна не нарушается и не препятствует их абсолютному единству».
Слайд 20Патристика
За апологетикой появляется патристика (от лат, pater — отец) — философские учения
«отцов церкви». Наиболее ярким представителем патристики был епископ в Гиппоне (Северная Африка) Августин Блаженный (354−430), оказавший сильнейшее влияние на средневековую философию.
Для Августина «истинная философия и истинная религия — одно и то же». Обоснование христианства он пытался найти в философии Платона, отмечая, что идеи Платона — «это мысли творца перед актом творения».
Слайд 21Град земной и Град Божий
Бог создал мир из ничего. Спасение человека, прежде
всего, в принадлежности к христианской церкви, которая является представителем «града божьего» на Земле. Августин рассматривал два противоположных вида человеческой деятельности — «град земной», т. е. государственность, которая основана «на любви к себе, доведенной до абсолюта, презрения к Богу», и «град божий» — духовную общность, которая основана «на любви к Богу, доведенной до презрения к себе».
Его основными работами являются: «Град божий», «Град человеческий», «Исповедь».
Слайд 22Схоластика
Ha основе патристики в IX в. начинает складываться схоластика, которая обращается к
рациональным методам знания при рассмотрении сверхрациональных «предметов». Она же в лице своих крупнейших представителей проявляет удивительную волю ко всеохватывающим систематикам.
Схоластика — представляет собой тип философствования, при котором средствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы.
Схоластика — господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которого являлись оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.
Слайд 23Схоласты
Крупнейшим схоластом XI в. является Ансельм Кентерберийский, получивший прозвище «Второго Августина». Он
выдвинул онтологическое доказательство бытия Бога. Именно Aнсельма можно рассматривать как одного из основателей схоластической теологии и самого метода схоластики.
Наиболее значительной фигурой в схоластике следует признать создателя томизма — Фому Аквинского. В своих трактатах этот схоласт предложил свою версию «примирения» Аристотеля с христианством. Только в Боге сущность и существование тождественны; следовательно, только Бог является абсолютно простым существом. Это акт чистого Бытия. Все другие существа являются сложными и сотворенными, т. е. зависимыми по своему бытию. Любой индивидуум «слагается» из материи и формы.
Слайд 24Философские проблемы мировоззрения Средневековья
За каждой великой богословской темой скрывается целый узел сложных
философских проблем. Одна из ключевых и сквозных — проблема соотношения веры и разума.
Августин: хотя вера есть высший акт воли, а воля имеет известное первенство перед разумом, тем не менее Августин склонен был настаивать на единстве веры и познания. Августин выступает с требованием признания двух путей приобщения людей к религии: понятийно-рационального (логического мышления, достижения наук и философии)
и нерационального (авторитета «Священного писания» церкви, эмоций и чувств). Августин отдает бесспорный приоритет нерациональным средствам.
В сфере религиозной жизни следует просто верить, не требуя никаких доказательств.
Слайд 25Гармония веры и разума (Августин)
Августин отчетливо сознает ту важную роль, которую играют
рациональные средства воздействия. Поэтому он считает необходимым усилить веру доказательствами разума, ратует за внутреннюю связь веры и знания.
Послушный религии разум и подкрепленная разумными доводами вера — таков идеал августиновской апологетики. Однако следует отметить, что представленная Августином теория о гармонии веры и разума не допускает и возможности, хотя бы в какой-то степени, поставить веру в зависимость от разума. Решающее значение в его системе, без всякого сомнения, отдается откровению.
Слайд 26Упадок схоластики
В период упадка средневековой схоластики возникает так называемая теория «двух истин»,
согласно которой вера и разум оказываются двумя независимыми областями, различия между которыми столь радикальны, что никогда не могут быть преодолены.
Для сторонников этой теории, Сигера Брабантского (ок. 1240−1281), Уильяма Оккама (ок. 1300−ок. 1350), разграничение веры и разума является фактически требованием эмансипации философии, освобождения ее из-под контроля религии.
Слайд 27Доказательство бытия Божия
Схоластика разработала целую систему таких «доказательств». Уже Ансельм Кентерберийский предложил
апостериорные и априорное доказательства.
Апостериорные исходят из опыта, восходя, например, от случайного к необходимому. В самом деле, любая вещь может как быть, так и не быть. В таком случае либо весь мир есть мираж, либо мы принуждены будем допустить нечто вечное и необходимое, на чем он держится.
Априорное доказательство исходит из того, что в нашем уме есть объект, выше и совершеннее которого нельзя ничего помыслить. Поскольку он обладает полнотой совершенства, то должен обладать и предикатом существования. Бытие же — не одна мысль; для бытия необходим акт божественной воли, акт творения.
Слайд 28Система 5 апостериорных доказательств от Фомы Аквинского
1. Доказательство от движения: вещи находятся
в движении, а все движущееся приводится в движение чем-то другим, ибо движение это соединение материи с формой. Значит, мы должны дойти до первой причины движения, которая никем не движется и которая все движет. Такой причиной должна быть чистая форма, чистый акт, которым является Бог.
2. Доказательство от производящей причины: в материальном мире существует определенный причинный порядок, берущий свое начало от первой причины, то есть Бога.
3. Доказательство от необходимости и случайности: в природе и обществе существуют единичные вещи, которые могут существовать либо не существовать. Другими словами, эти вещи не являются чем-то необходимым, а, следовательно, имеют случайный характер. «Поэтому необходимо положить некую необходимую сущность,— пишет Фома,— необходимую самое по себе, не имеющую внешней причины своей необходимости…; по общему мнению это есть Бог».
Слайд 29Система 5 апостериорных доказательств от Фомы Аквинского
4. Доказательство от степени совершенства исходит
из предпосылки, что в вещах проявляются различные степени совершенства и несовершенства. Но это возможно лишь потому, что есть мера всех мер, уровень всех уровней, эталон всех эталонов – Бог.
5. Доказательство от целенаправленного руководства миром: в бытии как разумных, так и неразумных существ, а также в вещах и явлениях наблюдается упорядоченность и целесообразность их деятельности и движения. Может ли сама по себе материя так устроиться, организоваться? «Следовательно, есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе, и его мы именуем Богом»,
Слайд 30Значение средневековой философии
Значение средневековой теологической философии для последующего развития философии в том,
что она:
стала связующим звеном между античной философией и философией эпохи Возрождения и нового времени;
сохранила и развила ряд античных философских идей, поскольку возникла на основе античной философии;
способствовала расчленению философии на новые сферы (помимо онтологии — учения о бытии, полностью сливавшегося с античной философией, выделилась гносеология — самостоятельное учение о познании);
способствовала разделению идеализма на объективный и субъективный;
Слайд 31Значение средневековой философии
положила начало появлению в будущем эмпирического (Бэкон, Гоббс, Локк) и
рационалистического (Декарт) направлений философии как результатам соответственно практики номиналистов опираться на опыт (эмпиризм) и повышенного интереса к проблеме самосознания (Я — концепция, рационализм);
пробудила интерес к осмыслению исторического процесса;
выдвинула идею оптимизма, выразившегося в вере в победу добра над злом и в воскрешении;
сформировала концепцию личности и усовершенствовала модели ее духовно-нравственного развития;
реализовала принцип гуманизма в его религиозной форме;
внесла свой вклад в построение системы логики и диалектики.