Философия: предмет. Философские основания

Содержание

Слайд 2

Философия: предмет

Философия концентрирует в себе способ мышления, логику мышления, проясняет её

Философия: предмет Философия концентрирует в себе способ мышления, логику мышления, проясняет её
для мыслящего субъекта. С философией не сталкивается тот, кто вообще не мыслит. Если усваиваешь способ суждения о вещах, то усваиваешь и определённую философию.
Философия - мыслящее рассмотрение предметов.
Философия – система общих взглядов на мир, на место человека в этом мире и уяснение различных форм отношения человека к миру и к самому себе.
Философия изучает не мир в целом, а мир как целое.
Что я могу знать? Что я должен делать? На что я смею надеяться? Что такое человек?

Слайд 3

Философские основания

Онтологический аспект. Бытие. Реальность. Законы. Категории. Что это? Раздел философии, ориентированный

Философские основания Онтологический аспект. Бытие. Реальность. Законы. Категории. Что это? Раздел философии,
на выявление наиболее общих сущностей, предельных оснований, фундаментальных принципов всего существующего (природы, общества и человеческого мышления)
Гносеологический аспект. Истина. Познание. Методология. Как? Каким образом? раздел философии, изучающий взаимоотношение субъекта и объекта в процессе познавательной деятельности, отношение знания к действительности, возможности познания мира человеком, критерии истинности и достоверности знания. Теория познания исследует сущность познавательного отношения человека к миру, его исходные и всеобщие основания.

Слайд 4

Философские основания

Аксиологический аспект. Ценности. Смыслы. Миссия. Мотивы. Цели. С какой целью? Зачем?

Философские основания Аксиологический аспект. Ценности. Смыслы. Миссия. Мотивы. Цели. С какой целью?
Что я хочу? Философское учение о природе ценностей. Ценностями могут служить различные явления действительности, имеющие большое значение для индивидов и общества. Ценности выступают ориентирами деятельности человека
Праксиологический аспект. Выгода. Эффективность. Выбор метода с точки зрения эффективности. Ориентиры на результат: малые воздействия – большой результат.

Слайд 5

ВСЕОБЩИЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА  (структура мировоззрения)

Формы мировоззрения:
по способу духовного освоения

ВСЕОБЩИЕ СУЩЕСТВЕННЫЕ ФОРМЫ ДВИЖЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА (структура мировоззрения) Формы мировоззрения: по способу

Философское
Научное и (или) Художественное (образное)
Религиозное
Мифологическое

Слайд 6

Структура философии

История философии
Теоретическая философия
Онтология; гносеология;
Практическая философия
Философия истории; философия науки; философия

Структура философии История философии Теоретическая философия Онтология; гносеология; Практическая философия Философия истории;
права; социальная философия; философия искусства

Слайд 7

Труд как действительная исходная основа. Противоречия процесса труда

Противоречие процесса жизни
род – индивид

Труд как действительная исходная основа. Противоречия процесса труда Противоречие процесса жизни род
(гибель единичного и восстановление рода)
потребление – производство
(продукт труда - задержанное потребление) деление труда на
овеществлённый – живой труд;
всеобщий – единичный;
абстрактный – конкретный.

Слайд 8


теоретическое действие
Опредмеченный труд O ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ S живой труд
(овнешнённый) объект субъект
практическое действие
Противоречие

теоретическое действие Опредмеченный труд O ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ S живой труд (овнешнённый) объект субъект
между овнешнённым и живым процессом труда. Результат – отчуждение субъекта от результатов труда

ПРОТИВОРЕЧИЕ ПРОЦЕССА ТРУДА

Слайд 9

Противоречия в процессе осуществления цели

Индивид в процессе образования (формирования цели) берёт мир

Противоречия в процессе осуществления цели Индивид в процессе образования (формирования цели) берёт
таким, каков он есть, но как реализующий цель стремится к тому, чтобы изменить мир
С одной стороны мир предпослан, с другой труд стремится снять предпосланное выйти за пределы.
Деятельность одновременно зависит от внешнего содержания – объективного, и в то же время труд начинается с индивидуального действия – субъективного.
Общественная цель есть первое и сущность. Отдельные индивиды должны делать себя всеобщими путём отрицания самих себя, путём подчинения общественным целям. Родовая целесообразность предшествует им, она абсолютно налична для них. И в то же время само развитие общественных целей происходит только при условии участия деятельной индивидуальности.

Слайд 10

Диалектика труда Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он

Диалектика труда Человек не только изменяет форму того, что дано природой, он
осуществляет вместе с тем и свою сознательную цель, которая как закон определяет способ и характер его действий и которой он должен подчинять свою волю. К.Маркс

Формообразующая активность человека.
Простые моменты процесса труда : целесообразная деятельность, или сам труд, предмет труда и средства труда, продукт труда
Признаки труда:
1. Целесообразность
2. Опосредствованность
3. Преобразовательность

Свойства труда:
1. Преобразование сознания (ИДЕИ)
2. Преобразование общества (ОТНОШЕНИЯ)
3. Преобразование природы (ОРУДИЯ)

Слайд 11

Диалектика познания

Ступени познания:
2. Логическая
1. Чувственная.
Способы познания (исходная основа мышления)
(единство прямой и

Диалектика познания Ступени познания: 2. Логическая 1. Чувственная. Способы познания (исходная основа
обратной связи в движении мысли)
Идеализация окружающего мира – материализация идеи
анализ – синтез –
диалектический метод
(аналитико-синтетический)
Ступени обобщения:
3. Категория однозначность с возм. внутреннего перехода, прошлое – настоящее – будущее.
2. Понятие однозначность, сущ. признак (внутреннее); прошлое – настоящее – будущее.
1. Слово многозначность, внешняя связь с предметом, явление; прошлое – настоящее.

Слайд 12

Диалектика познания

Ступени познания:
2. Логическая (понятия и суждения)
1. Чувственная (ощущения – восприятия

Диалектика познания Ступени познания: 2. Логическая (понятия и суждения) 1. Чувственная (ощущения
- представления)

Наука и искусство
система понятий; система образов.
Функции науки (описательная – объяснительная – предсказательная);
Функции искусства (расстояния и пропорции – объёмная картина – вышина-ширина-глубина).
Понятие (обобщение) (единичное – особенное – всеобщее)
Образ (типизация)
Структурные элементы образа – первичный и вторичный образ
Study science in art
Study art in science

Слайд 13

Диалектика познания

Ступени обобщения:
Категория однозначность с возм. внутреннего перехода, прошлое, настоящее,

Диалектика познания Ступени обобщения: Категория однозначность с возм. внутреннего перехода, прошлое, настоящее,
будущее.
Понятие однозначность, сущ. признак (внутреннее), прошлое, настоящее, будущее.
Слово многозначность, внешняя связь с предметом, явление, прошлое настоящее

Философия
Науки
Языки
Диалектика общественной целесообразности (общественных институтов)
Интеллект (школа)
Стоимость (государство)
Бог (церковь)
Единство сознания:
язык – мысль.

Слайд 14

Диалектика познания

Способы познания:
(единство прямой и обратной связи в движении мысли)
Идеализация окружающего

Диалектика познания Способы познания: (единство прямой и обратной связи в движении мысли)
мира – материализация идеи
анализ – синтез –
диалектический метод
(аналитико-синтетический)

Формы познания (диалектика метода)
Три вида структурных связей логической формы
3. Диалектика (положительно-разумная)
2. Скептицизм (отрицательно-разумная)
1. Догматизм (рассудочная)

Слайд 15

Введение в историю философии

Цель философии – познание единой истины как источника, из

Введение в историю философии Цель философии – познание единой истины как источника,
которого проистекает всё другое, все законы природы, все явления жизни и сознания, представляющие собой отражение этого источника, или иначе, свести эти законы и явления обратным, на внешний взгляд, путём, к этому единому источнику, но сделать это лишь для того, чтобы постигнуть их из него, то есть для того, чтобы познать, как они из него выводятся. (Г.В.Ф.Гегель)
«Познай самого себя»

Слайд 16

Введение в историю философии

Противоположность мнения и истины
Мнение – субъективное представление, произвольная мысль
Истина

Введение в историю философии Противоположность мнения и истины Мнение – субъективное представление,
– представление, основанное на необходимости процесса мышления.
Истина – есть движение, процесс, но в этом движении – покой, различие – есть исчезающее, благодаря чему возникает полное, конкретное единство.
Идея – конкретна, поскольку она есть единство различных определений. Органическая система, целостность, содержащая в себе множество ступеней и моментов.
Конкретное – простое, единство, внутри себя содержащее различие.
Развитие – переход, развёртывание необходимых ступеней и формообразований предмета во времени до полноты и целостности
Философия – есть объективная наука об истине, о её необходимости, познание посредством категорий.

Слайд 17

Введение в историю философии

Вся история философии – внутреннее, необходимое, последовательное и поступательное

Введение в историю философии Вся история философии – внутреннее, необходимое, последовательное и
движение и развитие понятия. Движущая сила – внутренняя диалектика логической формы.
Совпадение истории философии с философией.
Каждая система философии существовала и с необходимостью продолжает существовать.
Отношение к философской системе должно содержать утвердительную и отрицательную сторону.

Слайд 18

Формы историко-философского процесса

формы сознания (диалектика индивидуальности)
3. Разум
2. Самосознание
1. Сознание (рассудок)
самосознание
(виды самосознания)
-всеобщее
-признающее
-вожделеющее

Формы историко-философского процесса формы сознания (диалектика индивидуальности) 3. Разум 2. Самосознание 1.
или потребляющее

Формы познания (диалектика метода)
Три вида структурных связей логической формы
3. Диалектика (положительно-разумная)
2. Скептицизм (отрицательно-разумная)
1. Догматизм (рассудочная)

Слайд 19

Начало философии

Материальные предпосылки
Прибавочный продукт. Разделение труда. Самосознание.
Мышление не существует как

Начало философии Материальные предпосылки Прибавочный продукт. Разделение труда. Самосознание. Мышление не существует
представление.
Бытие как сущность вещей, абсолютная целостность, имманентная сущность.
Мышление должно выступить в индивидууме. Выйти из погружённости в природное.
Политические предпосылки
Народ, обладающий сознанием свободы. Философия выступает там, где образуется свободный политический строй.
мыслить – облечь нечто в форму всеобщности.

Слайд 20

Восточная философия – погружённость в субстанцию как исчезновение индивидуальности во всеобщем

Китайская

Восточная философия – погружённость в субстанцию как исчезновение индивидуальности во всеобщем Китайская
философия
Ян (единство, утверждение, совершенное) –
Инь (двоица, отрицание, несовершенное) --
– -- – -- Материя совершенная и – – -- -- несовершенная
ГУА: небо, вода, огонь,
гром, ветер, горы, вода,
земля
Конфуций (Кун-цзы) (ок. 551-479 гг. до н.э.)со времен династии Хань до конца империи в 1912 г. н.э.           Антропоцентризм - в центре философских и этических построений находились проблемы человека, его умственного и духовного облика, его места и роли в мире и обществе.           "пять добродетелей": взаимная любовь, право, мудрость, нравственность и скромность, три принципа: подчинение сына отцу, народа - правителю, женщины - мужчине.   

Слайд 21

Индийская философия

Будда- Сиддхартха Гаутама, наследный принц царства Шакья. Шакьямуни - родился около

Индийская философия Будда- Сиддхартха Гаутама, наследный принц царства Шакья. Шакьямуни - родился
567 г. до н.э. Основа его учения - четыре благородных истины: существует страдание, у него есть причина, оно может быть прекращено, есть путь, ведущий к этому
Священные книги Веды
Единая всеобщая субстанция, сознание отождествляется с ней. Учение об Атмане как индивидуальном и универсальном бытии; универсальная основа, которая заключена во всех индивидах, вещах
Средства для достижения вечного блаженства. Самоистязание, уход в себя.
Душа должна быть отделена от природы, изъята из кругооборота переселения. Освобождена от материальных форм и зла.
Чистая концентрация – Брама – высшее состояние

Слайд 22

Греческая философия

Греческая философия

Слайд 23

Греческая философия (VI-V в.в. до н.э. )

Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен…) –

Греческая философия (VI-V в.в. до н.э. ) Милетская школа (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен…)
поиск первоначала, необходимость выведения, стремление к системности. Возведение предметной сущности в понятие как простое всеобщее. Деятельная стихия – образ духа.
Фалес: «вода» - бесформенное, сущность способная к изменению. Способ – «сгущение - разрежение». Выделение абсолютного как способа отношения к вещам.
Анаксимандр: «апейрон» - непрерывность = материя. Ничто не возникает – всё было. Непрерывность единства – материальные причины.
Анаксимен: «воздух» - дух. Отказ от предметного способа понимания первосущности.
первоначало не заставляет само себя изменяться.

Слайд 24

Греческая философия

Пифагорейцы. (не мудрец, а лишь стремящийся к мудрости) первоначало – «ЧИСЛО».

Греческая философия Пифагорейцы. (не мудрец, а лишь стремящийся к мудрости) первоначало –
Противоположности как способ конструирования – единица и двоица. Единое и многое.
10 пар категорий: конечное и бесконечное, чет и нечет, единство и множество, правое и левое, мужское и женское, покой и движение, прямое и кривое, свет и тьма, добро и зло, квадрат и параллелограмм.
Три способа мыслить вещи:
со стороны различия, тождества,
противоположности,
отношения (непосредственные крайности существуют в третьем в середине, но тогда они не существуют как противоположные)
Недостаёт понимания перехода противоположностей, понимания развития

Слайд 25

Греческая философия

Элеаты («бытие» изменение в его наибольшей абстрактности как ничто) противоположность -

Греческая философия Элеаты («бытие» изменение в его наибольшей абстрактности как ничто) противоположность
мысль и явление: Ксенофан, Парменид. «Всякое возникновение непонятно, ничего не возникает, ничего не погибает, если что-то существует, то оно и не возникает…». Выступление против чувственного, освобождение от мнения – необходимость, бытие – есть истинное.
Зенон: сущность в одной из противоположностей. Выступая против движения – мышление само есть движение. «Апории». Движение внутренне противоречиво.

Слайд 26

Греческая философия

Гераклит («Становление», «Логос»)
Абсолютное как процесс – объективная диалектика, истина как единство

Греческая философия Гераклит («Становление», «Логос») Абсолютное как процесс – объективная диалектика, истина
противоположностей.
От бытия к становлению.
а) абстрактный процесс как время. Время как первая телесная сущность.
б) «огонь» - первая сущность 1) путь наверх – раздвоение,2) путь вниз – погружение в единство.
Плохие свидетели глаза для людей, если у них варварские души.
Разум («Логос») есть судья истины, но не всякий, а божественный, всеобщий разум – та мера, тот ритм, который проходит через сущность Вселенной.
Многознание не научает уму.
Познать разум, который господствует во всём.
Обладает истиной не всякое мышление, а развёрнутое сознание необходимости.

Слайд 27

Демокрит (род. ок. 460, Абдеры, Фракия - ум. ок. 371 до Р.

Демокрит (род. ок. 460, Абдеры, Фракия - ум. ок. 371 до Р.
X.)

Атомы и пустота (наличное бытие)
движение атомов, различие по форме и величине, месту и расположению, находятся в пустом пространстве в вечном движении, и благодаря их соединению и разъединению вещи и миры возникают и приходят к гибели.
Душа, тождественная со стихией огня, состоит из мельчайших гладких и круглых атомов, которые распространены по всему телу; органом мышления является лишь мозг. Ощущения возникают благодаря тому, что исходящие из вещей истечения, отделяющиеся от них "образы" проникают в душу и приводят ее в движение.
Высшее благо - это блаженство; оно состоит в покое и веселии души и может быть достигнуто благодаря обузданию своих желаний и умеренному образу жизни.

Слайд 28

Софисты

Софисты (Протагор: «Человек – мера всех вещей»). Субъективное действие существенно. «Я» как

Софисты Софисты (Протагор: «Человек – мера всех вещей»). Субъективное действие существенно. «Я»
упраздняющий другое. «Я» как субъективное
Субъективное может быть понято как единичное, случайное, произвольное либо как всеобщее.
А) спокойное опровержение или просто фокус.
Б) касаемо нравственности вызывает гнев и раздражение, объявляется святотатством, стремящимся поколебать устои и предоставлением доводов пороку.

Слайд 29

Сократ

«Я» как всеобщее. Объективное существует лишь в отношении к мыслящему субъекту.

Сократ «Я» как всеобщее. Объективное существует лишь в отношении к мыслящему субъекту.
Субъективное рассмотрение должно основываться на объективном мышлении.
Субъективная свобода сводится к обращению 1)сознания на само себя, 2) выхождение из особенной субъективности – духовно всеобщее
Аспекты сократовского метода (ирония, майевтика, «Знание = Благо»)

Слайд 30

Платон (429 г. до н.эры)

Идея – всеобщее, род, цель. Прообразы вещей.
Мысль

Платон (429 г. до н.эры) Идея – всеобщее, род, цель. Прообразы вещей.
представлена как предметный мир.
Идеи не находятся в сознании, они находятся в
познании. Принцип порождения (стол - столость).
Ничему нельзя научиться, учение – есть воспоминание,
того, чем уже обладаешь, движение рода - своё
собственное становление. Движение, при котором не
нечто чуждое входит в дух, а его собственная сущность
становится для него.
Чувственное и умопостигаемое.
Диалектика Этика Физика
Диалектика: абсолютное: единство бытия и небытия в становлении. Принцип субъективного действия. В категориях выступил их переход через самих себя.

Слайд 31

Платон

Четыре момента идеи:
а) неограниченное неопределённое;
б) ограничивающее – мера, пропорция, мудрость;

Платон Четыре момента идеи: а) неограниченное неопределённое; б) ограничивающее – мера, пропорция,

в) смешение, то, что возникло;
г) причина. Последняя – есть в себе единство разных.
Субъективность – власть над противоположностями. Божественный разум.

Слайд 32

Платон

Этика. Учение о государстве.
Природа души.
Разум мудрость законодательство
Гнев мужество защита
Вожделение умеренность

Платон Этика. Учение о государстве. Природа души. Разум мудрость законодательство Гнев мужество
удовл. потребн.

Слайд 33

Платон о диалектике

Из «Федра». «Диалектик тот, кто способен всматриваться в одно и

Платон о диалектике Из «Федра». «Диалектик тот, кто способен всматриваться в одно
многое по природе».
Из «Софиста». «Диалектика – есть самое высокое искусство разделения по родам, не отождествляя различных понятий и не принимая тождественных за различные». «Кто способен к этому искусству, тот верно усмотрит одну идею, заключающуюся во множестве отдельных друг от друга индивидуумов, а также множество различных идей, включающихся в одной общей идее, и далее одну, составленную из многих, объединённых в одной вещи, и, наконец, многие, вполне друг от друга отдельные... Эту диалектическую способность можно приписать только истинному философу».
Из «Государства». «С началом всех вещей, … непредполагаемым соприкасается сам разум способностью диалектики, делая предположения не началами, а на самом деле предположениями, как бы ступенями и опорами, чтобы дойти до непредполагаемого, к началу всех вещей, и затем, взявшись за него и касаясь того, что с ним соприкасается, снизойти к концу, не пользуясь при этом ничем чувственным, но самими идеями, посредством идей и для идей, и окончить идеями».

Слайд 34

Аристотель (384 г. до н. эры)

Метафизика. Предмет – «божественное мышление». Субстанция
качество – определённость,

Аристотель (384 г. до н. эры) Метафизика. Предмет – «божественное мышление». Субстанция
сущность, форма; материя; принцип движения; цель и благо.
Возможность (в себе); Действительность (для себя) Энтелехия
Виды субстанции:
а) чувственно ощутимая субстанция. субстрат
б) субстанция, внутри которой идёт деятельность. Содержит наперёд то, что должно возникнуть. Материя и ум. Пассивное и деятельное.
в) абсолютная субстанция – синтез возможности, деятельности и энтелехии. Неподвижное, которое движет. Энергия мышления.
Истинное начало – мышление, ибо мысль приводится в движение мыслимым.

Слайд 35

Аристотель

Абсолютная субстанция – синтез возможности, деятельности и энтелехии, то, что движется в

Аристотель Абсолютная субстанция – синтез возможности, деятельности и энтелехии, то, что движется
себе самом.
Неподвижное, которое движет. Продукт мышления и деятельность мышления тождественны. Операция, посредством которой мысль мыслит самое себя более божественна чем содержание мысли. Не мыслимое есть превосходное, а сама энергия мышления
Из определения абсолютной сущности, как деятельной сущности, благодаря которой совершается переход из возможности в действительность, вытекает, что она существует предметным образом в видимой природе. Существует середина, которая движет, но сама недвижима. Равная самой себе идея, которая, двигая, остаётся в соотношении с самой собой.

Слайд 36

Аристотель. Классификация наук

Теоретические науки
Физика
Топика; Аналитика
Математика
природа души:
3. Мыслящая
2. Ощущающая
1. Питающая

Практические науки
Этика

Аристотель. Классификация наук Теоретические науки Физика Топика; Аналитика Математика природа души: 3.

Поэтика
Риторика

Метафизика

Слайд 37

Эпикур (род. 342, на Самосе - ум. 271 до Р. X.)

Школа

Эпикур (род. 342, на Самосе - ум. 271 до Р. X.) Школа
основана в 306 до Р. X. Стремление дать практическое руководство для жизни (этику); этому служила физика и логика.
Учение Эпикура о природе: бесконечное число и разнообразие спонтанно развивающихся миров, представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов, помимо которых не существует ничего, кроме пустого пространства. В пространстве между этими мирами бессмертные и счастливые, живут боги, не заботясь о мире и людях. Таким же образом возникают и исчезают живые существа, а также душа, которая состоит из тончайших, легчайших, наиболее круглых и подвижных атомов. Познание природы есть не самоцель, оно освобождает человека от страха суеверий и вообще религии, а также от боязни смерти.
Освобождение необходимо для счастья и блаженства человека, сущность которых составляет удовольствие, но это не простое чувственное удовольствие, а духовное, хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются дурными. Однако духовное удовольствие более устойчиво, ибо оно не зависит от внешних помех. Благодаря разуму, дару богов, стремления должны приводиться в согласие (симметрию), предполагающее удовольствие, причем одновременно достигается не нарушаемое неприятными переживаниями спокойствие, невозмутимость (атараксия), в которых и заключается истинное благочестие.
К общественности (особенно государству и культу) мудрец должен относиться дружественно, но сдержанно. Девиз Эпикура: живи уединенно!

Слайд 38

Стоики 300 лет до Р. X. Зенон из Китона

Стоики: Клеан (ему принадлежит

Стоики 300 лет до Р. X. Зенон из Китона Стоики: Клеан (ему
изречение: "В нем [Боге-космосе] мы живем, движемся и существуем", которое приводит апостол Павел [см. Деян., 17, 28]) и Хрисипп; Панэций Родосский, Посидоний, являющиеся представителями средней Стои, а также позднейшие стоики - Сенека, Мусоний, Эпиктет и император Марк Аврелий.
Для стоиков: Бог и природа суть одно и то же, а человек - часть этой богоприроды. Все действительное и действующее телесно. Сила не есть нечто нематериальное или абстрактное, а есть сама тончайшая материя. Сила, управляющая миром в целом, - божество. Она пронизывает мир, как распространяющееся во все стороны дуновение (световой эфир), она - душа мира, его разум. Вся материя есть лишь модификации, находящиеся в вечном изменении этой божественной силы и снова и снова растворяющиеся в ней.
Все происходит согласно внутренней и абсолютной необходимости, и абсолютно необходимое есть одновременно и абсолютно целесообразное, но, с др. стороны существует свобода воли. Ради свободы жить в согласии с природой. Но поскольку человеческий разум есть часть мирового разума, то жить сообразно природе - значит жить одновременно и сообразно разуму. Всякое нравственное действие является не чем иным, как самосохранением и самоутверждением; но помогать самому себе - значит, если это осуществляется правильно, содействовать общему благу. Все грехи и безнравственные поступки суть не что иное, как саморазрушение, утрата собственной человеческой природы, болезнь души. Правильные (сообразные с разумом и природой) желания и воздержания, поступки и дела - гарантия человеческого счастья. Но правильно желать и воздерживаться - значит всячески развивать свою личность в противовес всему внешнему, не быть покорным судьбе, не склоняться ни перед какой силой.
Наиболее известные работы стоиков в рус. пер.: Марк Аврелий Антонин. К самому себе. Размышления, СПБ, 1885, а также: его же. Наедине с собой. Размышления, 1914.

Слайд 39

Скептицизм философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в

Скептицизм философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в
надежности истины.

Умеренный скептицизм ограничивается познанием фактов, проявляя сдержанность по отношению ко всем гипотезам и теориям.
Античный скептицизм представлен Пирроном, затем средней и новой академиями (Аркесилай, Карнеад) и т. н.. поздним скептицизмом (Энезидем, Секст Эмпирик и др.).
Энезидем указывает десять принципов (тропов) скептицизма:
первые шесть - это различие живых существ; людей; органов чувств; состояний индивида; положений, расстояний, мест; явлений по их связям;
последние четыре принципа - это смешанное бытие воспринимаемого объекта с др. объектами; относительность вообще; зависимость от количества восприятий; зависимость от уровня образования, нравов, законов, философских и религиозных взглядов.

Слайд 40

Неоплатоники: Плотин (205-270), Порфирий, Ямвлих

Плотин учился в Александрии у Аммония Саккаса;

Неоплатоники: Плотин (205-270), Порфирий, Ямвлих Плотин учился в Александрии у Аммония Саккаса;

Основные положения: "единое" – первосущность всего, выделяет из себя благодаря излиянию (эманации) мировой дух', нус. Нус производит из себя мировую душу; он заключает в себе мир идей, истинный мир, в то время как чувственный мир представляет собой только иллюзорное отражение мира идей. Мировая душа дробится на отдельные души. Материя возникает как низшая ступень эманации, как "несуществующее", "злое", как абсолютное отрицание божественной первосущности. Последняя, и высшая, цель души, выделяющейся из "единого", - воссоединение с ним благодаря экстазу, по отношению к которому познание является только подготовительной ступенью.
Ученик Плотина, Порфирий, издал из его соч. 54 произв. (в 6 частях) - "Эннеады".
ЭМАНАЦИЯ (от лат. emanatio - истечение) - истечение из единого, целого. Мир есть эманация божества. Все низшее, согласно этому учению (эманацизм), вытекает из высшего, которое обозначается не только как "Бог", но и как "первоединое", "одно и все».
«Порождённое мыслью есть истинный универсум, интеллектуальный мир. Образующий ум. Порождающий интеллект, который актуален в своём произведённом и имеет сам себя своим предметом, мыслит сам себя. Это мышление самого себя есть вечное сотворение мира.»
Плотин

Слайд 41

АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (род. 31 нояб. 354, Тагаст, Нумидия -

АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий (род. 31 нояб. 354, Тагаст, Нумидия -
ум. 28 авг. 430, Гиппон, близ Карфагена)

влиятельнейший проповедник и политик католич. церкви. Через манихейство, скептицизм и неоплатонизм пришел к христианству.
защищал (против Пелагия) учение о предопределении: человеку заранее предопределено Богом блаженство или проклятие.
в книге "О граде божием" – изобразил историю как борьбу двух враждебных царств - царства приверженцев всего земного, врагов божьих, т.е. светского мира (civitas terrena или diaboli), и царства божия (civitas dei). отождествляет царство божие, в соответствии с его земной формой существования, с рим. церковью.
учил о самодостоверности человеческого сознания (основа достоверности есть Бог) и познавательной силе любви. При сотворении мира Бог заложил в материальный мир в зародыше формы всех вещей, из которых они затем самостоятельно развиваются.
явился родоначальником направления неоплатонизма в христ. философии (августинизма), которое господствовало в Западной Европе вплоть до 13 в., когда оно было заменено христ. аристотелизмом Альберта Великого и Фомы Аквинского.

Слайд 42

Христианская философия (полемика христ. веры с философией )

Утвердилась начиная с Августина.

Христианская философия (полемика христ. веры с философией ) Утвердилась начиная с Августина.

с 13 в., с эпохи расцвета схоластики, философия и теология отчетливо разделяются: философия выступает как источник "естественного света", а теология - как источник "сверхъестественного света".
В эпоху Гуманизма и Возрождения различие стирается,
В эпоху Реформации резкая вражда между философией и теологией.
Позднее христ. философия находит продолжение в (тем временем исчезнувшей) протест., а также католич. неосхоластике, которая с 1879 по распоряжению папы была снова вызвана к жизни; отсюда стало обычным выражение Philosophia perennis

Слайд 43

Схоластика

Спор об универсалиях (от лат. universalis общий) - в схоластике общие

Схоластика Спор об универсалиях (от лат. universalis общий) - в схоластике общие
понятия, идеи, которые, имея самостоятельный смысл, существуют телесно, "до вещей" (Иоанн Скот Эриугена) или "в вещах" (Фома Аквинский),
либо же они существуют только в виде умственных построений "после вещей" или являются просто "именами вещей", словами (Росцелин, Оккам).

Слайд 44

Доказательства бытия Бога попытки логически вывести бытие Бога и его предикаты и

Доказательства бытия Бога попытки логически вывести бытие Бога и его предикаты и
рационально обосновать веру в Бога.

1) Онтологическое доказательство бытия Бога из наличия субъективной идеи о высшей сущности выводится ее объективное существование: если бы Бог существовал не в действительности, а лишь как идея, этот недостаток противоречил бы понятию Бога как наисовершеннейшей, наиреальнейшей сущности.
2) Психологическое доказательство бытия Бога исходит из наличия идеи Бога в сознании (т.е. из переживания Бога) и утверждает, что само сознание не может быть достаточным основанием для наличия в нем идеи Бога; следовательно, основу должна составлять внешняя причина сверхчеловеческого порядка (т.е. Бог как существующий).
3) Космологическое доказательство бытия Бога проводит временную связь от существования мира к его создателю, от обусловленности всего сущего к последней безусловной, в себе сущей, абсолютной сущности, к Богу, который является несводимой дальше причиной.
4) Телеологическое доказательство бытия Бога исходит от целесообразности и порядка мира и приходит к его премудрому архитектору.
5) M o p а л ь н о е доказательство бытия Бога из наличия нравственного сознания выводит его создателя или из "морального миропорядка" выводит основателя этого миропорядка.
6) Волюнтаристское доказательство бытия Бога исходит из того, что человек стоит на высшей из трех ступеней - сущего, живого и познающего. Но он не всемогущ, т. к. может не все, чего хочет. Следовательно, должна существовать некая высшая сила над ним, которая является всемогущей: Бог

Слайд 45

Возрождение

БРУНО (Bruno)' Джордано (род. 1548, Нола - ум. 17 февр. 1600, Рим:

Возрождение БРУНО (Bruno)' Джордано (род. 1548, Нола - ум. 17 февр. 1600,
сожжен на костре) - естествоиспытатель и философ,
В своем учении он объединяет достижения естественных наук нового времени с элементами эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма и создает гениальное пантеистическое мировоззрение, которое проповедует с поэтической силой и поэтическим воодушевлением.
Вселенная есть Бог, она бесконечна, бесчисленные солнца с их планетами следуют в ней по своим орбитам. Этот бесконечный, движимый внутренними силами универсум есть единственно сущее и живое, как субстанция он остается вечным и неизменным; единичные вещи принимают участие в вечном духе и жизни соответственно степени развития своей организации, однако они подвержены изменению.
Элементарные, простейшие части всего существующего, которые не возникают и не исчезают, а лишь только отделяются друг от друга и соединяются друг с другом в бесконечном разнообразии, суть minima, или монады, относящиеся к материальному и психическому. В мире, т. о., нет ничего неживого, все одушевлено. Бог не может требовать от нас больших почестей, чем те, которые мы окажем ему, если будем изучать законы движения и развития универсума и жить согласно этим законам. Всякое познание естественного закона есть нравственное дело. Осн. работы: "Delia causa, principle ed шю", 1584 (рус. пер. "О причине, начале и едином", 1934); "De 1'infimto, universe e mondi", 1584 (рус. пер. "О бесконечности, Вселенной и мирах", 1936); "Spaccio della bestia trionfante", 1584 (рус. пер. "Изгнание торжествующего зверя", 1914); "Degli eroici furori", 1585 (рус. пер. "О героическом энтузиазме", 1953).

Слайд 46

Новое время. Ф.Бэкон
проблемы и возможности познавания
Ф.Бэкон (1561-1626) Эмпирический метод. «Новый

Новое время. Ф.Бэкон проблемы и возможности познавания Ф.Бэкон (1561-1626) Эмпирический метод. «Новый
органон».
Идолы познания:
«Идолы рода»; «Идолы пещеры»; «Идолы площади»; «Идолы театра».

Слайд 47

Р.Декарт. (1596-1650)
Сомнение
Априоризм. Мыслю – существую. "Cogito ergo sum"
наиболее достоверным для

Р.Декарт. (1596-1650) Сомнение Априоризм. Мыслю – существую. "Cogito ergo sum" наиболее достоверным
познающего субъекта является его собственное мышление, в котором признак осознаваемости может выступать критерием различения психических процессов от непсихических.
На этом основании - отрицание души у животных, которые являются лишь "рефлекторными автоматами".
В основу решения психофизической проблемы Декарт положил идею взаимодействия: душа, имеющая одним из основных своих атрибутов мышление, и тело (природа), характеризующееся протяжением, могут соединиться в человеке лишь с помощью третьей субстанции, которая локализована в шишковидной железе. Здесь механические воздействия, передаваемые по нервам посредством животных духов, достигают души и действуют на нее.
В 1650 приглашён ко двору шведской королевы Христины, умер по дороге в Швецию

Слайд 48

Б.Спиноза. (1632-1677)

Единство мышления и протяжения = субстанция (причина самой себя). Единый порядок

Б.Спиноза. (1632-1677) Единство мышления и протяжения = субстанция (причина самой себя). Единый
вещей и идей. «Дух познаёт самого себя, лишь поскольку он воспринимает идеи состояний тела.»
Мы страдательны и несвободны, лишь поскольку мы ведём себя как часть.
Истина и заблуждение
Смерть Б.Спинозы от болезни – мистическим образом связана с его доктриной (субстанция – единое куда всё движется чтобы навсегда в нём исчезнуть – чахотка (Schwindtsuht) означает буквально стремление к исчезновению)

Слайд 49

Дж. Локк. (1632-1704) nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in

Дж. Локк. (1632-1704) nihil est in intellectu, quod non ante fuerit in
sensu

Разработал эмпирическую теорию познания и идейно-политическую доктрину либерализма.          
теория познания в традициях английского эмпиризма и материализма Ф. Бэкона. Главное сочинение - "Опыт о человеческом разуме" (1690), посвящено рассмотрению происхождения, видов и возможностей человеческого познания.
не существует врождённых идей и принципов - ни теоретических, ни практических (нравственных), включая и идею бога, а всё человеческое знание проистекает из опыта.
В основе знания лежат простые идеи. Посредством соединения, сопоставления и абстрагирования разум из простых идей образует сложные и общие идеи (модусы, субстанции и отношения).
Познание : интуитивное (самоочевидных истин, нашего собственного существования), демонстративное (положений математики, этики, бытия бога) и сенситивное (существования единичных вещей).

Слайд 50

Г.В.Лейбниц (1646-1716)

представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в

Г.В.Лейбниц (1646-1716) представил психический мир в виде бесконечной градации нечленимых, замкнутых в
себе нематериальных целостностей - МОНАД.
полагал, что в сознании субъекта непрерывно идет скрытая от него работа психических сил в виде особой динамики неосознаваемых восприятий ("малых перцепций").
Разум животным заменяют ассоциации, которые являются единственным способом организации знания не только для животных, но и для людей, когда они ограничиваются данными органов чувств. Только людям свойственно ясное рациональное понимание природы вещей и постижение вечных истин. Распространив на человеческое сознание идею непрерывной градации психических образов, разделил перцепцию и апперцепцию, понимая под первой презентацию (представленность) какого-либо содержания, под второй - его отчетливое осознание, которое включает обостренное внимание и активную работу памяти.
разум не является "чистой доской", в нем имеется предрасположенность к познанию, реализуемая активной деятельностью разума. Связь между психическим и физическим основана не на взаимодействии, а на соответствии в виде «предустановленной гармонии».
Душа и тело совершают свои действия самостоятельно, независимо друг от друга, но поскольку они (подобно паре часов, показывающих одно и то же время) запущены в ход и движутся с величайшей точностью, складывается впечатление об их зависимости.
родоначальник теорий, отстаивающих приоритет активности психики и строящихся на представлении о бессознательном.

Слайд 51

Французская философия

Вольтер способствовал распространению идей Просвещения в Европе.
Монтескье отвергал истолкование исторического

Французская философия Вольтер способствовал распространению идей Просвещения в Европе. Монтескье отвергал истолкование
развития в духе христ. идеи провидения и считал, что история, рассматривается с реалистической и этической точек зрения.
Критическая познавательная линия в направлении к материализму (Ламетри, Гольбах, Гельвеций)
Важным научным результатом этого периода истории франц. духа была "Энциклопедия", изданная Дидро и Даламбером (1751-1772, 28 т., 8 т. дополнений, 1776-1777).

Слайд 52

БЕРКЛИ Джордж (1684-1753) англ. теолог и философ.

Внешний мир не существует независимо

БЕРКЛИ Джордж (1684-1753) англ. теолог и философ. Внешний мир не существует независимо
от восприятия и мышления. Бытие вещей состоит лишь в том, что они воспринимаются (esse percipi); вообще нет ничего реально существующего (real existiert), кроме субстанции духа, души и моего Я. Представления (являющиеся отпечатками в нас божественного духа) суть для нас действительность, поскольку речь идет не о фантазиях, сновидениях и т. п. Осн. работа: 1710 "Трактат о началах человеческого знания").

Слайд 53

ЮМ Дэвид (1711- 1776) - дипломат, историк и выдающийся философ англ. просвещения

Согласно

ЮМ Дэвид (1711- 1776) - дипломат, историк и выдающийся философ англ. просвещения
учению Юма, творческая сила мышления не простирается дальше возможности связывать, переставлять, увеличивать или уменьшать материал, доставляемый чувствами и опытом; т. о. возникают все идеи, в т. ч., напр., идея Бога: рассудок получает ее, ставя человеческие качества мудрости и доброты вне всех границ.
Связывание идей может совершаться с помощью одной только деятельности мышления, оно независимо от существования объективного аналога результатов такого связывания.
Напротив, причины и следствия, относящиеся к фактам, не могут быть открыты одним разумом, но открываются только путем опыта.
Основой причинного познания является не разум или априорная способность, а только повторяющийся опыт того же рода, что и ставшая самостоятельной привычка к мышлению, которая в конечном счете существует как закон причинности, причем этому помогает своего рода инстинкт причинности.
Высшая цель человеческого познания - собирать воедино эмпирически найденные причины естественных явлений и подчинять многообразие особенных следствий небольшому числу общих, ни к, чему более не сводимых причин. При этом закон причинности имеет силу только внутри сферы опыта, и заключение от эмпирических данных к трансцендентному (напр., к Богу или бессмертию) совершенно недопустимо.
Субстанция - это лишь соединение вместе простых представлений, объединяемых силой воображения и получивших особое название; причем здесь опять-таки помогает своего рода инстинкт субстанции. Душа, т.е. Я, тоже не субстанция, а пучок постоянно меняющихся представлений и чувств.
В этике все наши поступки определены нашим предрасположением и естественны. Одно только мышление, чистый разум не порождает никаких поступков. Разум учит только об истинном и ложном, естественном и испорченном; деятельность вытекает из склонностей и страстей.
Произв. Юма: "The philosophical works", v. 1-2. L., 1898; "Political discources", 1752; на рус. яз. "Исследование о человеческом разуме", 1904; "Естественная история религии", 1909; "Диалоги о естественной религии", 1909; "Сочинения", т. 1-2. М., 1965

Слайд 54

Политэкономия и философия

Уникальность исторического периода, середина - конец XVIII века состоит в

Политэкономия и философия Уникальность исторического периода, середина - конец XVIII века состоит
совпадении предметов политэкономии и философии
предмет – абстрактный труд. Экономический процесс, возвращается к исходному пункту своего полагания, к процессу производства потребительных стоимостей.
развитие всех видов труда возвращено к действительной своей основе – к абстрактному труду, исследующему проблемы целесообразного действия, или к философии, исследующей продуктивные, синтетические действия интеллекта.

Слайд 55

Политэкономия и философия

момент тождества капитала и труда, овеществлённый труд представляет собой бытие,

Политэкономия и философия момент тождества капитала и труда, овеществлённый труд представляет собой
в котором деятельность угасла, но существенным остаётся их различие. Выражается противопоставлении таких фигур процесса познания как: Субъект и объект, ВЕЩЬ и «Я», материя и дух.
Во-вторых, капитал исторически выступает как субъект процесса (perpetum mobilie).
– способность субъекта, не к внешнему принуждению – к внутреннему самодвижению.
В-третьих, капитал, полагает прибавочный труд, избыточный с точки зрения одной только потребительной стоимости, прибавочный труд – это деятельность, отрицающая закон тождества. Прибавочный труд с необходимостью предполагает прибавочное мышление.
Одна из центральных философских проблем – проблема синтетических действий интеллекта. Синтез в составе познавательной деятельности становится существенной ступенью развития природы логического.

Слайд 56

историко-философский процесс в его внутренней необходимой взаимосвязи с экономическими процессами.

Требование

историко-философский процесс в его внутренней необходимой взаимосвязи с экономическими процессами. Требование капиталистической
капиталистической формы обнаружить полезность каждой человеческой способности, как разновидности труда, так и его процесса как целого, поставить её на службу всему обществу, но в ограниченной специфической форме.
Цель капитала – прибавочная стоимость, значит ему прежде всего необходима такая способность, которая изначально содержала в себе возможность присоединения новых определений, то есть возможность синтеза. Поэтому синтетическая деятельность становится предметом философских исследований. Синтетическая деятельность как первоисточник прибавочного труда. Это положительное определение труда. Оно и разрабатывается в первую очередь.

Слайд 57

И.Кант (1724-1804)

1770 «О форме и принципах интеллигибельного мира»
1781 «Критика чистого разума». Два

И.Кант (1724-1804) 1770 «О форме и принципах интеллигибельного мира» 1781 «Критика чистого
пути познания: чувственный (явления) – феномены; интеллигибельный (умопостигаемый): рассудок и разум – ноумены.
1) Всеобщность и необходимость априорны. Категории суть условия приведения эмпирического содержания в логическую связь. Синтез.
Трансцендентальное (субъективное). Трансцендентное (объективное).
«вещь сама по себе» - нельзя рассматривать определения мысли в их объективном смысле.
а) априорное в чувственном: пространство и время, как возможность опыта.
б) рассудок: приведение многообразия к единству; «Я» - самосознание продуцирует единство; виды этого единства.
Категории количества: единство, множество, всячество;
Категории качества: реальность, отрицание, ограничение
Категории отношения: субстанции – акциденции; причина-следствие; взаимодействие
Категории модальности: возможность; существование; необходимость.

Слайд 58

И.Кант

Разум – способность познания из принципов, познание особенного во всеобщем посредством понятий.

И.Кант Разум – способность познания из принципов, познание особенного во всеобщем посредством
Продукт – идея.
Бесконечное не дано в опыте. Непознаваемо, поскольку нет для этого логических форм.
Невозможны:
Категорический синтез в субъекте (паралогизмы). Мыслящему невозможно сообщить реальность.
Гипотетический синтез в ряде (антиномии). Полная совокупность условий невозможна. (мир имеет начало во времени – не имеет начала; )
Разделительный синтез (противоречия). Вещь, содержащая верховное условие возможности всего. (органический синтез: отношение частей к порождающему их целому).

Слайд 59

И.Г.Фихте (1762-1814)

«Я» - высшее основоположение. Развить весь объём знаний из единого принципа
«Я»

И.Г.Фихте (1762-1814) «Я» - высшее основоположение. Развить весь объём знаний из единого
есть идеальное основание всех представлений о предмете, абсолютная причина для «не-Я»
Диалектика «Я» и «не-Я» в соотношении двух видов деятельности: ограниченной (реальной) и ограничивающей (идеальной).
«Я» - деятельно, но не осознаёт своей деятельности. Деятельность чужая. Когда начинают заниматься «не-Я», предметом, содержанием, исчезает и форма субъективности.

Слайд 60

Ф.В.И.Шеллинг (1775-1854)

«Принцип тождества субъекта и объекта»
Обнаружение форм Духа в природе, в

Ф.В.И.Шеллинг (1775-1854) «Принцип тождества субъекта и объекта» Обнаружение форм Духа в природе,
объективном.
Философия природы (одухотворение законов природы) – Трансцендентальная философия (интеллектуальное созерцание, эстетический акт силы воображения)
Реальность интеллектуального созерцания в произведении искусства. Здесь положено тождество субъекта и объекта, высший способ объективирования разума

Слайд 61

Г.В.Ф.Гегель (1770-1831)

Диалектика труда (человека, порождённого трудом)
Диалектика целесообразности: индивидуальное – родовое; вещь –

Г.В.Ф.Гегель (1770-1831) Диалектика труда (человека, порождённого трудом) Диалектика целесообразности: индивидуальное – родовое;
«Я»,
Природа мышления: овеществлённый труд – живой труд
Проблема всеобщего: абстрактно-всеобщее и конкретно-всеобщее.
Историческое и логическое
Проблема истины и заблуждения.
Феноменология духа: сознание – самосознание – разум (свободное сознание)
Субъективный дух – объективный дух – абсолютный дух
Две формы осуществления целесообразности в процессе труда:
Психология духа: теоретическое познание (созерцание – представление – мышление)
Практическое познание (воля) – свободный дух

Слайд 62

Г.В.Ф.Гегель (1770-1831)

Диалектика труда (человека, порождённого трудом)
Диалектика целесообразности: родовое –индивидуальное – родовое; вещь

Г.В.Ф.Гегель (1770-1831) Диалектика труда (человека, порождённого трудом) Диалектика целесообразности: родовое –индивидуальное –
– «Я»
Две формы осуществления целесообразности в процессе труда:
Теоретическое познание (созерцание – представление – мышление) - Практическое познание (воля) – Свободный дух.
Интеллект берёт мир таким, каков он есть, воля стремится к тому, чтобы сделать мир таким, каким он должен быть. С одной стороны, мир предпослан, с другой, - воля стремится снять предпосланное, выйти за пределы.

Слайд 63

Г.В.Ф.Гегель Система

Наука Логики(абсолютная идея)
1.Бытие 2. Сущность 3.Понятие
Философия природы
1.Механизм 2. Химизм 3. Организм
Философия

Г.В.Ф.Гегель Система Наука Логики(абсолютная идея) 1.Бытие 2. Сущность 3.Понятие Философия природы 1.Механизм
духа
1.Субъективный дух
а) Антропология б) Феноменология в) Психология
2. Объективный дух
а) Семья б) Гражданское общество в) Государство
3. Абсолютный дух
а) Искусство б) Религия в) Философия

Слайд 64

Г.В.Ф.Гегель Метод

диалектический метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания.
Наука Логики
Бытие: качество, количество,

Г.В.Ф.Гегель Метод диалектический метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания. Наука Логики
мера
Сущность: сущность как основание существования (тождество, различие, основание); явление (мир явлений, содержание и форма, отношение); действительность (субстанциальное отношение, причинное отношение, взаимодействие)
Понятие (субъективное понятие, суждение, умозаключение)
Объект (механизм, химизм, телеология)
Идея (жизнь, познание (познание – воление), абсолютная идея)

Слайд 65

Г.В.Ф.Гегель Метод

диалектический метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания.
Аспекты метода:
Начало: понятие

Г.В.Ф.Гегель Метод диалектический метод – осознание формы внутреннего самодвижения содержания. Аспекты метода:
– непосредственное бытие, конкретное, различённое в самом себе
Выведение: поступательное движение одновременно и аналитично (различие внутри понятия) и синтетично (отношение и связь различных)
Результат: систематически разделённая целостность, в которой субъект присутствует как причина этой целостности. Содержание не нечто принятое, а выведенное и доказанное

Слайд 66

Два способа образования понятий

1. Понятие выражено как абстрактно-всеобщее.
Трактовка природы понятия как объединения

Два способа образования понятий 1. Понятие выражено как абстрактно-всеобщее. Трактовка природы понятия
признаков являющегося многообразия. Они (понятия) только определения и образы, и тем самым субъективны. Понятие становится формальным, регулятивным единством применения рассудка. Канон, но не органон для знания, то есть не способ получения нового знания, а лишь систематизация готового материала. Внешнее соотношение с познаваемым содержанием.
Понятие как абстракция отрывается от многообразия вещей. И не имеет содержания в себе самом. Имеет только данное ему содержание. Необходимое средство – формальная логика.
Содержание и форма соотносятся друг с другом как разные, внешним образом, поэтому использование формальной логики не открывает возможность субъекту действительного понимания внутренней логики предмета, а также не может быть бесконечным толчком к изучению предмета. Такой подход ограничен и не содержит принципа возобновления познающего (идущего от субъекта) действия.

Слайд 67

Два способа образования понятий (продолжение)

2. Конкретно-всеобщее.
Единственное (единичное) понятие, лежащее в основе предметной

Два способа образования понятий (продолжение) 2. Конкретно-всеобщее. Единственное (единичное) понятие, лежащее в
области. Противоречивая основа целого. Возможность посредством осмысления и разрешения противоречий выведения системы понятий предмета как единого целого. Значение философских категорий и диалектического метода.
Фигура – треугольник.
Общество – труд
Экономика – товар

Слайд 68

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804- 1872)

младогегельянец, считал философию наукой о естественно понятой

ФЕЙЕРБАХ (Feuerbach) Людвиг Андреас (1804- 1872) младогегельянец, считал философию наукой о естественно
действительности в ее истине и универсальности.
Истина, действительность, чувственность, по Фейербаху, тождественны. Путь к истине - это не материализм и не (теоретический) идеализм, не физиология и не психология; физическое и психическое образуют в человеке динамическую целостность, которая может быть разложена только в абстракции.
Антропология есть также теология как продукт человеческого духа. Бог есть не что иное, как сущность человека, мысленно освобожденная от границ индивидуального, т.е. действительного, телесного человека, и опредмеченная, т.е. созерцается и почитается как некая другая, отличная от него, самостоятельная сущность. Человек есть "истинный ens realissimum" (реальнейшее сущее, Бог). Сущность человека - разум, воля и сердце. Старый непреодолимый разлад между посюсторонностью и потусторонностью должен быть снят, чтобы человечество всей душой, всем сердцем сосредоточилось на самом себе, на своем мире и своем настоящем. Если мы больше не будем верить в лучшую, потустороннюю жизнь, а будем стремиться к лучшей посюсторонней жизни, но не поодиночке, а объединенными силами, то мы создадим такую жизнь. При этом мы должны на место любви к Богу поставить любовь к человеку как единственную истинную религию, на место веры в Бога - веру человека в самого себя. Осн. произв.: "Das Wesen des Christentums", 1841 (рус. пер. "Сущность христианства", 1955); "Das Wesen der Religion", 1851 (рус. пер. "Сущность религии", 1955); "Teogonie", 1857; "Die Unsterblichkeitsfrage", 1846 (рус. пер. "Вопросы о бессмертии души", 1955); "Избр. философские произв.", т. 1-2. М., 1955.

Слайд 69

Диалектика абстрактного и конкретного труда. Логика «Капитала» К.Маркса

Овеществлённый труд:
Ценность (переход основного

Диалектика абстрактного и конкретного труда. Логика «Капитала» К.Маркса Овеществлённый труд: Ценность (переход
капитала в человеческий фактор)
Капитал (основной - оборотный)
Деньги (функции денег)
Товар
Продукт

Живой труд:
Труд на основе всестороннего развития способностей индивида.
Труд (наёмный, результат – прибавочный труд)
Труд (результат – деньги, купеческий, ростовщический)
Труд (начинающий зависеть от общественных условий - излишек)
Труд (привязанный к конкретным природным условиям )

Слайд 70

Структура способа производства

Структура способа производства

Слайд 71

Структура общественно-экономической формации

(Надстройка) Отношения государственно-юридические; отношения идеологии, морали, науки, искусства, культуры,

Структура общественно-экономической формации (Надстройка) Отношения государственно-юридические; отношения идеологии, морали, науки, искусства, культуры,
образования и др.
(Базис) Способ производства:

Слайд 72

Постпозитивизм (критический рационализм)

К. Поппер (1902 – 1988),
Предмет: наука как целостная и

Постпозитивизм (критический рационализм) К. Поппер (1902 – 1988), Предмет: наука как целостная
динамичная система. Теория с эмпирией взаимосвязаны. Философия не только воздействует, но и входит в конкретное знание.
Не подтверждение истинности, а опровержение неистинности. Принцип фальсификации.
Постоянный критический пересмотр своих достижений
Теории дополнительны, они развивают друг друга.
Т. Кун (1922), В науке действует ученый - субъект. Сообщество профессионалов регулируют отношения. Запрет апелляций к публике. Наука – социальный институт. Единый стиль мышления (теор. методы) – парадигмы.
Модель постановки задач и решений
Парадигма– дисциплинарная матрица
Научная теория теории получают новую интерпретацию при смене парадигмы.

Слайд 73

Постпозитивизм (критический рационализм)

И. Локотос (1922 – 1974) – научно-исследовательская программа
Прогрессирующий сдвиг (объясняет

Постпозитивизм (критический рационализм) И. Локотос (1922 – 1974) – научно-исследовательская программа Прогрессирующий
более широкий круг фактов)
жесткое ядро – теоретическая основа стиля мышления
негативная эвристика – что избегать
позитивная эвристика – рекомендуемые пути исследования
история борьбы – смена программ
внутренняя история – движение идей, методы
внешняя история – формы организации науки, личностный фактор
П. Фейеррабенд (1924) Принцип полиферации (размножение теорий)
создание альтернативных теорий
альтернативные теории заставляют другие теории уточнять свои позиции
каждая теория собственные нормы. Можно изобретать
Критика Локотоса и Куна – они дали общие характеристики поведения некой корпоративной организации.

Слайд 74

Философия и методология науки

В.С. Степин, В.С. Швырев, Юдин П.Ф.
Два уровня эмпирический и

Философия и методология науки В.С. Степин, В.С. Швырев, Юдин П.Ф. Два уровня
теоретический
Методы построения теории гипотезно – дедуктивный, метод от абстрактного к конкретному
Концепции оснований науки:
Идеалы и нормы, научная картина мира, философские основания
Построение и организация знания
Картина мира – синтез знаний, направляет постановку задач эмпирического и теоретического поиска и средств реконструкции объекта. Включения знания в культуру.
Цивилизационный феномен. Европейская цивилизация. Ценности научно-технического прогресса.

Слайд 75

Экзистенциализм ( exsistentia - существование)

Направление в философии иррационализма, возникшее в нач. 20

Экзистенциализм ( exsistentia - существование) Направление в философии иррационализма, возникшее в нач.
в. в России, Германии, Франции и др. странах.
Три формы 1) экзистенциальная онтология Хайдеггера ("Sein und Zeit", 1927), осн. вопрос которой - о смысле бытия;
2) экзистенциальное озарение К. Ясперса ("Philosophie", 1932), который отклоняет вопрос о смысле бытия как неразрешимый и сосредоточивает свое внимание на уяснении способа бытия человеческой экзистенции и ее отношения к (божественной) трансценденции;
3) экзистенциализм Ж. П. Сартра, который впервые ввел это название как термин ("L'Etre et le neant", 1943). Его философия - это самостоятельное преобразование взглядов Хайдеггера в своего рода субъективистскую метафизику.
Исходным пунктом экзистенциализма является философия Кьёркегора, (в качестве протеста против гегелевского панлогизма) освобождает человека от всякой целостности (человеческих организаций, мира идей, понятий), обусловливающей его жизнь и тяготеющей над ним, и ставит его перед лицом такого же изолированного Бога, перед которым он предстает "со страхом и трепетом".

Слайд 76

Экзистенциализм ( exsistentia - существование)

Для философской атмосферы того периода, в которой возник

Экзистенциализм ( exsistentia - существование) Для философской атмосферы того периода, в которой
экзистенциализм, характерны отступление на задний план методологически-теоретико-познавательной проблематики (Дильтей), обращение к объекту (Гуссерль), возрождение метафизики (Н. Гартман) и идея философской антропологии (Шелер).
Во время второй мировой войны экзистенциализм перешел во Францию, где он представлен гл. о. Жаном Полем Сартром и Габриэлем Марселем.
Одиночество человека перед лицом Бога, признанное Кьёркегором (см. Диалектическая теология) превратилось в экзистенциализме в одиночество человека перед лицом ничто; отсюда возникает осн. состояние страха (см. Состояние, Страх), которое только и может открыть человеку бытие, привести его к самостоятельному бытию и к свободе. Поэтому этот страх нужно сознательно взять на себя и переносить его (см. Решимость).
Экзистенциализм антирационалистичен. Он считает рассудок непригодным инструментом для исследования истины и приписывает ценность процессу познания только в том случае, если познание рассматривается как естественный образ действий личности в целом (см. Озабоченность), но не как духовная функция, взятая изолированно. Неизуродованный, связанный повседневностью, инстинктивно действующий человек мыслит экзистенциально, т.е. он не мыслит абстрактно, спекулятивно, систематически (см. также Мышление по воспоминанию).
Экзистенциальное мышление - это такое мышление, в котором по мере надобности участвует физически-душевно-духовный человек целиком, вместе со всеми своими чувствами и желаниями, со своими предчувствиями и опасениями, своим опытом и надеждами, своими заботами и нуждами. Только такому "мыслителю" (см. Установка) открывается истина, существенное в вещах. Рассудок по своей природе слеп к ценностям, он исторически сложился как таковой, а ценности и являются именно тем, что делает вещи познаваемыми данностями и приводит в движение жизнь.
Экзистенциализм есть попытка дать картину изначального экзистенциального мышления и представить его результаты. Осн. принцип человеческого существования - это быть-в-мире, причем "мир" - это трудовой мир, мир вещей, которые являются предметом заботы, совокупность орудий, причем "быть" значит то же, что "быть-при", "жить-при", "быть посвященным в". Бытие-в-мире - это экзистенциалия существования, но, кроме того, и трансценденция (по Хайдеггеру, выход за пределы) существования в этот мир, следовательно, остающаяся имманентной трансценденция. Существование- "выходит в мир". Благодаря осн. принципу существования снимается противопоставление субъекта и объекта (см. Познание); только теоретически изолированное "сознание" становится вторичным источником этого противопоставления. Эти открытия являются вообще самыми замечательными выводами экзистенциализма, которые богаты последствиями.
Имя файла: Философия:-предмет.-Философские-основания.pptx
Количество просмотров: 69
Количество скачиваний: 0