Познавательные установки Средних веков

Слайд 2

Периодизация

V-X века – Раннее Средневековье
X- XV века – Позднее Средневековье
?

Периодизация V-X века – Раннее Средневековье X- XV века – Позднее Средневековье
XI – XIV века – Высокое Средневековье

Слайд 3

Античность vs Христианство

Бытие
Природа
Человек
Душа
Добродетель

Рафаэль «Афинская школа» (1511)

Античность vs Христианство Бытие Природа Человек Душа Добродетель Рафаэль «Афинская школа» (1511)

Слайд 4

Философы в аду

Данте «Божественная комедия», Ад, Песнь четвертая, 112-151

Философы в аду Данте «Божественная комедия», Ад, Песнь четвертая, 112-151

Слайд 5

Раннее Средневековье

Патристика (I – VIII)
Что делал Бог до того как

Раннее Средневековье Патристика (I – VIII) Что делал Бог до того как
сделать мир?
Что есть прошлое, настоящее и будущее?
Как они доступные человеку?
Может ли настоящее быть кратким или долгим?

Аврелий Августин

Слайд 6

«Все годы Твои одновременны и недвижны: они стоят; приходящие не вытесняют идущих,

«Все годы Твои одновременны и недвижны: они стоят; приходящие не вытесняют идущих,
ибо они не проходят; наши годы исполнятся тогда, когда их вовсе не будет. “Годы Твои как один день”, и день этот наступает не ежедневно, а сегодня, ибо Твой сегодняшний день не уступает места завтрашнему и не сменяет вчерашнего. Сегодняшний день Твой – это вечность» (Исповедь. 11, XIII)

Слайд 7

«Пусть пояснением послужит мне один пример, а их множество. Я вижу зарю

«Пусть пояснением послужит мне один пример, а их множество. Я вижу зарю
и уже заранее объявляю, что взойдет солнце. То, что я вижу, это настоящее; то, о чем я объявляю, это будущее; в будущем не солнце – оно уже есть, – а восход его, которого еще нет. Если бы я не представлял себе в душе этот восход, как представляю сейчас, когда о нем говорю, я не смог бы его предсказать. Ни заря, которую я вижу на небе, не есть солнечный восход, хотя она ему предшествует; ни воображаемая картина его в душе моей; но то и другое я вижу в настоящем и заранее объявляю, что солнце взойдет»

Слайд 8

Позднее Средневековье

Схоластика
Логические инструменты, рационалистическая методика
Форма комментария
«Верую дабы уразуметь»
Доказательство

Позднее Средневековье Схоластика Логические инструменты, рационалистическая методика Форма комментария «Верую дабы уразуметь»
Бытия Бога
Первые университеты (Болонский, Парижский, Оксфордский)

Ансельм Кентерберийский

Слайд 9

Можно ли монаху смеяться?

Имя розы, 1327 – https://www.youtube.com/watch?v=yJ9Mz3Ky2us

Можно ли монаху смеяться? Имя розы, 1327 – https://www.youtube.com/watch?v=yJ9Mz3Ky2us