Слайд 2Религиоведение – это гуманитарная дисциплина, изучающая отношение человека к Священному. За короткую
историю развития религиоведения, выделились такие более узкие направления, как: философия религии, феноменология религии, история религии, со- циология религии, психология религии
Слайд 3Разделы религиоведения
Психология религии
Социология религии
Феноменология религии
История религии
Философия религии
Слайд 4Выделим существенные признаки религии, без которых она теряет свою идентичность: – наличие
вероучения; – наличие символической практики; – наличие священного текста (в широком понимании, не обя- зательно письменный источник).
Слайд 5С точки зрения предметных связей религиоведение представ- ляет собой сравнительно молодое, междисциплинарное
направле- ние, находящееся на стыке философии и культурологии. Оно также активно взаимодействует с богословием, историей, социологией, этнологией
Гуманитарный подход занимает главенствующее положение в религиоведении для интерпретации религиозного опыта человека. Независимо от эмпирической фиксации реального существования объектов поклонения религии, мы признаем их существование в соз- нании людей. Бытие Бога невозможно подтвердить эксперименталь- но, но это не делает Бога менее важным для сознания человека. Объ- екты религии, поэтому, имеют, прежде всего, ценностное значение. При этом главным критерием истинности в гуманитарном подходе остается требование наличие теории, т.е. системы логиче- ских доказательств. Теоретическое построение должно быть логи- чески непротиворечивым и объяснять на своей модели как можно более широкий круг явлений из этой области.
Слайд 6Теологический и светский (научно-философский) подходы к изучению религии.
к естественно-научному подходу прибегают
для про- ведения частных изысканий в области археологии, астрономии, ас- трофизики, геологии, географии религии. Эти науки через свой ар- сенал аэрофотосъемки, радиокарбонный анализ, изучение измене- ний звездного неба, тектонических смещений позволяют уточнять датировку религиозных памятников, время существования той или иной культуры и т.д.
Существуют эмпирические социологические методы изучения религии (опрос, интерпретация, наблюдение, включенное наблюде- ние, эксперимент, анализ текстов, контент-анализ).
Слайд 7Межкультурная герменевтика (В. Когге, А. Неринг) ставит перед собой цель познать Другого
в культуре, её предметная об- ласть – взаимодействие участников разных культур. Существуют три области культурного различия: 1) возможность воспринимать разные культуры, 2) универсальность и рациональность культуры, 3) возможность практической коммуникации с агентами чужой культуры.
Слайд 8Критический дискурсивный анализ (Ван Дейк, Ю. Хабермас) – метод, с помощью которого
исследуется идеологическая функция языка. Это политика знания, управление определённой норматив- ной лексикой: власть, доминирование, идеология, контроль СМИ, титульная нация, раса, гендер, этнические меньшинства, чёрные, беженцы, терроризм, тоталитарная секта, промывка мозгов, гипноз, дискриминация и т.п. Что является фактом, стоящим за событием, описанным в разных дискурсах: 1) «студенты встречаются в дис- куссионном клубе “Духовный воин”», 2) «группа верующих прово- дит христианское собрание по изучению Библии», 3) «сектанты устраивают незаконные сборища по зомбированию молодёжи»?
Слайд 9Контрольные вопросы
1. Что такое религиоведение?
2. К каким наукам относится религиоведение?
3. Что означает понятие «философия религии»?
4. Что изучает феноменология религии?
5. Какие виды свободомыслия вы знаете?
6. Чем пантеизм отличается от деизма?
7. В чем различие методов гуманитарных и естественных наук?
8. Какие существуют основные подходы к изучению религии?
9. В чём особенность современного интереса гуманитарной науки к религии?