Философия средних веков Востока и Запада

Содержание

Слайд 2

План лекции:

1. Характерные черты средневековой философии.
2. Учение Августина Блаженного.
3. Томизм как философия

План лекции: 1. Характерные черты средневековой философии. 2. Учение Августина Блаженного. 3.
римской католической церкви.

Слайд 3

Вопрос 1

Характерные черты средневековой философии

.

Вопрос 1 Характерные черты средневековой философии .

Слайд 4

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

Возникает в 1 в.н.э. когда заключается союз философии и монетеистической религии

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ Возникает в 1 в.н.э. когда заключается союз философии и монетеистической
в форме христианстве и распадается в 14/15 вв., когда распадается этот союз.
Философы в этот период могли заниматься лишь анализом текстов Священного писания.
Три вида анализа:
- Семантический анализ;
- Концептуальный анализ;
- Спекулятивный анализ.
Основные философские проблемы:
- соотношения Бога, человека и мира,
- соотношения души и тела, бессмертия души,
- соотношения веры и разума, свободы.

Слайд 5

Основные догматы христианской религии

1. Догмат о сущности и троичности Бога
2. Догмат о

Основные догматы христианской религии 1. Догмат о сущности и троичности Бога 2.
сотворении мира (креационизм)
3. Догмат о грехопадении
4. Догмат о спасительной жертве Христа
5. Догмат о конце света и Страшном Суде.

Слайд 6

Рост религиозных настроений и
становление институтов религиозной власти
На смену политеизму пришел монотеизм
Христианство

Рост религиозных настроений и становление институтов религиозной власти На смену политеизму пришел
сформировало
средневековое мировоззрение европейцев, оно было теоцентрично
Философская мысль была
неотделима от религии (Философия – служанка богословия)

Особенности средневековой философии

Слайд 7

Теоцентризм (греч. «theos» Бог) –
понимание мира - источником и причиной всего сущего

Теоцентризм (греч. «theos» Бог) – понимание мира - источником и причиной всего
выступает Бог. Он - центр мироздания, активное и творящее его начало
Креационизм – (лат. «creation» – создание,
сотворение) - Бог из ничего сотворил живую и неживую природу

Черты средневековой философии:

Слайд 8

Провиденциализм (лат. провидение) –
система взглядов - всеми мировыми событиями, в т.ч.

Провиденциализм (лат. провидение) – система взглядов - всеми мировыми событиями, в т.ч.
историей и поведением отдельных людей, управляет божественное провидение
Монотеизм – Бог един. Единобожие, в отличие от античных богов - политеизм

Черты средневековой философии:

Слайд 9

Ревеляционизм – теория познания, основывается на принципе - познание мира возможно только

Ревеляционизм – теория познания, основывается на принципе - познание мира возможно только
через общение с Богом (молитвы, исповедь, покаяние)
Дуализм средневековой антропологии – человек имеет двойственную природу (божественную и земную)

Черты средневековой философии:

Слайд 10

Вопрос 2

Учение Августина Блаженного

.

Вопрос 2 Учение Августина Блаженного .

Слайд 11

Патристика (1-8 вв.). Этим термином
обозначают теологические и философские доктрины христианских мыслителей («отцов

Патристика (1-8 вв.). Этим термином обозначают теологические и философские доктрины христианских мыслителей
церкви»), опирающиеся на идеи Платона и мыслителей раннего средневековья.
Смысл философии – разъяснение истин божественного откровения.

Этапы средневековой философии:

Слайд 20

(от греч. «школьный», «ученый») - тип религиозного философствования в позднем Средневековье.
Представители

(от греч. «школьный», «ученый») - тип религиозного философствования в позднем Средневековье. Представители
И. Росцеллин, П. Абеляр, Ф.
Аквинский
Отличительные черты:
Первенство теологии, соединение религиозных догматов с рационалистическим доказательством
Повышенный интерес к формальной логике

Схоластика (9-13 вв.)

Слайд 31

Родился 13 ноября 354 года в Алжире, умер 28 августа 430 года.

Родился 13 ноября 354 года в Алжире, умер 28 августа 430 года.

Наиболее известные из сочинений «О граде Божьем» и «Исповедь».

Августин (Аврелий)

Слайд 32

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, и свойствами, тем самым

Бог сотворил материю и наделил её различными формами, и свойствами, тем самым
сотворив все сущее в нашем мире
Бог - источник бытия, чистая форма, наивысшая красота, источник блага
Мир существует благодаря непрерывному творению Бога, который перерождает всё умирающее в мире
Мир один и несколько миров быть не может

О бытии

Слайд 33

Бог сверхприроден
Мир, природа и человек - результаты творения Бога, зависят от своего

Бог сверхприроден Мир, природа и человек - результаты творения Бога, зависят от
Творца
Бог, сотворив мир, заботится о том, чтобы в мире царил порядок
Человек - это душа, которую вдохнул в него Бог. Тело (плоть) презренно и греховно
Душа есть только у людей, животные её не имеют

О бытии

Слайд 34

Человек, совершив грехопадение, сам
выбрал зло и пошёл против воли Бога
Человек не

Человек, совершив грехопадение, сам выбрал зло и пошёл против воли Бога Человек
свободен, он всецело зависит от Бога.
Главная цель человека - спасение перед
Страшным Судом, искупление грехов, беспрекословное повиновение церкви
Почему Бог допускает зло? Зло - это
ослабленное добро, необходимая ступень к добру. Зло, в конечном счете, оборачивается добром.

Слайд 35

Государство - наказание за первородный грех. Оно предназначено не для достижения людьми

Государство - наказание за первородный грех. Оно предназначено не для достижения людьми
счастья и блага, а только для выживания в этом мире
Справедливое государство - христианское государство.
Человечество образует два «града»: «Град земной» — царство зла и греха и «Град Небесный» - христианская церковь

Слайд 36

Вопрос 3

Томизм как философия римской католической церкви

.

Вопрос 3 Томизм как философия римской католической церкви .

Слайд 37

Основатель религиозно-философской
системы католицизма, получившей название томизм (лат. «Thomas» - Фома)
Его произведения: «Сумма

Основатель религиозно-философской системы католицизма, получившей название томизм (лат. «Thomas» - Фома) Его
против
язычников», «Сумма теологии»
В 1323 году он был причислен к лику святых,
а в 1567 году признан пятым «учителем церкви»

Фома Аквинский (1225/26-1274 гг.)

Слайд 38

Смысл жизни – защита христианской католической веры
Основная проблема - проблема соотношения знания

Смысл жизни – защита христианской католической веры Основная проблема - проблема соотношения
и веры
Церковь должна примириться с ростом и влиянием конкретных наук, признать правомерность научно-философского знания
Знания обладают ценностью, но еще более необходима человеку вера

Слайд 39

Человек не может обойтись без веры –
человеческий ум слишком слаб, чтобы

Человек не может обойтись без веры – человеческий ум слишком слаб, чтобы
постичь всю глубину мироздания, тем более, самого Бога
Христианские догматы открыты уму
Божественному и не могут быть доказаны силой ума человека
Человеку остается только принять их на
веру, которую можно обрести в Священном писании

Слайд 40

Философия – орудие теологии, «служанка
богословия»
Философия и религия приходят к истине
разными путями
Теология обладает

Философия – орудие теологии, «служанка богословия» Философия и религия приходят к истине
истиной. Однако
важнейшие положения и догматы теологии нуждаются в философском обосновании
Она прибегает к другим наукам, как к
подчиненным ей служанкам
Имя файла: Философия-средних-веков-Востока-и-Запада.pptx
Количество просмотров: 70
Количество скачиваний: 0