Философская теория познания

Слайд 2

Основы гносеологии были заложены в античной философии. Так, рассматривая познание, Демокрит выделял

Основы гносеологии были заложены в античной философии. Так, рассматривая познание, Демокрит выделял
знание «темное» (чувственное) и «истинное» (рациональное). Сама же истина, подчеркивал философ, «скрыта в глубине, она лежит на дне морском». Прийти к ней сможет далеко не каждый человек, а лишь мудрец. Сократ поднимал и решал вопрос о методах получения истинного знания. К таковым он относил прежде всего диалектику как искусство ведения спора, научной дискуссии. Наиболее совершенную по тем временам теорию познания создал Аристотель. Он осмысливал познавательный процесс с помощью понятий «истина» и «заблуждение». Истина рассматривалась им как знание, которое соответствует вещам, а в заблуждении Аристотель видел искажение истины. Этот греческий мыслитель разработал также логику - науку о способах и формах правильного мышления. Он выделил субъект и объект познания, отчетливо сформулировал основной вопрос гносеологии как вопрос об истине. Другой известный философ из Греции - Платон - рассуждал о природе знания. С его точки зрения, знание - это «тень идеи», воспоминание бессмертной души о том, что было в ней раньше. В античной философии появился и скептицизм, который ставил под сомнение возможность познаваемости человеком мира.

Слайд 3

В Средние века основные усилия гносеологии были направлены на обоснование существования Бога

В Средние века основные усилия гносеологии были направлены на обоснование существования Бога
как некоей высшей причины, истока всех вещей. В философии выдвигался и соответствующий лозунг: знать, чтобы верить в Бога. Тем самым провозглашалась «служебная» роль разума по отношению к религиозной вере.
Философия эпохи Возрождения считала, что целью разума является обнаружение растворенной в природе некоей «божественности». Познание соответственно рассматривалось ими как динамичный и бесконечный процесс.
В философии Нового времени в центр внимания выдвинулся вопрос о методе (способе) исследования и формах существования знания. В научном знании стали видеть важнейшее условие подчинения человеком природного мира своей практической власти и расширения своей свободы (Ф. Бэкон, Б. Спиноза). В гносеологии большое место занимала борьба рационализма (Р. Декарт) и сенсуализма (Д. Локк), по-разному трактовавших источники и природу знания, формы его существования.
Немецкая классическая философия в лице И. Канта пыталась решать проблему познавательных способностей и возможностей человека. Кант выделял чувственность, рассудок и разум. Философ полагал, что в ходе познания возникают непримиримые противоречия разума, и это открывает дорогу вере.

Слайд 4

Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятельности человека, глубоко социальный по

Марксизм рассматривает познание как особый вид духовной деятельности человека, глубоко социальный по
своей сути. Познание тесно увязывается им с практикой человека и человечества. Полагается, что окружающий человека мир можно не только познать, но и практически преобразовать, привести его в соответствие со своим идеалом.
В истории философии сформировался и агностицизм - течение, сторонники которого либо сомневались, либо полностью отрицали возможность получения человеком достоверных знаний о мире. Его представители не отрицают ни наличия у человека способности к познанию, ни сам процесс познания, но они ограничивают познавательные возможности человека. Агностик полагает, что «пути господни неисповедимы», «чужая душа - потемки», «чем больше познаем - тем меньше знаем».
2. Истина есть процесс адекватного (верного, правильного) отражения действительности в сознании человека. Истина едина, но в ней выделяются объективный, абсолютный и относительный аспекты.
В объективной истине отражается реальное положение вещей, мир, как он существует вне и независимо от нашего сознания. В этом смысле можно сказать, что объективная истина не зависит ни от человека, ни от человечества. Но в самой по себе действительности истин нет. Истиной характеризуется лишь наши познавательные образы, наше знание о действительности. Поэтому истина и субъективна.

Слайд 5

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание,

Абсолютная истина - это полное, исчерпывающее, точное знание об объекте исследования, знание,
не опровергаемое, а только дополняемое и развиваемое, последующим развитием науки. Такие истины нам, естественно, недоступны. Абсолютная истина - это некоторый идеал, к которому безусловно нужно стремиться, но достичь и удостовериться в котором невозможно. В реальном своем выражении абсолютная истина есть понятие потенциальной бесконечности человеческого познания мира, предел, к которому стремится наше знание. К абсолютным истинам нередко относят «вечные» или «окончательные» истины, истины факта (даты рождения, смерти и т.п.).
Понятие «относительная истина» служит для обозначения конечных, ограниченных моментов человеческого познания мира, приблизительности и несовершенства наших знаний о действительности, определенных ступеней или порядков углубления в ее неисчерпаемую сущность. Относительная истина зависит от реальных исторических условий своего времени. Разница между абсолютной и относительной истиной - лишь в степени точности и полноты отражения действительности. Абсолютная и относительная истины на самом деле - неразрывные аспекты истины объективной.

Слайд 6

Объективная истина имеет три аспекта:
1) собственное бытие;
2) ценность для морали и для

Объективная истина имеет три аспекта: 1) собственное бытие; 2) ценность для морали
практики человека;
3) истина связана с практикой.
Важно обратить внимание на конкретность истины. Абстрактной истина не бывает. Истина всегда «приписана» к определенному месту и времени. Конкретность истины следует понимать также и как нарастание ее единства за счет выявления и синтеза все новых и новых (многочисленных и разнообразных) ее сторон.
Критерий истины - средство проверки истинности или ложности того или иного утверждения, гипотезы, теоретического построения и т. п. Проблема критерия истины до конца не разрешена.
Критерии истины делятся на внешние и внутренние.
В качестве внешних критериев выделяют практику (диалектический материализм), полезность (прагматизм), самосогласованность (или когеренцию).
Но главным, решающим критерием истины (впервые введенным в таком качестве марксизмом) является практика, т.е. материальная предметно - чувственная деятельность человека, направленная на реальное преобразование мира - природного и социального. Истинность научных теорий окончательно проверяется на практике теми или иными способами (непосредственно с помощью эксперимента или опосредованно - путем логического доказательства на основе практической проверки исходных положений данной теории). Развивающаяся общественная практика может полностью подтвердить или опровергнуть то или иное человеческое представление.

Слайд 7

Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно - исторический

Разумеется, этот критерий тоже не абсолютен. Практика носит всегда конкретно - исторический
характер, развивается, совершенствуется, конкретизируется. И то, что недоступно ей сегодня, может стать доступным завтра. Кроме того, практика может быть искаженной. Кроме того, неясен пока сам механизм работы практического критерия истины. Однако более точного и надежного критерия, чем практика, у людей просто нет.
Если внешних критериев недостаточно, говорят о внутренних критериях. 1) критерий логики: по свойству непротиворечивости; 2) эстетический критерий; 3) критерий экономности мыслей; 4) симметричности; 5) научной рациональности.
3. Работа врача начинается с диагностики. Наблюдение, оценка выявляемых симптомов и умозаключение - таковы обязательные ступени на пути к распознаванию болезней и постановке диагноза. В соответствии с этим содержание диагностики можно разделить на несколько разделов. Первый включает методы наблюдения и обследования больного - врачебная диагностическая техника. Второй посвящен изучению симптомов, обнаруживаемых исследованием, - семиология, или семиотика. В третьем выясняются особенности мышления врача при построении диагностических заключений - методика диагноза. Первые два раздела подробно разработаны и составляют основное содержание руководств по диагностике. Третьему разделу диагностического процесса - логике врачебного мышления - уделяется значительно меньше внимания.