Рене Декарт – отец современной философии

Содержание

Слайд 2

бытие
Бог

рацио
человек

Рене Декарт – отец современной философии

«Метафизика Декарта хороша, ибо, с одной стороны,

бытие Бог рацио человек Рене Декарт – отец современной философии «Метафизика Декарта
ей удается интерпретировать наиболее выдающиеся результаты современной науки, с другой — сообщая, из чего сделан мир и как он сделан, она устанавливает «парадигму», или, иначе, «программу исследования», оказывая влияние на последующее развитие науки»
Джозеф Агасси

Слайд 3

«Эти длинные цепочки рассуждений, простых и легких, которыми обычно пользуются геометры при

«Эти длинные цепочки рассуждений, простых и легких, которыми обычно пользуются геометры при
поиске доказательств наиболее трудных проблем, позволили мне понять, что все вещи, которые может познать человек, находятся в одинаковой последовательности и стоит только соблюдать эту последовательность, а также не признавать в качестве истинных вещи, таковыми не являющиеся, и не будет ничего столь далекого, что нельзя было бы достичь, и столь скрытого, что нельзя выявить»
Рене Декарт

Слайд 4

«Правила для руководства ума», 1627–1628

Правило II: Нужно заниматься только теми предметами, о

«Правила для руководства ума», 1627–1628 Правило II: Нужно заниматься только теми предметами,
которых наши умы очевидно способны достичь достоверного и несомненного знания.
Правило III: Касательно обсуждаемых предметов следует отыскивать не то, что думают о них другие или что предполагаем мы сами, но то, что мы можем ясно и очевидно усмотреть или достоверным образом вывести, ибо знание не приобретается иначе.
Правило IV: Для разыскания истины вещей необходим метод.
Правило V: Весь метод состоит в порядке и расположении тех вещей, на которые надо обратить взор ума, чтобы найти какую-либо истину. Мы будем строго придерживаться его, если шаг за шагом сведем запутанные и темные положения к более простым, а затем попытаемся, исходя из усмотрения самых простых, подняться по тем же ступеням к познанию всех прочих.
Правило VIII: Если в ряде вещей, подлежащих изучению, встретится какая-либо вещь, которую наш разум не в состоянии достаточно хорошо рассмотреть, тут необходимо остановиться и не изучать другие вещи, следующие за ней, а воздержаться от ненужного труда.

Слайд 5

«Рассуждение о методе», 1633–1637

Правило очевидности
«Никогда не принимать ничего на веру, в

«Рассуждение о методе», 1633–1637 Правило очевидности «Никогда не принимать ничего на веру,
чем с очевидностью не уверен; иными словами, старательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению»

ясность

отчетливость

очевидность

интуитивное действие

Слайд 6

Правило простоты
«Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько возможно

Правило простоты «Разделять каждую проблему, избранную для изучения, на столько частей, сколько
и необходимо для наилучшего ее разрешения»
Правило градации
«Третье правило заключается в том, чтобы располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить мало-помалу, как по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу»
Правило перечня и обзора
«Последнее правило — делать всюду перечни настолько полные и обзоры столь всеохватывающие, чтобы быть уверенным, что ничего не пропущено»

определенность

очевидность

интуиция

простота

анализ

синтез

контроль

2

3

4

Слайд 7

Традиция европейского эмпиризма (апелляция к опыту)

Фрэнсис Бэкон
(1561–1626)

Рационалистическая традиция нового времени
(значение рационального начала

Традиция европейского эмпиризма (апелляция к опыту) Фрэнсис Бэкон (1561–1626) Рационалистическая традиция нового
в познании —
с помощью разума человек может получить достоверное знание)

Рене Декарт
(1596–1650)

Вопрос о природе человеческого познания

ОБЫЧАЙ vs. ДОСТОВЕРНОЕ ЗНАНИЕ

Слайд 8

установка на создание собственного мнения

Сомнение как инструмент «отмены» прежнего типа сознания

На истину

установка на создание собственного мнения Сомнение как инструмент «отмены» прежнего типа сознания
«натолкнется скорее отдельный человек, чем целый народ»

Принцип субъективной достоверности

«…никогда не принимать за истинное ничего, что я не признал бы таковым с очевидностью, т. е. тщательно избегать поспешности и предубеждения и включать в свои суждения только то, что представляется моему уму столь ясно и отчетливо, что никоим образом не сможет дать повод к сомнению»

Слайд 9

Истинное знание — самоцель или инструмент?

«… многие ломают свои дома, чтобы их

Истинное знание — самоцель или инструмент? «… многие ломают свои дома, чтобы
перестроить, а иногда и вынуждены это сделать, если фундамент их непрочен и дома могут обрушиться. На этом примере я убедился, что вряд ли разумно отдельному человеку замышлять переустройство государства, изменяя и переворачивая все до основания, чтобы вновь его восстановить <…> Однако, что касается взглядов, воспринятых мною до того времени, я не мог предпринять ничего лучшего, как избавиться от них раз и навсегда, чтобы заменить их потом лучшими или теми же, но согласованными с требованиями разума. И я твердо уверовал, что этим способом мне удастся прожить свою жизнь гораздо лучше, чем если бы я строил ее только на прежних основаниях и опирался только на те начала, которые воспринял в юности, никогда не подвергая сомнению их истинность»

Слайд 10

«Старая наука»

«Новая наука»

«Старая наука» «Новая наука»

Слайд 11

Cogito ergo sum

«… заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую столь

Cogito ergo sum «… заметив, что истина Я мыслю, следовательно, я существую
тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за первый принцип искомой мною философии»
Ориг. Je pense, donc je suis («Я мыслю, следовательно, я есмь»)

Аврелий Августин
(354–430)

Ср.: Si fallor, sum («Если я ошибаюсь, я есмь») у Августина Блаженного в соч. «О Граде Божьем»

Слайд 12

Cogito ergo sum

Необходимы как минимум два допущения:
убеждение в онтологическом превосходстве умопостигаемого мира

Cogito ergo sum Необходимы как минимум два допущения: убеждение в онтологическом превосходстве
над чувственным;
осознание высокой ценности «человека внутреннего», личности.

В основании новой философии — сознаваемый субъективно переживаемый процесс мышления

«Нелепо полагать несуществующим то, что мыслит, в то время, пока оно мыслит»