Слайд 2Фома Акви́нский
итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, систематизатор
ортодоксальной схоластики, учитель Церкви, основатель томизма, член ордена доминиканцев; с 1879 года признан наиболее авторитетным католическим религиозным философом, который связал христианское вероучение (в частности, идеи Августина Блаженного) с философией Аристотеля. Сформулировал пять доказательств бытия Бога. Признавая относительную самостоятельность естественного бытия и человеческого разума, утверждал, что природа завершается в благодати, разум — в вере, философское познание и естественная теология, основанная на аналогии сущего, — в сверхъестественном откровении.
Слайд 3Схоластика
(лат. Scholastica от греч. σχολαστικός — «школьный» от греч. σχολή — «школа»)
— систематическая европейская средневековая философия, сконцентрированная вокруг университетов и представляющая собой синтез христианского (католического) богословия и логики Аристотеля. Схоластика характеризуется соединением теолого-догматических
предпосылок с
рационалистической методикой
и интересом к формально-
логическим проблемам.
Слайд 4Вопросы государства, закона, права
«О правлении властителей» (1265–1266 гг.)
«Сумма теологии» (1266–1274 гг.)
Иные работы
Слайд 5Цель государственности
«общее благо», обеспечение условий для достойной, разумной жизни.
По мнению Аквината,
реализация данной цели предполагает сохранение феодально-сословной иерархии, привилегированное положение облеченных властью лиц и богачей, исключение из сферы политики земледельцев, мелких ремесленников и торговцев, соблюдение всеми предписанного богом долга повиноваться высшему сословию – правителям, олицетворяющим собою государство.
Слайд 6Все законы связаны между собой нитями субординации
Пирамиду законов венчает вечный закон –
универсальные нормы, общие принципы божественного разума, управляющего вселенной.
Вечный закон заключен в боге, тождествен ему; он существует сам по себе, и от него производны иные виды законов.
Прежде всего – естественный закон, который есть не что иное, как отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ.