Тема 3.1 Средневековая философия

Содержание

Слайд 2

Средневековье развивалось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древнюю

Средневековье развивалось на совершенно примитивной основе. Оно стерло с лица земли древнюю
цивилизацию, древнюю философию, политику и юриспруденцию, чтобы начать во всем с самого начала. Единственно, что оно заимствовало от погибшего древнего мира, было христианство и несколько полуразрушенных, утративших свою прежнюю цивилизацию городов.
К.Маркс
Одни, вчера или позавчера оторвавшись от черной работы, вдруг стали профессорами богословия. Другие, кажется, прислуги, не раз битые, сбежавшие от рабьей службы, с важностью философствуют о Непостижимом. Всё полно этого рода людьми: улицы, рынки, площади, перекрестки. Это – торговцы платьем, денежные менялы, продавцы съестных припасов.
Григорий Нисский

Слайд 3

Предпосылки формирования средневековой философии

Упадок Римской империи
Формирование феодального типа общественных отношений
Развитие христианства, которое

Предпосылки формирования средневековой философии Упадок Римской империи Формирование феодального типа общественных отношений
дало Европе господствующую идеологию на период до Нового Времени.
Библия – источник вдохновения и основных истин. Поэтому философия получила назидательный характер.
Сохранение наследия античной философской мысли, при подчинении философии богословию.

«Философия – служанка богословия»
Фома Аквинский

Слайд 4

Периодизация Средневековой философии

Апологетика (II – IVвв.)
Этап формирования специфики средневековой мысли, «защита»

Периодизация Средневековой философии Апологетика (II – IVвв.) Этап формирования специфики средневековой мысли,
христианства перед властью Рима
Тертуллиан, Ориген, Ириней Лионский, Филон Александрийский
Основные этапы:
Патристика (V – IXвв.)
Этап формирования христианской догматики.
«Патре» - Отец Церкви. Представители:
Августин Аврелий (Блаженный), Боэций, Псевдо-Дионисий
Схоластика (X – XVвв.)
Этап систематизации и концептуализации философских идей. Школьная философия. Представители:
Ансельм Кентерберийский, Эригена, Абеляр, Фома Аквинский, Оккам, Петр Дамиани, Бернар Клеворский

Слайд 8

Теоцентризм – фундаментальное понятие средневековой философии, означает картину мира, в которой причиной

Теоцентризм – фундаментальное понятие средневековой философии, означает картину мира, в которой причиной
и центром бытия, его активным и творческим началом выступал Бог.
Пути богопознания:
Катафатический (положительный) –
приписывание Абсолюту комплекса максимально выраженных положительных характеристик личности.
Апофатический (отрицательный) – убежденность в принципиальной непознаваемости Бога средствами человеческого разума. Это незнание, которое выше любого знания.

Слайд 9

Главные черты богопонимания в средневековой философии.

Теизм – религиозно философское представление, в котором

Главные черты богопонимания в средневековой философии. Теизм – религиозно философское представление, в
Бог рассматривается как Абсолютная Личность, сотворившая мир и управляющая им из запредельных областей бытия.
Монотеизм – представление о существовании единого и неделимого Бога в трех несводимых друг к другу ипостасях – Отца, Сына, Святого Духа
Антропоморфизм – наделение Бога человеческими качествами.

Слайд 10

Идеи, вытекающие из сути теоцентризма.
По поводу отношения Бог – Мир:
креацианизм – идея

Идеи, вытекающие из сути теоцентризма. По поводу отношения Бог – Мир: креацианизм
творения мира Богом из Ничего
провиденциализм – идея предопределенности всех, происходящих в мире событий
эсхатологизм – идея о неизбежности конца света
По поводу отношения Бог – Человек:
Человек создан по образу и подобию Бога, он – венец творения. Но после грехопадения Адама и Евы человек подвержен смерти, болезням, страстям, с которыми должен бороться.
Бог передает человеку знания в виде вечного и неизменного Откровения, содержащегося в Священном Писании.
Смысл жизни человека – спасение, «обретение рая».

Слайд 11

Основные проблемы средневековой философии

Проблема соотношения веры и разума.
Приоритет веры, при полном подчинении

Основные проблемы средневековой философии Проблема соотношения веры и разума. Приоритет веры, при
разума. Тертуллиан: «Верую, ибо абсурдно».
Приоритет веры, при учете важного значения разума. Августин Аврелий «Верю, чтобы понять» .
Разум и вера одинаково ценны для познания человека, но разум – в вопросах науки, а вера – в вопросах религии. Фома Аквинский. «Понимаю, чтобы верить».
Истины веры в Откровении могут внешне противоречить разуму, так как содержат аллегории, задача разума – дать этим сложным местам интерпретацию, снимающую противоречие. Ибн Рушд

Слайд 12

2. Проблема теодицеи – оправдания бога за существование зла в мире.
В мире

2. Проблема теодицеи – оправдания бога за существование зла в мире. В
нет зла. Зло – это искаженное добро. Наши представления о существовании зла связаны с поспешными оценками, так как мы не можем видеть отдаленные результаты того, что нам кажется злом. Августин Аврелий
Бог, возлюбив человека, дал ему свободы воли. Источник зла в мире – человек, его злоупотребление свободой воли. Боэций
Зло в мире необходимо для лучшего осмысления добра. Лейбниц (Новое Время)

Основные проблемы средневековой философии

Слайд 13

Основные проблемы средневековой философии

Проблема универсалий.

Номинализм - Универсалии – это только слова.

Основные проблемы средневековой философии Проблема универсалий. Номинализм - Универсалии – это только
Существуют и мыслимы только единичные вещи. Крайний: Иоанн Росцелин (влияние Антисфена)
Реализм - Универсалии – реальные сущности. Мыслимо только общее и только общие сущности по-настоящему существуют. Крайний: Ансельм Кентерберийский (влияние Платона)
Концептуализм - Универсалии – это понятия. Существуют только единичные вещи, но мыслимо только общее. Умеренный номинализм – Пьер Абеляр. Умеренный реализм - Фома Аквинский (влияние Аристотеля)

Слайд 14

Родоначальник философии истории. История имеет векторную направленность: от Сотворения Мира до Страшного

Родоначальник философии истории. История имеет векторную направленность: от Сотворения Мира до Страшного
Суда. В истории всё предопределено.
Бог создал мир полным благ, это лучший мир для человека.
Основатель реляционной концепции времени. Реально только настоящее. Будущее и прошлое существуют только как «будущее-в-настоящем» и «прошлое-в-настоящем».

АВГУСТИН АВРЕЛИЙ (БЛАЖЕННЫЙ)

Слайд 15

Источником всего нравственного в человеке является сам Бог. Воля Бога и есть

Источником всего нравственного в человеке является сам Бог. Воля Бога и есть
нравственность.
Для человека возможно свободно избрать свой нравственный ориентир: либо войти в Град Божий, либо – в Град Земной.
В земной жизни Град Небесный – это Церковь. Светская власть тоже может быть частью Града Небесного, если подчиняется духовной. Идеал социально-политического устройства - теократия
Наличие зла и страданий – это испорченное волей человека божественное добро либо неправильный взгляд человека на страдание, которое в итоге оборачивается для него благом.
В решении проблемы соотношения знания и веры, исходит из приоритета веры при утверждении значимости разума.

Слайд 16

СХОЛАСТИКА

Первоначально схоластами называли преподавателей свободных искусств – грамматики, геометрии, музыки, астрономии.
Затем –

СХОЛАСТИКА Первоначально схоластами называли преподавателей свободных искусств – грамматики, геометрии, музыки, астрономии.
это название закрепилось за представителями спекулятивно-логического толка в философии, в противовес мистике – иррациональной философии богопознания.
Периодизация:
Возникновение и развитие (IX-XIIв.)
Расцвет (XIIIв.)
Упадок и застой (XIV-XVв)

Слайд 17

Фома Аквинский

Есть два рода истин – разумные и сверхразумные. Разумные исследует философия,

Фома Аквинский Есть два рода истин – разумные и сверхразумные. Разумные исследует
сверхразумные исследует теология
Откровение содержит и разумные и сверхразумные истины, обеспечивая доступ к знанию через веру для обычных людей.
Теология выше философии, так как её предмет более возвышенный и её истины заведомо достоверны, так как берутся не из обычного разума, а напрямую из света Божественной Премудрости. Философия – служанка теологии.
Не надо стремиться доказывать то, что можно постичь только верой.
Критерий истин разума – в законах логики.

О знании.

Слайд 18

Фома Аквинский

О мире.

Бог творит мир через своё Слово, Которое есть Его Сын,

Фома Аквинский О мире. Бог творит мир через своё Слово, Которое есть
и через Свою Любовь, которая есть Святой Дух.
Творение мира – не приобретение для Бога, а распространение Своего совершенства.
Бог не только причина всех вещей, цель всех вещей, но и прототип всех вещей.
Наш мир нельзя считать совершеннейшим и исключать возможность творения Богом других миров.
Сторонник умеренного реализма.

Слайд 19

Фома Аквинский

О человеке.
Человек – есть микрокосм, в котором бог заключил все элементы

Фома Аквинский О человеке. Человек – есть микрокосм, в котором бог заключил
и формы мира.
Человек состоит из духовной и телесной субстанций, поэтому занимает промежуточное положение между ангелами и материальным миром.
Разумное начало – форма человеческого тела (как эйдос). Душа человека едина, она творится Богом, когда эмбрион прошел стадию растительного и животного развития, которые разрушаются интеллектуальной формой души.
После смерти тела душа становится «неполной субстанцией». Интеллект и воля сохраняются после смерти актуально, остальные свойства души – потенциально.

Слайд 20

Фома Аквинский

О нравственности и государстве.
Человек – существо этическое. Он сам способен контролировать

Фома Аквинский О нравственности и государстве. Человек – существо этическое. Он сам
свою волю и свои поступки.
Счастье человека не в тварных вещах и телесных удовольствиях, а в познании Бога.

Интеллект доминирует над волей.
Поступок нравственен, если он соответствует Закону Божию по цели, по объекту и по обстоятельствам

Слайд 21

Фома Аквинский

О государстве.
Человек – существо политическое.
Сущность власти от Бога, а форма власти

Фома Аквинский О государстве. Человек – существо политическое. Сущность власти от Бога,
может происходить не от Бога, если правитель неправедно пришел к власти, или неправедно правит.
В гармоничном обществе каждый человек выполняет определенную функцию, так достигается максимально возможное в земной жизни счастье для всех.
Лучшая форма государства объединяет монархическое, аристократическое начала.
Авторитет, который полномочен решать вопрос о характере власти и об отношении к ней народа – Церковь.

Слайд 22

Бритва Оккама:
«не следует умножать сущности без необходимости»

То есть из всех возможных объяснений

Бритва Оккама: «не следует умножать сущности без необходимости» То есть из всех
случившегося наиболее вероятно самое простое. Если можно явление объяснить простым и сложным способом, надо останавливаться на первом
Понятия, не сводимые к интуитивному и опытному знанию, должны удаляться из науки.

Слайд 23

Арабская философия Средних веков

Основные идеи.
Принцип единобожия, идея единства бытия и единственности мироздания.
Догматическая

Арабская философия Средних веков Основные идеи. Принцип единобожия, идея единства бытия и
основа философии – Коран.
Уважительное отношение к знанию, поощрение науки.
Независимость философии от теологии.
Усиление рационалистических идей.
Идея предопределения.
Соединение идей ислама с идеями античной философии.

Слайд 24

Периодизация арабо-мусульманской философии
Классический средневековый, формирование арабо-мусульманской философии (VIII-XVвв.)
Позднее средневековье (XVI-XIXвв. )
Современность (XIX-XXIвв.)

Периодизация арабо-мусульманской философии Классический средневековый, формирование арабо-мусульманской философии (VIII-XVвв.) Позднее средневековье (XVI-XIXвв. ) Современность (XIX-XXIвв.)

Слайд 25

Основные течения в арабо-мусульманской философии

Мутазилиты – первые богословы, сторонники умеренного рационализма.
Мутакаллимы

Основные течения в арабо-мусульманской философии Мутазилиты – первые богословы, сторонники умеренного рационализма.
радикальное течение арабской схоластики (ибн Кулляб, аль-Харис аль-Мухасиби, иль-Ашари). Калам стал официальной исламской теологией. Калам означает долг сердца в отличие от фикха – долга тела
Фалсафа – основан на толкованиях аристотелизма и неоплатонизма (аль-Фараби, ибн Рушд).
Суфизм (ибн аль-Араби, аль-Газали)

Слайд 26

Основные идеи мутазилитов
Божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить только

Основные идеи мутазилитов Божественная справедливость предполагает свободу человеческой воли, способность Бога творить
наилучшее (аль-аслах) и невозможность нарушения Богом установленного им извечного порядка вещей.
Последовательное единобожие, выступали против антропоморфизма в понимании Бога. Бог есть чистый дух.
Отрицание несотворенности Корана
Отрицание народных суеверий
Бог непременно осуществит свои обещание и угрозу, если он обещал покорным рай, а непокорным угрожал адом.
Мусульманин, совершивший тяжкий грех, выходит из числа верующих, но не становится неверующим, находясь в «промежуточном состоянии» между ними.
 Мусульманин обязан способствовать всеми средствами торжеству добра и бороться со злом

Слайд 27

Основные представители арабо-мусульманской философии Аль Фараби

Все, что существует в мире, делится на

Основные представители арабо-мусульманской философии Аль Фараби Все, что существует в мире, делится
6 ступеней, связанных между собой причинно-следственными отношениями:
Первая ступень – это первопричина появления всего сущего, зачем и кем все было задумано (Аллах).
Вторая – появление небесных тел.
Третья ступень – деятельный, находящийся в развитии космический разум, который стремится всё довести до совершенства.
Четвертая - душа. Человек наделен свободой воли.
Пятая ступень – это форма.
Шестая – материя.

Слайд 28

Аль Фараби. Цитаты

Душе, как и телу, присущи здоровье и болезнь. Здоровье души

Аль Фараби. Цитаты Душе, как и телу, присущи здоровье и болезнь. Здоровье
заключается в том, что состояния ее самой и ее частей бывают такими, благодаря которым совершаются всегда благие поступки, добрые дела и прекрасные действия.

Если бы в мире не было случайных явлений, причины которых неизвестны, то исчезли бы страх и надежда, а если бы они исчезли, то не было бы совершенно порядка ни в делах человеческих, ни в делах законности, ни в политике, потому что если бы не страх и надежда, то никто не приобретал бы ничего на завтрашний день, подчиненный бы не повиновался бы своему повелителю, а повелитель не заботился бы о своих подчиненных, и никто не делал бы добро другому, и не слушались бы Аллаха, и не совершали бы благодеяния.

Слайд 29

Аль-Кинди

Открыл для арабов античную философию, прежде всего Аристотеля
Выдвинул собственное учение о

Аль-Кинди Открыл для арабов античную философию, прежде всего Аристотеля Выдвинул собственное учение
прасубстанциях (категориях): материи, форме, пространстве, времени, движении.
Выдвинул идею о познаваемости мира человеческим разумом.
Выделял 3 ступени научного познания: логико-математическую, естественно-научную, метафизическую (философскую)

(802 – 879)

Слайд 30

Ибн Сина (Авиценна)
(980-1037)

Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее, существующее благодаря другому,

Ибн Сина (Авиценна) (980-1037) Вслед за Аль-Фараби Ибн Сина различает возможно сущее,
и абсолютно необходимо сущее, существующее благодаря себе.
Мир совечен Аллаху. Переход от божественного единства к множественности – процесс эманации в мире небесных сфер.
 Индивидуальная душа образует с телом единую субстанцию, обеспечивающую целостное воскрешение человека, носителем философского мышления выступает конкретное тело, предрасположенное к принятию разумной души.
Абсолютная истина может быть постигнута посредством интуитивного видения, которое предстаёт кульминацией процесса мышления.
Занятия физическими упражнениями – источник красоты.

Слайд 31

Ибн-Рушд
(Аверроэс- лат. транскрипция)
1126-1198г.г.
Доказывал вечность, несотворенность материи и движения, отрицал бессмертность

Ибн-Рушд (Аверроэс- лат. транскрипция) 1126-1198г.г. Доказывал вечность, несотворенность материи и движения, отрицал
индивидуальной души и загробную жизнь. Душа неотделима от организма.
В Коране 2 смысла – внешний (буквальный) и внутренний (аллегорический). Только ученые могут искать аллегорический смысл. Простые

люди должны понимать Коран буквально, иначе это приведет к неверию.

Универсальный для всех людей разум (УМ) сохраняется после распада тела и свидетельствует о богоподобии человека.

Слайд 32

СУФИЗМ

Религиозно-мистическое течение в исламе, возникшее в VIII–IX веках, окончательно сформированное в X–XII

СУФИЗМ Религиозно-мистическое течение в исламе, возникшее в VIII–IX веках, окончательно сформированное в
веках.
Для суфизма характерно сочетание метафизики с аскетической практикой, учение о постепенном приближении через мистическую любовь к познанию Бога (в интуитивных экстатических озарениях) и слиянию с Ним.