Гносеология – учение о познании. Лекция 11.2

Содержание

Слайд 2

Гносеология и концепции истины.

Гносеология и концепции истины.

Слайд 3

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники

Гносеология – это раздел философии, в котором изучаются природа познания, пути, источники
и методы познания, а также отношение между знанием и действительностью.

Слайд 4

ПОЗНАНИЕ - СОВОКУПНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЧЕЛОВЕКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ, ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ

ПОЗНАНИЕ - СОВОКУПНОСТЬ ПРОЦЕССОВ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ЧЕЛОВЕКУ ВОЗМОЖНОСТЬ ПОЛУЧАТЬ, ПЕРЕРАБАТЫВАТЬ И ИСПОЛЬЗОВАТЬ ИНФОРМАЦИЮ
О МИРЕ И О СЕБЕ.

Виды познания:,

Слайд 5

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ

Субъект познания

Объект познания

внешний по отношению к человеку мир

человек

История соотношений

СУБЪЕКТ И ОБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ Субъект познания Объект познания внешний по отношению к
субъекта и объекта в познании
1. В Античности и Средневековье роль субъекта в познании была пассивна.
2. В эпоху Нового времени объектом познания становится сознание. Объект и субъект совпадают
3. С XIX века наблюдается активное отношение субъекта к объекту. Происходит взаимодействие субъекта и объекта.

Слайд 6

Проблема познания

ИСТИНА

Что есть истина?
Возможно ли постичь истину?
Существует ли истина

Проблема познания ИСТИНА Что есть истина? Возможно ли постичь истину? Существует ли
вечно или она связана со временем?
Представляет ли она собой саму действительность или отражение её в ощущениях либо суждениях людей?
Истина – одна для всех людей или у каждого своя индивидуальная истина?

Слайд 7

Основная проблема в философии

Проблема познаваемости мира

Может ли человек познать окружающий мир и

Основная проблема в философии Проблема познаваемости мира Может ли человек познать окружающий мир и самого себя?
самого себя?

Слайд 8

Существуют два основных подхода к проблеме познания.

Гносеологический оптимизм, сторонники которого признают, что

Существуют два основных подхода к проблеме познания. Гносеологический оптимизм, сторонники которого признают,
мир познаваем независимо от того, можем ли мы на сегодняшний момент объяснить некоторые явления или нет.
Гносеологический пессимизм. Его суть – сомнение в возможности познаваемости мира.

Слайд 9

Разновидности гносеологического пессимизма:

Разновидности гносеологического пессимизма:

Слайд 10

Направления в гносеологии:
Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом (Ф.

Направления в гносеологии: Эмпиризм – все знание о мире обосновывается только опытом
Бэкон)
Сенсуализм – только при помощи ощущений можно познавать мир (Д.Юм)
Рационализм – достоверное знание может быть почерпнуто только из самого разума (Р. Декарт)
Агностицизм – «вещь в себе» непознаваема (И. Кант)
Скептицизм – получать достоверные знания о мире нельзя (М. Монтень)

Слайд 11

Познание – это взаимодействие субъекта и объекта при активной роли самого субъекта,

Познание – это взаимодействие субъекта и объекта при активной роли самого субъекта,
дающее в результате некое знание.

Слайд 12

В познавательной деятельности центральным является понятие истины.

Истина – соответствие наших мыслей

В познавательной деятельности центральным является понятие истины. Истина – соответствие наших мыслей
объективной реальности.

Ложь – несоответствие наших мыслей действительности.

Слайд 13

Структура и формы познания

Структура и формы познания

Слайд 14

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ – СПОСОБЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В НАШЕМ СОЗНАНИИ, Т. Е. СИСТЕМА

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ – СПОСОБЫ ВОСПРОИЗВЕДЕНИЯ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В НАШЕМ СОЗНАНИИ, Т. Е. СИСТЕМА
ПРИНЦИПОВ И ПРАВИЛ ПРАКТИЧЕСКОЙ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Слайд 15

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ

Эмпирический - опытный
Рациональный – теоретический
Индукция – вид рациональной интерпретации фактов, позволяющий предвидеть или предсказывать

МЕТОДЫ ПОЗНАНИЯ Эмпирический - опытный Рациональный – теоретический Индукция – вид рациональной
явления природы и общественной жизни с некоторой степенью правдоподобия; от частного к общему (Ф. Бэкон)‏
Дедукция – процесс логического вывода, представляющий собой переход от посылок к заключениям на основе логики; от общего к частному (Р. Декарт)‏

Слайд 16

Философия научного познания

Теория научного познания (гносеология) – одна из областей философского знания.
Наука

Философия научного познания Теория научного познания (гносеология) – одна из областей философского
– это область деятельности людей, сутью которой является получение знаний о природных и общественных явлениях, а также о самом человеке.

Слайд 17

Движущими силами научного познания являются:

1) практическая потребность в знаниях.
2) любопытство ученых. Задача

Движущими силами научного познания являются: 1) практическая потребность в знаниях. 2) любопытство
ученого – задавать природе вопросы с помощью экспериментов и получать на них ответы.
3) интеллектуальное удовольствие, которое испытывает человек, открывая то, что до него никто не знал

Слайд 18

Средствами научного познания являются:

1) разум, логическое мышление ученого, его интеллектуальные и эвристические

Средствами научного познания являются: 1) разум, логическое мышление ученого, его интеллектуальные и
(творческие) способности;
2) органы чувств, в единстве с данными которых осуществляется мыслительная деятельность;
3) приборы (появились с XVII века), которые дают более точную информацию о свойствах вещей (термометры, весы, гальванометры ).

Слайд 19

Особенности научного мышления

Объективность

Независимость от наших интересов и пристрастий

Понятийность

Способность определять термины

Особенности научного мышления Объективность Независимость от наших интересов и пристрастий Понятийность Способность
путём выявления наиболее важных свойств

Универсальность

Научные знания истинны для всего универсума при тех условиях, при которых они добыты человеком

Слайд 20

Главная цель познания — достижение научной истины.

ИСТИНА - адекватное отражение объективной реальности

Главная цель познания — достижение научной истины. ИСТИНА - адекватное отражение объективной
познающим субъектом, в ходе которого познаваемый предмет воспроизводится так, как он существует вне и независимо от сознания.

Слайд 21

Относительная и абсолютная истины

Относительная и абсолютная истины

Слайд 22

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от

Критерии истины – то, что удостоверяет истину и позволяет отличить ее от
заблуждения.
1. соответствие законам логики;
2. соответствие ранее открытым законам науки;
3. соответствие фундаментальным законам;
4. простота, экономичность формулы;
5. парадоксальность идеи;
6. практика.

Слайд 23

Философские решения проблемы критериев истины

Верификация (эмпирическая проверка)

Философские решения проблемы критериев истины Верификация (эмпирическая проверка)

Слайд 24

РОЛЬ ИНТУИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ

Интуиция (от лат. intuitio – пристально смотрю)   – способность постижения

РОЛЬ ИНТУИЦИИ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ Интуиция (от лат. intuitio – пристально смотрю)
истины путем прямого ее усмотрения без обоснования с помощью доказательств.
Подходы к определению интуиции:
Интуиция – форма непосредственного интеллектуального знания или интеллектуального созерцания (Аристотель)‏
Интуиция –  познания в виде чувственного созерцания (Фейербах)‏
Интуиция – знание, полученное свыше в виде откровения (религиозная философия)‏
Интуиция – неявное знание, представляющее форму самосознания: неосознанное предчувствие, осознание пространственно-временного положения своего тела, идеалы, мотивы поведения (Бергсон)
Интуиция – вид вдохновения (Шлегель)‏

Слайд 25

Этика

Этика

Слайд 26

«ЭТИКА» в буквальном значении и есть теория нравственности.

Центральный предмет этики это мораль или нравственность. 

«ЭТИКА» в буквальном значении и есть теория нравственности. Центральный предмет этики это мораль или нравственность.

Слайд 27

Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек,
Предметом (что изучает) –

Объектом этики (областью деятельности) является общество и человек, Предметом (что изучает) – их мораль и нравственность.
их мораль и нравственность.

Слайд 28

Главные категории этики

1) Добро, в самой общей форме, - всё то, что

Главные категории этики 1) Добро, в самой общей форме, - всё то,
способ­ствует благу; зло - все то, что подрывает и разрушает благо, противостоит ему.
2) Категория долга отражает совокупность обязаннос­тей человека по отношению к обществу, коллективу, семье, отдельным людям.

Слайд 29

3) Совесть - внутренний регуля­тор поведения человека, его самосуд. 
 4) Подлинное достоинство личности

3) Совесть - внутренний регуля­тор поведения человека, его самосуд. 4) Подлинное достоинство
связано с ее об­щественной значимостью, с тем, насколько в деятель­ности человека реализуются конкретные принципы и требования добра.
5) Чувство чести формируется в человеке по мере того, как он соотносит себя с той социальной группой лю­дей, членом которой он является.

Слайд 30

6) Свобода - это характеристика действия, совершенного со зна­нием и учетом объективных

6) Свобода - это характеристика действия, совершенного со зна­нием и учетом объективных
ограничений по собственному произволе­нию (не по принуждению) и в условиях выбора возможностей; осознанная необходимость.
7) Ответственность – умение предвидеть и отвечать за последствия действий, осознавать значимость (важность) и добросовестно выполнять обязанности.
Имя файла: Гносеология-–-учение-о-познании.-Лекция-11.2.pptx
Количество просмотров: 58
Количество скачиваний: 0