Слайд 2Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) - выдающийся представитель немецкой классической философии XIX
века. Его система учений легла в основу философской мысли всего мира.
Гегельянство было основано на философии предшествующих мыслителей, в особенности на идеях ионийских натурфилософов и взглядах И. Канта.
Слайд 3В 1821 году была опубликована работа Гегеля «Философия права», в которой Гегель
рассматривал государство и право в качестве поиска рационального в реальности. «В праве человек должен найти свой разум, должен, следовательно, рассматривать разумность права».
Слайд 4В своей работе «Философия права» Гегель описывает три этапа формирования воли:
•На первом
этапе воля содержит элемент чистой неопределенности, в котором «растворено всякое ограничение, всякое содержание, непосредственно данное и определенное природой, потребностями, вожделениями...».
•На втором этапе происходит обособление «я».
•На третьем этапе воля выступает как элемент единства двух первых этапов «рефлектированная в себя и тем самым возвращенная к всеобщности особенность, единичность, самоопределение Я...».
Слайд 5Гегель выделяет три основные формы конкретизации свободной воли, которым соответствуют три уровня
развития права: абстрактное право, мораль и нравственность.
•Сфера абстрактного права есть выражение воли непосредственной и абстрактной. К данной сфере относится рассмотрение проблем собственности, договора и неправа.
•Моральная сфера - право субъективной воли по отношению к праву мира. Здесь рассматриваются умысел и вина, намерение и благо, добро и совесть.
•В нравственной сфере две предшествующие абстрактные формы объединяются. В данной сфере рассматриваются положения о семье, гражданском обществе и государстве.
Слайд 6Таким образом, «право» интерпретируется Гегелем в качестве:
•Идеи права – свободы на стадии
объективного духа.
•Особого права - определенной ступени и формы свободы.
•Иерархии реализованных прав (мораль, семья, общество, государство).
•Позитивного права - права как закона, являющегося разновидностью особого права.
Слайд 7Семью Гегель определяет как «непосредственную субстанциальность духа» и исследует ее в таких
аспектах, как брак, имущество, воспитание детей, распад семьи.
Гражданское общество – сфера реализации особенных, частных целей и интересов отдельной личности. На этапе гражданского общества, по мнению Гегеля, отсутствует подлинная свобода. Гегель называет гражданское общество антагонистическим обществом «войны всех против всех».
В устройстве гражданского общества Гегель выделяет сословия:
Субстанциальное (землевладельцы—дворяне и крестьяне).
Промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники).
Всеобщее (чиновники).
Слайд 8Мировая история рассматривается немецким идеалистом в качестве прогресса в осознании степеней свободы,
составляющей нравственную человеческую сущность. Это осязание и становится причиной постепенного освобождения человечества. Подлинную свободу, вытекающую из осознания духовной сущности, представляет только германский, европейский или христианский мир. Совершеннейшей реализацией политической разумности для Гегеля была Пруссия.
Гегель называет историю « мировым судилищем». Наличие мирового разума выражается по военным победам, поражение доказывает, что разум уже не в гармонии с данным народом. Гегель считал войну средством решения конфликтов между государствами.
Слайд 9Гегель являлся сторонников конституционной монархии, которая должна быть основана на разделении властей:
Верхняя
- королевская власть государя.
Средняя - правительственные чиновники.
Нижняя - законодательный двухпалатный парламент, в котором верхняя палата — наследственная, а нижняя — выборная.
По Гегелю роль права в обществе является решающей: «праведные законы вызывают расцвет государства, а свободная собственность является главным условием его блеска». Сочетание интересов верхов и низов является залогом развития государства. Только правовое государство способно обеспечить гармоничное развитие верхней и нижней частей единого общества. Если уровень жизни масс опускается ниже необходимого уровня, то это свидетельствует о потере в таком государстве роли права, чести и достоинства.
Политико-правовая система Гегеля основывается на объективных закономерностях всемирного развития и доказывает, что господство права во всех сферах общественной жизни, обеспечение равенства всех перед законом, недопущение пропасти между социальным и материальным положением верхов и низов - залог процветания государства и благополучия его граждан.