Мировые культуры и межкультурные коммуникации. Методология исследования культур

Содержание

Слайд 2

Культура

Всё, что создано человеческим трудом;
Все смыслы, которые в результат труда вкладываются.
Материальный и

Культура Всё, что создано человеческим трудом; Все смыслы, которые в результат труда
нематериальный аспект культуры: артефакты, культ, язык.

Определение и основные формы.

Слайд 3

С XIX до XXI века в культурологии разрабатывались разнообразные концепции, которые можно

С XIX до XXI века в культурологии разрабатывались разнообразные концепции, которые можно
исследовать в рамках двух основных направлений:

Глобальная (формационная) концепция исследования культур.

История человечества понимается как единый процесс, в котором есть общие закономерности и последовательная смена периодов.

Культурно-цивилизационная концепция исследования культур.

История понимается как цикличный процесс, протекающий внутри локальной культуры и имеющий общие закономерности с аналогичными процессами.

Слайд 4

Основные темы и представители

Глобальная (формационная) концепция.

Система «абсолютного идеализма» Г.В.Ф. Гегеля.
К. Маркс и

Основные темы и представители Глобальная (формационная) концепция. Система «абсолютного идеализма» Г.В.Ф. Гегеля.
теория общественно-экономических формаций.
Идеалистическая философия истории русской религиозной философии (Н.А. Бердяев, В. С. Соловьёв).
Теория постиндустриального общества (Д. Белл).
Теория глобализма (И. Валлерстайн).

Культурно-цивилизационная концепция.

Славянофильство и западничество.
Неославянофильство – почвенничество (Ф.М. Достоевский) и органическая теория (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев).
Евразийство.
Концепции О. Шпенглера, А. Тойнби.
Теория этногенеза Л.Н. Гумилёва.

Слайд 5

1. Формационная концепция развития культур.

Основные идеи и представители.

1. Формационная концепция развития культур. Основные идеи и представители.

Слайд 6

К. Маркс (1818-1883)

«К критике политической экономии», «Капитал».

К. Маркс (1818-1883) «К критике политической экономии», «Капитал».

Слайд 7

В основании общественной жизни людей находится хозяйственная деятельность (экономика, базис).

Метод: диалектика, но

В основании общественной жизни людей находится хозяйственная деятельность (экономика, базис). Метод: диалектика,
материалистическая.
Развитие идёт от конкретного к абстрактному.

Базис (средства производства материальных благ) первичен, надстройка вторична.

Слайд 8

Способ производства материальных благ.

Производительные силы

Средства производства (орудия труда + предмет труда).
+ Рабочая

Способ производства материальных благ. Производительные силы Средства производства (орудия труда + предмет
сила.

Производственные отношения

Общественные отношения, складывающиеся между людьми в процессе производства.
Два основных антагонистических (противоборствующих) класса в обществе – эксплуататоры и эксплуатируемые.

Слайд 9

Чем определяется принадлежность к классу эксплуататоров или эксплуатируемых?
ПРАВОМ СОБСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

Чем определяется принадлежность к классу эксплуататоров или эксплуатируемых? ПРАВОМ СОБСТВЕННОСТИ НА СРЕДСТВА ПРОИЗВОДСТВА.

Слайд 10

Каждому уровню развития производительных сил соответствует свой способ производства и соответствующая общественно-экономическая

Каждому уровню развития производительных сил соответствует свой способ производства и соответствующая общественно-экономическая
формация (ОЭФ).

Государство – инструмент эксплуатации в руках эксплуататорского класса.
Первобытный период формацией назвать сложно, потому что ещё не было устойчивого разделения труда и, соответственно, государства.
В потенциальной стадии КОММУНИЗМА государство тоже должно отмереть, потому что исчезнет эксплуатация и частная собственность на средства производства.

Рабовладельческая ОЭФ;
Феодальная ОЭФ;
Буржуазная (капиталистическая) ОЭФ.

Слайд 11

Марксизм конца XIX – начала ХХ века в России добавил к классическому

Марксизм конца XIX – начала ХХ века в России добавил к классическому
марксизму идею социализма как переходного периода между капитализмом и коммунизмом, а также идею о возможности социалистической революции в отдельной стране.

«Легальный марксизм».

С.Н. Булгаков, П.Б. Струве, Н.А. Бердяев.

«Революционный марксизм».

Г.В. Плеханов (1856-1918).
В.И. Ленин (1870-1924).

Слайд 12

Теория постиндустриального общества. Д. Белл (1919-2011).

«Грядущее постиндустриальное общество».

Теория постиндустриального общества. Д. Белл (1919-2011). «Грядущее постиндустриальное общество».

Слайд 13

Традиционное (аграрное) общество.

Индустриальное общество.
Большая часть рабочей силы занято в сфере производства.
Урбанизация.
Трансформация сословий

Традиционное (аграрное) общество. Индустриальное общество. Большая часть рабочей силы занято в сфере
в классы.
Модернизация.

Постиндустриальное (информационное) общество.
Большая часть рабочей силы заняты в сфере услуг.
К сфере услуг теперь относятся здравоохранение, образование и госуслуги.
Основной продукт – информация.

Слайд 14

Признаки перехода от индустриального к постиндустриальному обществу: 1) в хозяйственной жизни – сдвиг

Признаки перехода от индустриального к постиндустриальному обществу: 1) в хозяйственной жизни –
от товарно-производящей к обслуживающей экономике.

2) Осевой принцип – центральное положение теоретического знания для определения политики в обществе.
Основная задача – контроль над технологиями и технологическая оценка нововведений, создание новых интеллектуальных технологий.

3) В профессиональной сфере устанавливается преобладание профессиональных и технических классов.

Слайд 15

«Если борьба между капиталистом и рабочим на фабрике была признаком индустриального общества,

«Если борьба между капиталистом и рабочим на фабрике была признаком индустриального общества,
то столкновение между профессионалами и популистами в организации и государстве является признаком конфликта в постиндустриальном обществе»

Профессиональный класс (из 4х уровней: учёного, технологического, административного, культурного);
Работники сферы обслуживания;
Высококвалифицированные рабочие;
Полуквалифицированные рабочие.

Доступ к знаниям и возможность получения образования – социальный лифт в постиндустриальном обществе.

Слайд 16

Теория глобализма. И. Валлерстайн (1930-2019)

«Миросистемный анализ».

Теория глобализма. И. Валлерстайн (1930-2019) «Миросистемный анализ».

Слайд 17

2. Культурно-цивилизационный метод в культурологии.

Основные идеи и представители.

2. Культурно-цивилизационный метод в культурологии. Основные идеи и представители.

Слайд 18

Славянофильство и западничество.

Славянофилы.

И.В. Киреевский (1806-1856), А.С. Хомяков (1804-1860), К.С. Аксаков (1817-1860).
Самобытные

Славянофильство и западничество. Славянофилы. И.В. Киреевский (1806-1856), А.С. Хомяков (1804-1860), К.С. Аксаков
начала славянской культуры: общинность, соборность, всеединство.

Западники.

П.Я. Чаадаев (1794-1856), Т.Н. Грановский (1813-1855).
Россия – отстающая часть европейской культуры, необходим прогресс, прежде всего экономический.

Слайд 19

Следующий этап славянофильства.

Почвенничество.

Ф.М. Достоевский (1821-1881). «Дневник писателя».

Органическое направление.

Н.Я. Данилевский (1822-1885). «Россия

Следующий этап славянофильства. Почвенничество. Ф.М. Достоевский (1821-1881). «Дневник писателя». Органическое направление. Н.Я.
и Европа».
К.Н. Леонтьев (1831-1891). «Византизм и славянство».
Любое общество рассматривается как неповторимое и оригинальное явление в истории, существующее в одном пространстве, но не одновременно с другими, так как каждая культура имеет свой возраст.

Слайд 20

О. Шпенглер (1880-1936). «Закат Европы» 1918 г. Культура – творчество, цивилизация как конец

О. Шпенглер (1880-1936). «Закат Европы» 1918 г. Культура – творчество, цивилизация как
культуры.

А. Дж. Тойнби (1889-1975). «Исследования истории».
Теория «вызова» - «ответа».

Л.Н. Гумилёв (1912-1992). «Этногенез и биосфера Земли».
Теория пассионарности.