Методология. Лекция 2

Содержание

Слайд 2

методология

В современном науковедении - учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной

методология В современном науковедении - учение о принципах построения, формах и способах
деятельности. Методология науки дает характеристику компонентов исследования — его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения в процессе решения исследовательских задач

Слайд 3

теоретические принципы методологические

...
Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. Но методологическое

теоретические принципы методологические ... Всякая методология выполняет регулятивные и нормативные функции. Но
знание может выступать либо в дескриптивной, либо в прескриптивной форме, т.е. в форме предписаний, прямых указаний к деятельности (Э.Г.Юдин)

Слайд 4

Уровни методологического знания (Э.Г.Юдин)

Уровни методологического знания (Э.Г.Юдин)

Слайд 5

философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук:

экзистенциализм,
прагматизм,

философские учения (направления), выступающие в качестве методологии различных человековедческих наук: экзистенциализм, прагматизм,

диалектический материализм,
неотомизм,
неопозитивизм и др.
Субъект — человек, познающий внешний мир (объект) и воздействующий на него с целью подчинения своим интересам.

Слайд 6

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире

основные представители —

Экзистенциализм, или философия существования, переживания человеком своего бытия в мире основные представители
Н.А.Бердяев, Л.И.Шестов (Россия), М.Хайдеггер, К.Ясперс (Германия), Ж.Сартр, А.Камю (Франция), Э.Брейзах, П.Тил-лих (США)
Основное понятие — существование (экзистенция) — индивидуальное бытие человека, погруженного в свое "Я". Они отрицают существование объективного знания и объективных истин. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее "Я" каждого.
Экзистенциалисты отмечают деформации личности в современном мире, ее отчуждение, утерю своеобразия и т.п. Выход из этого положения они видят в том, что индивид должен творить себя сам. Поэтому и цель школы состоит в том, чтобы научить школьников "творить себя как личность, учить их так, чтобы они создавали себя". Экзистенциализм выступает в качестве философского основания индивидуализации обучения.

Слайд 7

Неотомизм — учение от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского

который признавал разум

Неотомизм — учение от средневекового религиозного философа Фомы Аквинского который признавал разум
как средство, необходимое для доказательства религиозных догм.
Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастающих поколений. В их работах (Ж.Маритен, У.Канин-гхэм, М.Адлер, М.Казотти и др.) содержится резкая критика падения нравственных устоев в современном мире. Они указывают на рост преступности, жестокости, наркомании, которые ведут к деструкции общества. Человек, утверждает Ж.Маритен, двойствен, в нем встречаются два мира — физический и духовный.

Слайд 8

позитивизм

Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX — XX

позитивизм Огромные открытия, сделанные в области химии, биологии на стыке XIX —
вв., обусловили появление позитивизма. верным и испытанным является только то, что получено с помощью количественных методов . признают наукой математику и естествознание, а обществознание относят к мифологии.
Сущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (КонтСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, МилльСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (СпенсерСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (МахСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, ДюэмСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (ШликСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, РасселСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, КарнапСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языкаСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (РайлСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, ОстинСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний ВитгенштейнСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (ПопперСущность позитивистской концепции соотношения философии и науки отражается во фразе О. Конта: «Наука — сама себе философия». Тем не менее многие позитивисты верили в возможность построения «хорошей», научной философии. В ходе развития позитивизма на роль научной философии выдвигались разные теории: методология науки (Конт, Милль), научная картина мира (Спенсер), психология научного творчества и научного мышления (Мах, Дюэм), логический анализ языка науки (Шлик, Рассел, Карнап), лингвистический анализ языка (Райл, Остин, поздний Витгенштейн), логико-эмпирическая реконструкция динамики науки (Поппер, Лакатос). Однако все указанные выше варианты позитивной философии были раскритикованы прежде всего самими позитивистами, так как оказалось, они не удовлетворяли провозглашенным самими позитивистами критериям научности

Слайд 9

Прагматизм

возник на рубеже XIX — XX вв. Главные понятия в прагматизме

Прагматизм возник на рубеже XIX — XX вв. Главные понятия в прагматизме
— "опыт", "дело" (греч. "прагма"). Познание действительности сводят к индивидуальному опыту человека. нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности, полезно для человека.
представитель прагматизма — американский ученый Дж.Дьюи. его последователи (Т.Брамельд, А.Маслоу, Э.Кэлли и др.) рассматривают вопросы нравственного воспитания. Они утверждают, что человек не должен руководствоваться в своем поведении какими-нибудь заранее сформулированными принципами и правилами.

Слайд 10

Диалектический материализм

учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества

Диалектический материализм учение о наиболее общих законах движения и развития природы, общества
и мышления зародился в 40-е гг. XIX в. представители — К.Маркс и Ф.Энгельс распространили материализм на понимание истории общества, органично соединили материализм и диалектику.
Ведущую роль в развитии личности играет воспитание, имеющее исторический и классовый характер. Личность и деятельность человека находятся в единстве: личность проявляется и формируется в деятельности

Слайд 11

Конкретно-методологические принципы исследований

Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и развивающейся

Конкретно-методологические принципы исследований Системный подход ориентирует на выделение в педагогической системе и
личности прежде всего интегративных инвариантных системообразующих связей и отношений; на изучение и формирование того, что в системе является устойчивым, а что переменным, что главным, второстепенным.
личностный подход, ориентация на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности., опору в образовании на естественный процесс саморазвития задатков и творческого потенциала личности, создание для этого соответствующих условий.
Инвариантный подход— остающийся неизменным при определенном преобразовании переменных.
 Деятельностный подход требует перевода ребенка в позицию субъекта познания, труда и общения Деятельность — основа, средство и решающее условие развития личности.
полисубъектный (диалогический) подход, -сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность. основан на вере в позитивный потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования.

Слайд 12

культурологический подход. Культура понимается как специфический способ человеческой деятельности и предопределяет направленность

культурологический подход. Культура понимается как специфический способ человеческой деятельности и предопределяет направленность
того или иного вида деятельности, ее ценностных типологических особенностей и результатов. предполагает освоение творческой деятельности.
Этнопедагогический подход. Человек в конкретной социокультурной среде, принадлежит к определенному этносу. проявляется единство интернационального (общечеловеческого), национального и индивидуального. Этнос — исторически возникший вид устойчивой социальной группировки людей, представленный племенем, народностью, нацией.
антропологический подход, КД.Ушинский. системное использование данных всех наук о человеке как предмете воспитания и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса.
Имя файла: Методология.-Лекция-2.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0