Русская философия. Лекция 9

Содержание

Слайд 2

Русская философия — феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том, что

Русская философия — феномен мировой философской мыс­ли. Ее феноменальность заключается в том,
русская фило­софия развивалась исключительно автономно, самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии, не находи­лась под влиянием многочисленных философских направлений Запада. В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточно специфический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.
Характерными чертами русской философии являются:
• сильная подверженность религиозному влиянию, особенно православию и язычеству;
• специфическая форма выражения философских мыслей — художественное творчество, литературная критика, публици­стика, искусство, "эзопов язык" (что объясняется политиче­ской несвободой и жесткой цензурой);
• целостность, стремление почти всех философов заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексом актуальных проблем;
• большая роль проблем морали и нравственности;
•широкое распространение в массах, понятность простому народу.
• активно вбирает в себя всё то, что волей судьбы было для нее недоступно.

Слайд 3

Основы предмета русской философии составляли:
• проблема человека;
• космизм (восприятие космоса как единого

Основы предмета русской философии составляли: • проблема человека; • космизм (восприятие космоса
целостного орга­низма);
• проблемы морали и нравственности;
• проблемы выбора исторического пути развития России - между Востоком и Западом (сугубо специфическая проблема русской философии);
• проблема власти; • проблема государства; • проблема социальной справедливости (данной проблемой "пропитан" значительный пласт русской философии);
• проблема идеального общества; • проблема будущего.
Можно выделить следующие основные этапы русской философии: • период зарождения древнерусской философии и раннехри­стианской философии Руси;• философия периода татаро-монгольского ига, зарождения, становления и развития централизованного русского госу­дарства (Московской Руси и России); • философия XVIII в.; • философия XIX в.; • русская и советская философия XX в.

Слайд 4

I. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX -

I. Период зарождения древнерусской философии и раннехристи­анской философии Руси относится к IX
XIII вв. (соответствует эпохе от возникновения Древнерусского государства - Киев­ской Руси до времени феодальной раздробленности и монголо-татарского завоевания).

Основными темами ранней русской философии были: • моральные и нравственные ценности; • объяснение христианства, попытки соединить его с язычеством; • государство; • право; • природа.
• Иларион (основное произведение - "Слове о Законе и Бла­годати", в котором популяризируется и анализируется хри­стианство, его роль в настоящем и будущем Руси);
• Владимир Мономах (основное произведение — "Поучение", своеобразный философский морально-нравственный кодекс, где даются поучения потомкам, анализируются проблемы добра и зла, мужества, честности, стойкости, а также другие морально-нравственные вопросы);
• Климент Смолятич (основное произведение — "Послание пресвитеру Фоме", главная тема философии — проблемы ра­зума, познания);
• Филипп Пустынник (основное произведение — "Плач", за­трагивающее проблемы взаимоотношения души и тела, плотского (материального) и духовного (идеального).

Слайд 5

II. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного

II. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного
Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.

Главными темами, характерными для данного периода фило­софии, являлись: • сохранение русской духовности; • христианство; • борьба за освобождение; • устройство государства; • познание.
• Сергий Радонежский (XIV в. - философ-богослов, основ­ными идеалами которого были сила и могущество, универ­сальность и справедливость христианства; консолидация русского народа, свержение монголо-татарского ига)
• Философий (XVI в.) — также занимался вопросами христи­анского богословия, отстаивал идею преемственности хри­стианства ("Москва - Третий Рим") по линии Рим - Кон­стантинополь — Москва;
• Максимилиана Грек (1475 - 1556) - отстаивал морально-нравственные ценности, выступал за скромность, аскетизм, был идеологом монархии и царской власти, главными целя­ми которых видел заботу о народе и справедливость;

Слайд 6

• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици­онной социально-политической философии,

• Андрей Курбский (1528 - 1583) - был идеологом оппозици­онной социально-политической философии,
выступал за ог­раничение деспотизма царской власти, свободу, право, со­словно-представительную монархию, вел заочную полемику с Иваном Грозным;
• Нил Сорский, Вассиан Патрикеев - выступали за реформу Церкви, искоренение церковной праздности, парадности, приближения Церкви к народу, были идеологами так назы­ваемого движения "нестяжателей" (боролись против "иосиф­лян" — сторонников сохранения прежних церковных устоев);
• Аввакум и Никон - также боролись за обновление Церкви, но в идеологическом смысле; Никон — за реформу обрядов и возвышение Церкви на уровень еще одного вида власти наряду с государственной, Аввакум — за сохранение старых обрядов;
• Юрий Крижанич (XVII в.) - выступал против схоластики и ее распространения в русской теологии; во-первых, занимался вопросами гносеологии (познания); во-вторых, выдвинул ра­циональное и опытное (эмпирическое) познание; в качестве первопричины всего сущего видел Бога.

II. Период борьбы за освобождение от монголо-татарского ига, становления и развития централизованного Русского государства (Московской Руси) как в истории, так и в философии приходит­ся на XIII - XVII вв.

Слайд 7

III. Русская философия XVIII в. Включает два основных этапа в своем развитии:

III. Русская философия XVIII в. Включает два основных этапа в своем развитии:
петровская эпоха и середина и вт. пол. XVIII века

Творчество Феофана Прокоповича, В.Н. Татищева, А.Д. Кантемира. Основной направленностью их философии была социально-политическая: • вопросы устройства монархии; • божественность и нерушимость императорской власти; • прав императора (казнить, миловать, самому назначать на­следника и других); • войны и мира.
Представители материалистического направле­ния были М.В. Ломоносов, АН. Радищев. М.В. Ломоносов (1711 - 1765) в философии был сторонни­ком механистического материализма. Также Ломоносовым была выдвинута атомическая ("корпус­кулярная") теория строения вещества, согласно которой все вокруг предметы и материя в целом состоят из мельчайших час­тиц ("корпускул", то есть атомов) — материальных монад. Отношение М.В. Ломоносова к Богу — деистическое. С одной стороны, он допускал наличие Бога-Творца, но, с другой стороны, не наделял Его сверхъестественной силой и возможностями.
А.Н. Радищев (1749 — 1802) помимо обоснования материали­стических начал бытия большое внимание Радищев уделил со­циально-политической философии. Ее кредо — борьба против самодержавия, за народовластие, правовую и духовную свободу, торжество права.

Слайд 8

IV. Русская философия XIX века. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись: • декабристская философия;

IV. Русская философия XIX века. Основными направлениями русской философии XIX в. являлись:
• философия западников и славянофилов; • философия Чаадаева; • консервативная религиозная и монархическая философия; • философия системы писателей Ф.М. Достоевского и Л.Н. Тол­стого; • революционно-демократическая философия; • либеральная философия.

Слайд 9

1. Декабристская философия

была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина, М.

1. Декабристская философия была представлена творчеством П. Пестеля, Н. Муравьева, И. Якушкина,
Лунина, И. Кире­евского, В. Кюхельбеккера и других.
Основная направленность философии декабристов — 
соци­ально-политическая. Ее опорными идеями были:
• приоритет естественного права;
• необходимость для России правового строя;
• отмена крепостного права и предоставление земли тем, кто на ней работает;
• личная свобода человека;
• ограничение самодержавия законом и представительными ор­ганами либо замена его республикой.

Слайд 10

2. Западники и славянофилы

Занимались исследованием проблемами истории, выбора исторического пути для Рос­сии

2. Западники и славянофилы Занимались исследованием проблемами истории, выбора исторического пути для
занимались представители философских направлений "запад­ников" и славянофилов.
Видными представителями западников являлись А.И. Гер­цен, Н.П. Огарев, К.Д. Кавелин, В.Г. Белинский. По мнению западников, отдельного от остальной цивилизации, "уникального" исторического пути России нет. Россия просто от­стала от мировой цивилизации и законсервировалась сама в себе. Благо для России — освоить западные ценности и стать нор­мальной цивилизованной страной.
Оппонентами западников являлись славянофилы. Их лиде­рами были А.С. Хомяков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, А.Н. Островский, братья КС. и И.С. Аксаковы. Согласно славянофилам основу исторического бытия России составляют православие и общинный образ жизни, а русский народ принципиально отличается по своему менталитету от народов Запа­да (святость, соборность, набожность, коллективизм, взаимовыруч­ка против бездуховности, индивидуализма, конкуренции Запада). По их мнению, любые реформы, попытки насадить на рус­скую почву западные традиции рано или поздно оканчивались для России трагически.

Слайд 11

3. Историческая философия Чаадаева

Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и ду­ховной субстанций.

3. Историческая философия Чаадаева Человек, по Чаадаеву, есть соединение материальной и ду­ховной
Жизнь человека возможна только в коллек­тиве. Коллективное (общественное) сознание полностью опре­деляет индивидуальное, субъективное. Чаадаев выступал против индивидуализма, эгоизма, противопоставления частных, узкокорыстных интересов общественным.
Согласно Чаадаеву в основе исторического процесса лежит Бо­жественное Провидение. Воплощение Божественной воли - хри­стианство. Христианство - стержень, двигатель истории.
Политическое, правовое, духовное и экономическое рабство – самая характерная черта русского народа, с точки зрения Чаадаева. Будущее России — вернуться в мировое историческое поле, освоить ценности Запада, но благодаря своей сложившейся сто­летиями уникальности выполнить историческую миссию в рам­ках общечеловеческой цивилизации. 
Главными причинами, вызвавшими деспотическое самодержавие, диктат центральной власти, крепостное право, Чаадаев считал не­объятные, несоизмеримые с другими странами просторы России.

Слайд 12

4. Консервативная религиозная и монархическая философия

Ее главным лозунгом в середине XIX в.

4. Консервативная религиозная и монархическая философия Ее главным лозунгом в середине XIX
было: "Право­славие, самодержавие, народность". 
Н.В. Федоров (1828 — 1903) – победа над смертью возможна в будущем, по мере развития нау­ки и техники, но она произойдет не путем искоренения смерти как явления (так как это невозможно), а путем нахождения спо­собов воспроизводства жизни, оживления. Моральная жизнь всех без исключения людей, по Федорову, — путь к решению всех проблем и всемирному счастью.
К.Н. Леонтьев (1831 - 1891) — кри­тика негативных явлений русской жизни. По мнению Леонтьева, капи­тализм — царство "хамства и подлости", путь к вырождению наро­да, гибели России. Спасение для России — отказ от капитализма, изоляция от Западной Европы и превращение ее в замкнутый пра­вославно-христианский центр (по образу Византии). Ключевыми факторами жизни спасенной России должны стать помимо право­славия самодержавие, общинность, строгое сословное деление (неравенство между людьми — желание Бога и поэтому оно естественно и оправдано).

Слайд 13

5. Философия русских писателей

Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел не в

5. Философия русских писателей Ф.М. Достоевский (1821 - 1881) будущее России видел
капитализме и не в социализме, а в опоре на русскую "нацио­нальную почву" — обычаи, традиции. Ключевую роль как в судьбе государства, так и в судьбе от­дельного человека, должна сыграть религия. Достоевским было выделено два варианта жизненного пути, по которому может идти человек: • путь человекобожества; • путь богочеловека. Второй путь богочеловека — путь следования Богу, стремле­ние к нему во всех своих привычках и поступках Достоевский считал наиболее верным, праведным и спаситель­ным для человека.
Л.Н. Толстой (1828 - 1910), создал особую религиозно-философскую доктрину - толстовст­во. Суть толстовства в следующем: • религия должна стать простой и доступной для народа; • Бог, религия — это добро, любовь, разум и совесть; • смысл жизни — самосовершенствование; • главное зло на Земле - смерть и насилие; • необходимо отказаться от насилия как способа решения каких-либо проблем; • в основе поведения человека должно быть непротивление злу; • государство — отживающий институт и, поскольку оно — аппа­рат насилия, не имеет права на существование; • всем необходимо возможными способами подрывать государст­во, игнорировать его — не ходить на работу чиновникам, не участвовать в политической жизни и т. д. За свои религиозно-философские взгляды в 1901 г. Л.Н. Тол­стой был подвергнут анафеме (проклятию) и отлучен от Церкви.

Слайд 14

6. Революционно-демократического направле­ния русской философии XIX в.

• Н.Г. Чернышевский; • народники -

6. Революционно-демократического направле­ния русской философии XIX в. • Н.Г. Чернышевский; • народники
Н.К. Михайловский, М.А. Бакунин, П.Л. Лав­ров, ПН. Ткачев; • анархист П. Кропоткин; • марксист Г.В. Плеханов.
Все представители указанных течений отвергали существующий общественно-политический и экономический строй, будущее видели по-разному.
Н.Г. Чернышевский видел выход из создавшегося кризиса раннего капитализма в "возвращении к земле" (к идее аграрно­сти России), личной свободе и общинном укладе жизни.
Народники ратовали за непосредственный переход к социа­лизму, минуя капитализм и опираясь на самобытность русского народа. По их мнению, для свержения существующего строя и перехода к социализму возможны все средства, наиболее эффек­тивным из которых является террор.
В отличие от народников, анархисты вообще не видели смысла в сохранении государства и считали государство (меха­низм подавления) источником всех бед.
Марксисты видели будущее России в соответствии с учением К. Маркса и Ф. Энгельса социалистическим, с преобладающей государственной собственностью.

Слайд 15

7. Либеральное направ­ление

Наиболее ярким его представителем являлся русский фило­соф B.C. Соловьев (1853 - 1900).

7. Либеральное направ­ление Наиболее ярким его представителем являлся русский фило­соф B.C. Соловьев
Основными идеалами его философии были: • идея всеединства — объединения и гармонии всех сторон бытия (материальной, духовной и др.); • идея нравственности как главного аспекта жизни человека (низший уровень нравственности — право, высший — любовь); • идея прогресса — как всеобщей связи поколений; • идея воскрешения всех, как живых (духовное воскрешение), так и мертвых (телесно-духовное), как главная цель, к кото­рой должно стремиться человечество; • идея Бога как выражения добра; • идея "богочеловека" — жизненного пути личности, который основан на следовании Богу, добре, нравственности; • идея Софии — всеобщей Божественной мудрости;
• русская идея, состоящая, по Соловьеву, из трех идей: "Святой Руси" (Москва — Третий Рим), "Великой Руси" (реформы Петра I) и "Свободной Руси" (дух декабристов и Пушкина).

Слайд 16

V. Русская философия ХХ века. Основные направления: • философия "золотого века" (религиозная философия, космизм);

V. Русская философия ХХ века. Основные направления: • философия "золотого века" (религиозная
• естественно-научная философия; • советская философия; • философия русского зарубежья. Говоря в целом о современной русской философии, следует отметить две ее основополагающие черты: • сильное влияние советской традиции (например, материа­лизм, формационный подход к истории); • обновление, объединение ее различных направлений (совет­ской, зарубежной и др.), освобождение от догм, приближе­ние к мировой философии.

Слайд 17

1."Золотой век" (период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в.)

C.H.

1."Золотой век" (период 90-х годов XIX в. — 10-х годов ХХ в.)
Булгаков (1871 - 1944) выдвинул идею объединения всех христианских церквей в единую христианскую "экумениче­скую" Церковь. Причину всех бед на Земле философ видел в разобщении. В обществе — это разделение на экономическую, политиче­скую, духовную сферы и разобщенность внутри них.
П.А. Флоренский (1882 — дата смер­ти спорна - 1937 или 1943, погиб на Соловках в заключении). Флоренский рассматривал мир как единое взаимосвязанное целое. Он выдвинул идею, что в будущем в связи с но­вейшими техническими открытиями будет найдено новое пони­мание взаимоотношений материи и духа, относительность, не­постоянство времени и пространства.
В.И. Вернадский (1863 — 1945) — крупный русский и советский ученый и философ-космист. Подробно обосновал теорию ноосферы (сфера разума). По мере эволюции человека усиливается его преобразующая деятельность окружающей природы. По Вернадскому, в будущем ноосфера станет ведущей на Земле и переместится в космос.
К.Э. Циолковский (1857 — 1935) был сторонником идеи веч­ности, несотворимости, неуничтожимости материи. Циолковский верил в возможности науки и техники, человека покорить космос и в общении межпланетных цивилизаций в бу­дущем.
Н.В. Бугаев (1837 — 1902) построил философскую систему космических монад. Мо­нады концентрируют в себе энергию, знания, "воспоминания прошлого". Благодаря жизни и взаимодействию космических монад возможна как земная, так и вселенская цивилизация.

Слайд 18

2. Естественно-научная философия

Была представлена в твор­честве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Мен­делеева, М.М.

2. Естественно-научная философия Была представлена в твор­честве ученых-естествоиспытателей И.М. Сеченова, Д.И. Мен­делеева,
Ковалевского, К.А. Тимирязева и других.
Представители материалистического направления (Сеченов, Менделеев, Тимирязев) рассматривали бытие с точки зрения естественных наук — биологии, химии, физики, медицины. Ими было доказано атомарное строение мира, сложная структура атома и различие веществ в зависимости от внутреннего строе­ния атома и конфигурации атомов (например, Менделеевым). Философы-естествоиспытатели допускали возможность позна­ния, изучали его механизм, были сторонниками материалисти­ческого понимания сознания.
Социально-политическое направление было представлено, глав­ным образом, творчеством Мечникова и Ковалевского. Данные уче­ные рассматривали общество как единое целое, имеющее много­факторную природу, изучали факторы, воздействующие на общест­во (географические, климатические, экономические и т. д.). Разви­тие общества, по их мнению, происходит по объективным законам.

Слайд 19

3. Советская философия

Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И. Ленина, который пытался

3. Советская философия Большое влияние на советскую философию оказало философ­ское творчество В.И.
развить марксистское материалистическое учение и приспособить его к условиям России.
Можно выделить три этапа развития советской философии:
• 1917 — 30-е гг. — время продолжающихся дискуссий при сильном давлении официального марксизма-ленинизма;
• 30-е — 50-е гг. — период полной идеологизации философии, превращения ее в служанку официальной власти; сильное, определяющее влияние на философию позиции И.В. Стали­на по ряду философских вопросов;
• 50-е — 80-е гг. — время возрождения самостоятельности со­ветской философии.

Слайд 20

V. «Философия русского зарубежья». 

П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы взаимоотношений человека

V. «Философия русского зарубежья». П. С. Мережковский (1864 — 1941) разрабатывал проблемы
и Бога. По Мережковскому, в своей жизни человеческая личность проходит три этапа: • языческий; • приобщения к христианству; • полной внутренней гармонии человека, его слияния с хри­стианством. Идеалы человека и общества Мережковского — христианин, гар­моничная и добродетельная личность, живущая с такими же другими личностями в религиозном безгосударственном объединении.
Философия Л. Шестова (1866 — 1938) была близка к экзи­стенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права. Согласно Шестову, человек и человеческая жизнь уникальны, жизнь человека независима от внешних обстоятельств, человек имеет право активно добиваться реализации своих прав и интересов, "ге­рой" же имеет право открыто противопоставлять себя обществу.