Античная философия (часть 1)

Содержание

Слайд 2

Периодизация античной философии

1. Философия «физиков» (6 - сер. 5 в. до н.

Периодизация античной философии 1. Философия «физиков» (6 - сер. 5 в. до
э.). Интерес первых греческих философов был направлен на природу (фюзис). Их сочинения были стандартно озаглавлены «О природе». Природа, совпадая с космосом, включала в себя всё сущее, в том числе мир общества и культуры. Чрезвычайно значимой для физиков была проблема поиска архэ (первоначала) всего сущего. К числу представителей физической философии относятся философы ионийской и элейской школ, Пифагор и его последователи, родоначальники античного атомизма (Левкипп и Демокрит) и др.
2. Классический период античной философии (сер. 5 в. - 4 в до н.э). В начале этого периода происходит антропологический поворот в греческой философии, связанный с деятельностью софистов и Сократа. Главным предметом философии становится человек. Возникает наряду с физической и этическая философия. Подчёркивается, что мир общества и культуры развивается по иным принципам, чем природа, что многое в нём возникло «по установлению». Появляются чётко сформулированные учения субъективного и объективного идеализма. Платоном и Аристотелем создаются первые всеобъемлющие системы философии.
3. Философия поздней античности (эллинистическая философия 3 в. до н.э. - 6 в. н.э.). В этот период разворачивается деятельность множества философских школ (стоики, скептики, киники, эпикурейцы и др.). На первое место выходит этическая проблематика; изучение природы должно лишь помогать изгонять страхи, содействовать исцелению души, её покою, невозмутимости. Философия воспринимается как искусство счастливой жизни, намечается расхождение философии и науки. Античная философия исчезает вместе с утверждением христианства.

Слайд 3

Космоцентризм античной философии

Космоцентризм является основной характерной чертой античной философии (особенно на первом

Космоцентризм античной философии Космоцентризм является основной характерной чертой античной философии (особенно на
этапе её развития). Все силы эллинской философии направлены на постижение космоса и включённых в него явлений.
Вся эволюция мироздания представлялась переходом от хаоса как неупорядоченного состояния вселенной к космосу. Космос понимался в качестве некоего упорядоченного мирового целого, противоположного бесформенному доисторическому хаосу.
Космос мыслился как абсолют, включающий в себя всё мироздание. Боги также входили в состав космоса, фюзиса, подчинялись его законам. Считалось, что человеческое общество также подчиняется законам космоса, не отделяется от природы - источника нравственных норм.
Космос представлялся высшим эстетическим совершенством, воплощением наивысшей красоты. Космос, по представлениям античных философов, был конечным, обладая самой совершенной формой - сферической.
С космоцентризмом связан и глубинный онтологизм античной философии. Это прежде всего признание бытия мира независимого от нашего сознания в качестве предпосылки нашего мышления об этом мире.

Слайд 5

Гомер

Легендарный древнегреческий поэт-сказитель (аэд), автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», имеющих большую

Гомер Легендарный древнегреческий поэт-сказитель (аэд), автор эпических поэм «Илиада» и «Одиссея», имеющих
ценность и в качестве источника наших знаний о предфилософском мировоззрении древних греков.
Картина мира у Гомера ещё мифологична. Мир делится на три части: «многомедное» небо, земля и «сумрачный тартар», отстоящие на равном расстоянии друг от друга. В качестве прародителя богов Гомер называет Океана и Тефию.
Боги имеют человеческий облик (антропоморфны). Это касается как телесных черт, так и душевных качеств. Боги проявляют такие же добродетели и пороки, что и люди. Боги в поэмах Гомера являются эстетическим, а отнюдь не этическим идеалом.
Поэмы Гомера прославляют такие качества человека как верность долгу, мужество, дружба, хитрость, сметливость.
Воззрения Гомера на природу человека безрадостны: «Меж всевозможных существ, которые дышат и ходят, здесь на нашей земле, человек наиболее жалок». Гомер сравнивает смену поколений людей с опадающими осенью и вновь появляющимися весной листьями

Слайд 6

Гесиод (7 в. до н.э.)

Древнегреческий поэт, поэмы которого «Теогония» и «Труды

Гесиод (7 в. до н.э.) Древнегреческий поэт, поэмы которого «Теогония» и «Труды
и дни» содержат богатый материал по характеристике предфилософских воззрений ранней античности.
В поэме «Теогония» («происхождение богов») Гесиод пытается систематизировать и осмыслить представления греков о происхождении мироздания, богов и людей. Первым во вселенной зарождается Хаос, затем Гея (Земля), Тартар, Эрос и т.д. Гея порождает Урана (небо) и от их брака рождается поколение титанов. Их глава Кронос свергает своего отца Урана. Затем он сам был свергнут одним из своих сыновей - Зевсом. Наступает время правления олимпийских богов, но и оно не будет вечным.
Гесиод первый предложил (в мифологизированной форме) регрессивную картину исторического развития человечества, характеризующуюся нарастающим ухудшением положения людей, усилением тягот жизни и болезней, забвением нравственных норм. Во времена «золотого века» люди жили счастливо, не зная горя и трудов, земля без всякой обработки давала обильный урожай. Сам Гесиод считал, что сейчас наступил пятый по счёту, «железный век», когда жизнь людей сопровождается тяжкими заботами, в отношениях между людьми нет чести, благородства и любви.
В поэме «Труды и дни» содержится житейский идеал трудолюбия и золотой середины, умеренности во всём.

Слайд 7

Гесиод

Гесиод

Слайд 8

Родословная богов (по «Теогонии» Гесиода)

Родословная богов (по «Теогонии» Гесиода)

Слайд 9

Кронос, пожирающий своих детей

Кронос, пожирающий своих детей

Слайд 10

«7 мудрецов»

К числу 7 мудрецов, живших в Греции в 7 - 6

«7 мудрецов» К числу 7 мудрецов, живших в Греции в 7 -
веках до н.э., причислялись люди, прославившиеся своей мудростью, умом, политическими и другими талантами. Список 7 мудрецов не был единым, всего в различных вариациях в число мудрецов включалось до 17 человек. Чаще всего в списке мудрецов встречались афинский реформатор Солон, тиран Периандр, основоположник философии Фалес Милетский.
7 мудрецам приписывались краткие изречения (гномы), содержащие образцы житейской, практической мудрости, послужившей наряду с мифологией одной из основ формирования философии. Изложенные в гномах пожелания во многом определяли этический идеал античности (в частности, приоритет меры во всём над излишеством, трудолюбие и т. д.). На протяжение всей античности изречения мудрецов были очень популярны и часто для лучшего запоминания объединялись в стихотворении:
Семь мудрецов называю: их родину, имя, реченье.
«Мера важнее всего!», - Клеобул говаривал Линдский;
В Спарте, - «Познай себя самого!», - проповедовал Хилон;
«Сдерживай гнев!», - увещал Периандр, уроженец Коринфа;
«Лишку ни в чём!», - поговорка была митиленца Питтака;
«Жизни конец наблюдай!», - повторялось Солоном Афинским;
«Худших везде большинство», - говорилось Биантом Приенским;
«Ни за кого не ручайся!», - Фалеса Милетского слово.

Слайд 11

Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.)

Основоположник милетской школы философии;

Фалес Милетский (7 - 6 вв. до н. э.) Основоположник милетской школы
стихийный материалист, включался античными авторами в число знаменитых семи мудрецов.
Считается первым греческим философом, поскольку первым начал размышлять о природе (фюзисе) и прибегать к доказательству своих положений
Первым поставил проблему архе (первоначала), из которого всё происходит; Фалес таким началом считал воду
Утверждал, что всё имеет душу, приводящую тела в движение.
Первым из греков предсказал солнечное затмение 585 г. до . н. э.

Слайд 12

Анаксимандр (610 - 546 гг. до н. э.)

Анаксимандр Милетский, представитель милетской школы.

Анаксимандр (610 - 546 гг. до н. э.) Анаксимандр Милетский, представитель милетской
Ученик Фалеса, автор сочинения "О природе".
Лежащее в основе всех вещей первоначало не сводил ни к одной из стихий. Он назвал его «апейрон» (беспредельное). Это некое бескачественное начало мироздания порождает стихии, из которых в свою очередь образуются вещи.
Все объекты возникли из апейрона (материи) и должны рано или поздно в него вернуться
Анаксимандр первый предположил, что человек появился в результате эволюции от органических существ другого вида

Слайд 13

Анаксимен (6 в. до н. э.)

Ученик Анаксимандра, автор сочинения «О природе», последний

Анаксимен (6 в. до н. э.) Ученик Анаксимандра, автор сочинения «О природе»,
известный представитель милетской школы.
Отказался от идеи апейрона и рассматривал в качестве первоначала воздух, который сгущаясь, образует все объекты.
Считал, что воздух не создан богами, а сами боги состоят из воздуха.
Размышлял по проблемам астрономии и метеорологии.

Слайд 14

Гераклит Эфесский (6 в. до н. э.)

Стихийный материалист и диалектик. Жил в ионийском городе

Гераклит Эфесский (6 в. до н. э.) Стихийный материалист и диалектик. Жил
Эфесе. Происходил из царского рода, но отказался стать правителем.
Написал сочинение «О природе»
За неясность изложения прозван «Тёмным»
Считал, что всё произошло из огня и что мир не создан никем из богов и никем из людей. Мир есть вечно живой огонь мерами разгорающийся и мерами угасающий.
Ввёл понятие «логос», обозначив им космический закон, управляющий мирозданием. Гераклит мыслил логос как чистейший, беспримесный огонь, пронизывающий все мироздание и придающий ему разумность. Души людей разумны, поскольку состоят из чистого огня.
Является создателем первой диалектической картины мироздания, согласно которой «всё течёт», непрерывно изменяется. Движущей силой развития считал противоречия (войну, раздор). Утверждал относительность всех качеств.

Слайд 15

«Всё течёт, всё изменяется» «На входящего в реку набегают всё новые воды» (В

«Всё течёт, всё изменяется» «На входящего в реку набегают всё новые воды»
одну реку нельзя войти дважды)

Слайд 16

Ксенофан Колофонский (570 - 478 гг. до н. э.)

Происходил из Ионии,

Ксенофан Колофонский (570 - 478 гг. до н. э.) Происходил из Ионии,
но затем переехал в южную Италию, был странствующим певцом-поэтом, аккомпанирующем себе на лире (рапсодом). Сочинения были написаны в художественной стихотворной форме. Считается основоположником элейской школы философии и учителем Парменида.
Первым из греческих мыслителей развернул острую критику антропоморфизма традиционной эллинской религии. Все изображённые в поэмах Гомера и Гесиода «боги» изобретены людьми, которые приписали им свои физические черты и нравственные пороки.
Таким образом, Ксенофан первым выдвинул мысль о том, что сами люди творят богов по своему образу и подобию. Развивая эту мысль, он заявляет, что если бы животные имели руки и могли бы рисовать, они изобразили бы своих богов в свойственном себе облике.
Ксенофан также является первым в европейской философии монотеистом и пантеистом. Он утверждает, что Бог один и этот Бог совпадает с космосом, природой. Бог имеет сферическую форму. Этот шарообразный Бог чувствует и мыслит.
Сущее, совпадающее с Богом, едино, вечно и неизменяемо. Позже эти идеи были развиты другими философами элейской школы.

Слайд 17

Ксенофан

Ксенофан

Слайд 18

Парменид (кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э.)

Основоположник элейской школы

Парменид (кон. 6 - нач. 5 вв. до н. э.) Основоположник элейской
философии
Написал поэму «О природе»
Впервые в европейской философии поставил проблему бытия. Утверждал, что бытие существует, но никакого небытия нет, так как его нельзя помыслить и выразить в языке.
Первый высказал предположение, что картина мира, открывающаяся чувствам, не тождественна имеющемуся в объективной действительности. С помощью чувств можно составить лишь мнение, истинное же знание мы получаем с помощью разума. Таким образом, Парменид - первый рационалист.
Движение и множественность вещей есть лишь иллюзия наших чувств, в мире «по истине» нет никакого движения и множественности. Всё едино и неподвижно. Бытие представлял в виде гигантского шара. Утверждая неподвижность бытия, Парменид является основоположником метафизики как противоположности диалектике.

Слайд 19

Зенон Элейский (нач. 5 в. до н. э.)

Ученик Парменида, от его сочинений

Зенон Элейский (нач. 5 в. до н. э.) Ученик Парменида, от его
сохранились лишь отдельные фрагменты.
Считается основоположником субъективной диалектики как искусства доказательства и спора.
Свои доказательства строил «от противного».
Создатель знаменитых апорий, направленных на опровержение возможности помыслить движение и множественность. Самые известные из них: «Дихотомия» (деление пополам), «Летящая стрела», «Стадион», «Ахиллес и черепаха».
Погиб в борьбе с тиранией, проявив личное мужество.

Слайд 20

Пифагор Самосский (6 в. до н. э.)

Древнегреческий философ и математик, основоположник пифагореизма;

Пифагор Самосский (6 в. до н. э.) Древнегреческий философ и математик, основоположник
по преданию, изобрёл слово «философия».
Жил в южной Италии, там основывает свою школу и «Пифагорейский союз», активно участвующий в духовной и политической жизни городов «Великой Греции».
Считал, что в основе мироздания лежат числа, определяющие структуру и качества вещей. Обожествляя числа, приписывал им магическую силу. Вещи же есть подражания числам.
Учил о гармонии небесных сфер, музыку которой он якобы слышал.
Полагал, что в мире происходит взаимодействие противоположных начал.
Верил в бессмертие души и её посмертное переселение в другие тела.

Слайд 21

Пифагорейцы

Архит



(4 в. до н.э.)

Филолай

(5 в. до н.э.)

Пифагорейцы Архит (4 в. до н.э.) Филолай (5 в. до н.э.)

Слайд 22

Анаксагор (5 в. до н. э.)

Древнегреческий философ, по приглашению Перикла прибыл в Афины

Анаксагор (5 в. до н. э.) Древнегреческий философ, по приглашению Перикла прибыл
и стал одним из его соратников. Был обвинён в безбожии (из-за утверждения о том, что Солнце не бог, а лишь гигантский раскалённый камень) и выслан из Афин, умер в Ионии. Автор сочинения «О природе».
Учил о том, что всё состоит из мельчайших частиц (гомеомерий), обладающих теми же качествами, что и вещи, которые из них составлены. Гомеомерии делимы до бесконечности.
Выдвинул тезис «Всё во всём», полагая, что в любом месте космоса содержатся все возможные виды гомеомерий.
В теории познания выдвинул положение о том, что «подобное познаётся противоположным себе».
Ввёл понятие о мировом уме (нусе), управляющем всеми процессами в космосе. Нус - источник всякого движения и порядка в мире.
Основоположник теории панспермии, считал, что семена живого упали на Землю из космоса..

Слайд 23

Анаксагор и Перикл

Анаксагор и Перикл

Слайд 24

Эмпедокл (5 в. до н.э.)

Древнегреческий философ, жил в городе Агригент в Сицилии. Знаменит

Эмпедокл (5 в. до н.э.) Древнегреческий философ, жил в городе Агригент в
как оратор, инженер и поэт.
Воззрения Эмпедокла были изложены им в поэмах «О природе» и «Очищения», дошедших до нас в фрагментах.
Признавал существование традиционных четырёх стихий, но ввёл две силы, приводящие их в движение: любовь и вражду. Любовь - объединяющая сила, вражда - разъединяющая. Если действует только сила любви мир превращается в монолитное целое, где нет ничего обособленного (мир Парменида); если же действует только Вражда, мир распадается на мельчайшие частицы, хаотически носящиеся во вселенной (гераклитовский мир вечной изменчивости). Современное состояние мира - равновесие действия сил любви и вражды. Развитие космоса - циклическая смена состояний любви и вражды.
Впервые выдвинул идею естественного отбора как фактора биологической эволюции. Сначала появляются отдельные органы, которые объединяются в тела.
Верил в переселение душ (метемпсихоз).
Выдвинул тезис о том, что «подобное познаётся подобным».