Слайд 2ИСТОРИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС.
ПРОБЛЕМА ТИПОЛОГИИ ИСТОРИИ
ГАПОУ «Бугульминский строительно-технический колледж»
Смирнов А.В., преподаватель, кандидат
психологических наук
Слайд 3План:
1.Понятие исторического процесса.
2.Философские концепции общественного развития.
Слайд 41.Понятие исторического процесса.
Слайд 5Процесс (от лат. processum – продвижение) – это последовательное изменение состояния объекта.
Слайд 6Общественно-исторический процесс – это последовательное изменение состояний общества.
Слайд 7Прогресс – это поступательное восходящее развитие общества, представляющее собой переход к более
совершенным формам.
Слайд 8Регресс – это нисходящее развитие, представляющее собой возвращение к прежним общественным формам.
Слайд 9В философии существует такое понятие, как факторы общественного развития, т. е. его
движущие силы.
Их разделяют на объективные и субъективные.
Слайд 10К объективным факторам общественного развития относят материальное производство (экономический фактор), природную среду
(природный фактор), социальные ресурсы (демографический фактор), науку и технику (научно-технический фактор) и др.
Слайд 11К субъективным факторам общественного прогресса относят целенаправленные, осознанные действия, как отдельных людей,
так и всего общества.
Слайд 12Основными формами общественного развития выступают эволюция и революция.
Слайд 13Эволюцией называют процесс постепенных изменений
Слайд 14Революцией называют резкие переходы от одного состояния к другому
Слайд 15В социальной философии рассматриваются различные виды революций:
социальная,
политическая,
научная,
технологическая.
Слайд 16Социальная революция - изменение типа общественного устройства
Слайд 17Политическая революция - изменение формы власти
Слайд 18Научная революция - переворот в научном знании, основанный на крупном научном открытии
Слайд 19Технологическая революция - качественное изменение в развитии производительных сил
Слайд 202. Философские модели общественно-исторического процесса
Слайд 21Создателем теории формационного развития был К.Маркс. Согласно его теории, в истории общества
выделяются пять формаций:
первобытнообщинная;
рабовладельческая;
феодальная;
капиталистическая;
коммунистическая (появление этой формации К. Маркс лишь предсказывал).
Слайд 22Формация - этап общественного развития, в основе которого лежит определенный способ производства.
Слайд 23Согласно Марксу, способ производства – это совокупность производительных сил (человек, орудия труда,
знания) и производственных отношений (отношений по производству товаров, их распределению и потреблению).
Слайд 24В основе производственных отношений, по Марксу лежат отношения собственности. Противоречие производительных сил
и производственных отношений разрешается через классовую борьбу.
Слайд 25Наиболее распространенная в ХХ в. теория стадий роста, созданная американскими философами и
социологами (среди них У. Pостоу), возникла во многом под влиянием формационной теории.
Слайд 26Стадия роста – этап общественного развития, связанный с определенным уровнем развития промышленности,
техники и науки.
Слайд 27Стадиальная теория выделяет в истории следующие этапы, или стадии:
1) доиндустриальное общество
(занятое преимущественно аграрным хозяйством);
2) индустриальное общество (данная стадия начинается с возникновения машинного производства);
3) постиндустриальное общество (связано с дальнейшим развитием науки и техники);
4) будущее постпостиндустриальное общество (технотронное, информационное общество ХХI в.).
Слайд 28Стадиальная теория в качестве критерия прогресса выбирает развитие науки и техники.
Слайд 29Цивилизационный подход Основоположники:
русский философ
Н. Я. Данилевский,
немецкий философ
О. Шпенглер,
английский историк
и культуролог А, Тойнби.
Слайд 30Цивилизационный подход исходит из трех принципов:
Слайд 311. В общественно-историческом развитии в целом прогресса не существует. О нем можно
говорить лишь по отношению к отдельной культуре, которая, подобно живому организму, проходит этапы рождения, расцвета и гибели.
Слайд 322. Развитие культуры и цивилизации связано не с экономикой техникой, а в
первую очередь с религией. Именно тип религии определяет своеобразие общества и логику его развития. «Душой культуры» называл религию Н. Я. Данилевский.
Слайд 33З. Не существует идеальной модели развития, каждое общество и культура самоценны.