Презентация на тему Софисты

Содержание

Слайд 2

Содержание

1. Периодизация и основные представители софистики
2. Источники и фрагменты классической софистики
3. Основные идеи древнегреческой софистики
3.1. Софисты

Содержание 1. Периодизация и основные представители софистики 2. Источники и фрагменты классической
и религия
3.2. Этический релятивизм древних софистов

Слайд 3

Софи́сты

— древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в Греции

Софи́сты — древнегреческие платные преподаватели красноречия, представители одноименного философского направления, распространенного в
во 2-ой пол. V — 1-й пол. IV в. до н. э.
В широком смысле термин «софист» служил для обозначения искусного или мудрого человека.

(от др.-греч. σοφιστής — «умелец, изобретатель, мудрец, знаток»)

Слайд 4

Представителей древнекитайской школы имён (мин цзя)

Дэн Си
Гунсунь Луна

Хуэй Ши

Представителей древнекитайской школы имён (мин цзя) Дэн Си Гунсунь Луна Хуэй Ши

Слайд 5

Периодизация и основные представители софистики

В широком смысле принято говорить о трех эпохах

Периодизация и основные представители софистики В широком смысле принято говорить о трех
софистики:
Классическая или древняя (древнегреческая) софистика
Вторая или новая софистика
Третья или поздняя софистика

Он (Протагор) первый заявил, что о всяком предмете можно сказать двояко и противоположным образом… о мысли он не заботился, спорил о словах, и повсеместное нынешнее племя спорщиков берёт своё начало от него.
— Диоген Лаэртский

Слайд 6

Классическая или древняя (древнегреческая) софистика

V — 1-я половина IV веков до н.

Классическая или древняя (древнегреческая) софистика V — 1-я половина IV веков до н. э.
э.

Слайд 7

Вторая или новая софистика

Основные представители:
Лукиан Самосатский
Флавий Филострат и другие.

2 — нач.

Вторая или новая софистика Основные представители: Лукиан Самосатский Флавий Филострат и другие.
3 в. н. э.

Вымышленный портрет Лукиана, XVII век

Слайд 8

Третья или поздняя софистика

Основные представители:
Либаний
Юлиан Отступник

4 в. н. э.

Юлиан Отступник

Третья или поздняя софистика Основные представители: Либаний Юлиан Отступник 4 в. н. э. Юлиан Отступник

Слайд 9

Фрагменты классической софистики

В более-менее полном виде сохранились:
Горгий. Сохранились две речи: «Похвала Елене»

Фрагменты классической софистики В более-менее полном виде сохранились: Горгий. Сохранились две речи:
и «Защита Паламеда». В настоящее время считают эти речи подложными.
Антифонт. Сохранилось несколько речей (так называемая «тетралогия») и фрагмент сочинения «Истина».
Критий. Через Секста Эмпирика до нас дошёл фрагмент текста «Сизиф». По мнению большинства современных исследователей, этот текст не принадлежит Критию.
«Двоякие речи» анонимного автора.

Слайд 10

Труд Дильса - Кранца

Герман Александр Дильс

Александр Осипович Маковельский

Труд Дильса - Кранца Герман Александр Дильс Александр Осипович Маковельский

Слайд 11

Источники классической софистики

Филострат Старший

Диоген Лаэртский

Платон

Аристотель

Источники классической софистики Филострат Старший Диоген Лаэртский Платон Аристотель

Слайд 12

Основные идеи древнегреческой софистики

Человек - мера всех вещей

Моральные нормы произвольны

Все в мире

Основные идеи древнегреческой софистики Человек - мера всех вещей Моральные нормы произвольны
относительно

Портрет Сократа работы Лисиппа, хранящийся в Лувре

Слайд 13

Софисты и религия

В эпоху Перикла софисты, Сократ, которого можно назвать олицетворением философии,

Софисты и религия В эпоху Перикла софисты, Сократ, которого можно назвать олицетворением
искусство и риторика вытеснили религию.
— Карл Маркс

Карл Маркс

Взгляды на религию:
атеистический
агностический

Слайд 14

Протагор

«О богах я не могу знать ни того, что они существуют, ни

Протагор «О богах я не могу знать ни того, что они существуют,
того, что их нет. Ибо многое препятствует узнать (это): и неясность (вопроса) и краткость человеческой жизни»
— Протагор

был агностиком и приобрел славу безбожника

Слайд 15

Этический релятивизм древних софистов

Специфику норм морали как норм, кодирующих неприродные общественные отношения

Этический релятивизм древних софистов Специфику норм морали как норм, кодирующих неприродные общественные
между людьми. Их нарушение связано с позором и наказанием только в том случае, если это нарушение замечено другими людьми. Если оно не замечено, то нарушителю ничего не грозит.

Не было разделения на частную и гражданскую жизнь. Закон добродетели равнялся закону полиса. Человек был, гражданином полиса, поэтому в качестве морального субъекта он был публичным человеком.