Философы Древней Греции. Часть 1

Содержание

Слайд 2

Возникновение

Колыбель западной философии – греческие колонии на побережье Средиземного моря: в Ионии

Возникновение Колыбель западной философии – греческие колонии на побережье Средиземного моря: в
(Малая Азия), и в Южной Италии. Процветавшая там торговля со всем известным тогда миром доставляет греческим городам-колониям не только благосостояние, но и познания других народов: в математике, астрономии, географии, хронологии (календарь).
Знакомство с другими культурами возбуждает любознательность и расширяет духовный горизонт греков.

Слайд 3

Основные темы античной философии

Попытки разрешения проблемы первоначала (архе) и первопринципа (логос) мира

Основные темы античной философии Попытки разрешения проблемы первоначала (архе) и первопринципа (логос)
и в связи с этим поиски его единой основы;
Темы, связанные с понятием «алетейя» (истина) и стремлением обосновать возможность истинного познания;
Интерес к природе человека и его нравственному предназначению: устройство души и природа добродетели. В индивидуальной этике - проблема достижения эвдемонии (блаженства).

Слайд 4

Периодизация

Досократики (с VII-VI по V-IV вв до н.э. ): натурфилософия милетской школы,

Периодизация Досократики (с VII-VI по V-IV вв до н.э. ): натурфилософия милетской
Гераклит, элеаты, пифагорейцы, атомисты.
Софистов тоже как правило относят к досократикам, но в сферу их интересов входят человек и общество.
Деятельность софистов характеризуют также как греческое просвещение.
Классика (середина V в – середина IV в до н.э.): творчество Сократа, его ученика Платона и ученика Платона – Аристотеля.
Сократ, чьё учение возникло на фоне софистики, считается основателем этики. Платон продолжает заниматься проблемами, волновавшими Сократа, и решает их в рамках своей метафизической концепции об идеях и о душе.
Аристотеля считают основателем построенной как система и обоснованной научно философии.
Эллинистический период (конец IV в до н.э. – II в н.э.): на исторической почве социальных перемен (возникновение и распад царства Александра Великого, возвышение Рима как мировой державы) появляются два ведущих учения: стоическое и эпикурейское, переносящие свой интерес в сферу этики.

Слайд 5

Фалес Милетский

В любом курсе истории древнегреческой философии первым стоит Фалес.
Его часто

Фалес Милетский В любом курсе истории древнегреческой философии первым стоит Фалес. Его
называют отцом философии или отцом геометрии, первым астрономом и первым физиком.

около 625 - 547 до н.э.

Традиция приписывает Фалесу ряд ярких высказываний:
Древнее всего сущего – Бог, ибо он не рождён
Прекраснее всего – мир, ибо он – творение Бога
Больше всего – пространство, ибо оно объемлет всё
Быстрее всего – ум, ибо он обегает всё
Сильнее всего – неизбежность, ибо она властвует всем
Мудрее всего – время, ибо оно раскрывает всё

Слайд 6

Фалес Милетский
Основатель милетской школы натурфилософии Фалес пытался усмотреть за многообразием явлений и

Фалес Милетский Основатель милетской школы натурфилософии Фалес пытался усмотреть за многообразием явлений
вещей в природе некую единую основу, первоначало.
В качестве первоосновы (архе), из которой всё возникает, и в которую всё в конечном итоге превращается, Фалес берёт материальную стихию – воду.
Философия Фалеса – первая попытка увидеть начало всех вещей и явлений в самой природе, взять за первооснову материальную стихию, а не сверхприродные божественные силы.

Слайд 7

Гераклит Эфесский
Гераклит по праву считается крупнейшим материалистом и диалектиком Эллады.
около 550 –

Гераклит Эфесский Гераклит по праву считается крупнейшим материалистом и диалектиком Эллады. около
480 до н.э.

Своеобразный образ мышления Гераклита и стиль изложения, туманный, неоднозначный, послужили причиной его прозвища – «тёмный»
Существует легенда, что великий афинский мудрец Сократ, прочитав труд Гераклита «О природе», сказал: «То, что я понял, превосходно. Думаю, таково же и то, чего я не понял».
Гераклит считается первым греческим философом, в текстах которого появился термин «космос» (порядок).

Слайд 8

Гераклит Эфесский

Продолжая традиции философской школы родной Ионии, Гераклит в качестве материального первоначала

Гераклит Эфесский Продолжая традиции философской школы родной Ионии, Гераклит в качестве материального
всего сущего берёт огонь – стихию наиболее лёгкую и подвижную. Путём сгущения, по Гераклиту, из огня появляются все вещи – и вода, и воздух, и земля, и любое тело и вещество, а путём разряжения в огонь же возвращаются.
Своё учение о мире, как вечном превращении огня, Гераклит обобщил в знаменитом изречении: «Этот космос, единый для всех, не создан никем из богов и никем из людей, но он всегда был, есть и будет вечно живым огнём, в полную меру разгорающимся и в полную меру угасающим».
Подобные воззрения на мироздание высоко оценил один из творцов современной физики Вернер Гейзенберг. По словам учёного, «если заменить слово «огонь» словом «энергия», то почти в точности высказывания Гераклита можно считать высказываниями современной науки. Энергия может превращаться в движение, теплоту, свет и электрическое напряжение. Энергию можно считать причиной всех изменений в мире».

Слайд 9

Гераклит Эфесский

Гениальная идея вечного движения находит у Гераклита воплощение в образе вечно

Гераклит Эфесский Гениальная идея вечного движения находит у Гераклита воплощение в образе
текущей реки. Этот постулат о всеобщей изменчивости мира – важнейшее положение диалектики – отражается в знаменитых формулах:
«В одну и ту же реку нельзя войти дважды», и
«Всё течёт, и ничто не остаётся на месте».
Причина вечного движения и становления раскрывается в учении Гераклита о единстве, борьбе и гармонии противоположностей.
Всё происходящее в мире есть результат напряжения взаимных противоположностей: борьбы и гармонии.
Именно поэтому Гераклит утверждает, что «война есть отец всего, царь всего».
Все взаимопревращения в мире определяет Логос, разумная необходимость, всеобщий закон. Его познание и есть мудрость.

Слайд 10

Пифагор Самосский

Разносторонняя деятельность Пифагора – научная, религиозно-этическая, философская – сделала его личность

Пифагор Самосский Разносторонняя деятельность Пифагора – научная, религиозно-этическая, философская – сделала его
необычайно популярной. Ещё при жизни он стал легендой, которая с течением веков постоянно развивалась.
«Я не знаю другого человека, который был бы столь влиятельным в области мышления, как Пифагор. Я говорю так потому, что кажущееся платонизмом оказывается при ближайшем анализе в своей сущности пифагореизмом.» Так писал о Пифагоре английский математик и философ Бертран Рассел.
около 570 – около 500 до н.э.

Слайд 11

Философия являлась для Пифагора не просто абстрактным любомудрием, но и особой системой

Философия являлась для Пифагора не просто абстрактным любомудрием, но и особой системой
жизненных правил. Любовь к мудрости должна была охватывать не только ум, но и всё существо философа, подчиняя его себе и делая его аристократом духа.
Изобретение термина «философия» традиция приписывает Пифагору, видевшему себя не обладателем истины (мудрецом), а лишь человеком, стремящимся к ней как к недостижимому идеалу.
Пифагорейцы в равной степени заботились и о физическом, и о духовном развитии. Считается, что именно у пифагорейцев родился термин «калокагатия», подразумевающий гармонию эстетических (прекрасное) и этических (добро) начал.
Этот термин утверждается в античной этике и особую значимость приобретает в классический период античности. Греческий идеал человека (калокагатия) включает в себя совершенство и телесного сложения, и духовно-нравственного склада, то есть одновременно с красотой и силой несёт в себе справедливость, целомудрие, мужество и разумность.

Пифагор Самосский

Слайд 12

Пифагор Самосский
Считается, что математика, как современная дедуктивная наука, начинается с Пифагора. Именно

Пифагор Самосский Считается, что математика, как современная дедуктивная наука, начинается с Пифагора.
Пифагор первым заменил давние жреческие вопросы «как?» на современные научные вопросы «почему?».
С именем Пифагора связывают доказательство знаменитой теоремы, носящей его имя: квадрат, построенный на гипотенузе прямоугольного треугольника, равновелик сумме квадратов, построенных на его катетах.
С именем Пифагора также связывают три блестящие гипотезы: о шарообразности Земли; о кругообразной форме траекторий планет; гипотезу о том, что Земля не является центром мироздания, а наравне с другими планетами совершает круговое движение.
Пифагор считал самой совершенной линией окружность, а самым совершенным телом – шар, и он не мог видеть иными траектории планет и их форму. Мир создан по законам красоты – вера в данный постулат и привела Пифагора к верным астрономическим догадкам.

Слайд 13

Пифагор Самосский

Пифагор стал первым, кто советовал ученикам переходить от изучения «телесного», то

Пифагор Самосский Пифагор стал первым, кто советовал ученикам переходить от изучения «телесного»,
есть физических объектов, которые никогда не находятся в одном и том же состоянии к изучению «бестелесного», то есть к изучению абстрактных математических объектов, дарующих человеку вечные непреходящие истины. Поэтому математика у Пифагора становится орудием познания мира. За ней следует и философия, ибо философия есть ни что иное, как распространение специального (математического) знания на область мировоззрения.
Так рождается знаменитый пифагорейский тезис «всё есть число» – кредо всей философии Пифагора. Первооснову всего сущего, таким образом, пифагорейцы стали понимать не как природную форму, а как форму определения мысли. Это стало первым шагом от стихийного материализма ионийской школы к объективному идеализму Платона.

Слайд 14

Софисты

Вместе с ростом благосостояния Древней Греции в эпоху после Персидских войн усиливается

Софисты Вместе с ростом благосостояния Древней Греции в эпоху после Персидских войн
и потребность в образовании. К тому же демократия, как форма государственного устройства всё больше требует от гражданина умения изящно выражать свои мысли, умения убедительно представить (как правило, в суде) любое возможное положение дел.
Люди, в V веке до нашей эры учившие наукам и красноречию, обобщённо именуются софистами. Существует представление, что таким образом стал называть себя и своих учеников основоположник этого направления философии Протагор. Древнегреческое слово «софистес» означает мудреца, мастера; с распространением софистической деятельности приобретает смысл учителя красноречия (риторики) и искусства спора (эристики).

Протагор из Абдер
около 480 – около 410 до н.э.

Слайд 15

Софисты

Исходный принцип философии софистов – релятивизм – проявляется:
В правовых представлениях:
Позитивное право не

Софисты Исходный принцип философии софистов – релятивизм – проявляется: В правовых представлениях:
имеет силы от природы, а возникает из интересов законодателя;
В моральной философии:
Моральные ценности для софистов тоже не существуют от природы, а возникают на основе договоров; поэтому в разное время и у разных народов они имеют разную силу;
В теории познания:
О каждой вещи в процессе её познания возможны два противоположных менения; один и тот же тезис в одной ситуации будет истенен, в другой – ложен.