Содержание
- 2. Линия №1: от внешнего к внутреннему (От неолита до XXI века) Любая этика – это поиск
- 3. Однако если традиционные общества предпочли остаться на уровне устойчивых и нерефлексируемых правил, то Западное общество пошло
- 4. Вторая точка на этой линии – возникновение Золотого правила нравственности. Появляется это правило в разных источниках
- 5. Третьей точкой в этой линии стал категорический императив Канта. Максима кантианского долга – это по сути
- 6. По сути, его этика – это теория о том, как правильно желать и избежать чувства вины.
- 7. Люди всегда стремились к регуляции внутри социальных групп, однако отнюдь не сразу к этим регуляторам прилагалась
- 8. Развитие этического знания находилось в серьезной зависимости от эпохи, общества и доминировавшей в нем морали, поскольку
- 9. Второй этап хорошо заметен в период появления полисной и государственной морали – это этап философской теории,
- 10. Третий этап этического знания – это первый шаг в его дифференциации. В Средние века мы можем
- 11. Именно на этой основе четвертый этап произведет окончательное размежевание между профессиональной моралью (и ее теоретическим двойником
- 12. Линия №3: от вопроса о благе к вопросу о долге и обратно (От софистов и Сократа
- 13. Первый класс – это этики блага, обосновывающее связь последствий с данной категорией. К этикам блага относятся
- 14. Второй класс этических систем – этики долга, которые в противопоставлении этикам идеала можно назвать этиками (внутреннего)
- 15. Этика долга представляется подходом, намного выше ставящим формальное определение моральных поступков, чем их содержание. Также с
- 17. Скачать презентацию
Слайд 2Линия №1: от внешнего к внутреннему
(От неолита до XXI века)
Любая этика –
Линия №1: от внешнего к внутреннему
(От неолита до XXI века)
Любая этика –
Слайд 3Однако если традиционные общества предпочли остаться на уровне устойчивых и нерефлексируемых правил,
Однако если традиционные общества предпочли остаться на уровне устойчивых и нерефлексируемых правил,
Первая точка ознаменовала возникновение фиксированных (в устной традиции, а затем и в тексте) запретов и требований. Прежде всего, это Талион или правило равного воздаяния. Талион ограничил родовую месть, введя закон, объясняющий процедуру наказания.
Слайд 4Вторая точка на этой линии – возникновение Золотого правила нравственности. Появляется это
Вторая точка на этой линии – возникновение Золотого правила нравственности. Появляется это
Слайд 5Третьей точкой в этой линии стал категорический императив Канта. Максима кантианского долга
Третьей точкой в этой линии стал категорический императив Канта. Максима кантианского долга
Слайд 6По сути, его этика – это теория о том, как правильно желать
По сути, его этика – это теория о том, как правильно желать
Обычно мы пользуемся тем, что Кант называет «гипотетический императив» – это правила действия с условием: «делай так, если то-то». Но в таком случае мы подчиняем моральность своего поступка то ли внешним условиям, то ли внутренним индивидуальным склонностям. Поэтому необходимо правило, которое работает всегда. Понять желание отыскать безусловные правила – несложно, но на практике чрезвычайно трудно обосновать такой императив.
Категорический императив Канта целиком и полностью переносит ответственность за понимание долга и его исполнение на субъекта (разум). Именно так достигается полная независимость морали от мира. Однако зиждется она на вере в абсолютные полномочия разума в диктовании своих принципов воле, совершающей деяния.
Слайд 7 Люди всегда стремились к регуляции внутри социальных групп, однако отнюдь не сразу
Люди всегда стремились к регуляции внутри социальных групп, однако отнюдь не сразу
Линия №2: от морализаторства к этическому знанию
(От античности и древнего востока до XXI века)
Слайд 8Развитие этического знания находилось в серьезной зависимости от эпохи, общества и доминировавшей
Развитие этического знания находилось в серьезной зависимости от эпохи, общества и доминировавшей
Первый этап, который можно назвать периодом прото-этики в обыденном знании, приходится на эпоху обычая общины. По большому счету, трайб не нуждается в теории, т. к. опирается на привычку или традицию, в лучшем случае эту функцию выполняют рефлексивные элементы мифа. Единственным императивом обычая является призыв «Действуй как все», который занимает промежуточное положение между сущим и должным (и поэтому легко читается и как практическое требование, и как веление морали).
В то же время прото-этические знания легко эксплицируются из фольклора этноса (сказки, пословицы, поговорки). Бурдье называет это «народной нравственностью» и указывает на постоянство целого ряда добродетелей внутри этой нравственности – например, верность себе («я такой, какой я есть», «это меня не изменит»), верность «своим», верность данному слову и др.
Слайд 9Второй этап хорошо заметен в период появления полисной и государственной морали –
Второй этап хорошо заметен в период появления полисной и государственной морали –
Пример античной этической мысли очень хорошо показывает потребность общества того времени в формировании общего интереса (скрепляющего роды и фратрии в социум). Обоснование понятий блага и добродетели по большому счету и призвано создать гражданина, который будет действовать на общее благо. Например, поэтому выше прочих добродетелей жители полиса почти всегда ставили храбрость (защита города) и справедливость (честное распределение, снижающее конфликты).
Слайд 10Третий этап этического знания – это первый шаг в его дифференциации. В
Третий этап этического знания – это первый шаг в его дифференциации. В
По сути, когда говорят о доминирующем влиянии христианства в культуре Средних веков, то почти целиком игнорируется историческая реальность – реальность цеховой и сословной морали, не знающей человека как субъекта без социальной принадлежности.
Слайд 11Именно на этой основе четвертый этап произведет окончательное размежевание между профессиональной моралью
Именно на этой основе четвертый этап произведет окончательное размежевание между профессиональной моралью
Ну и наконец современное общество продолжит тенденцию атомизации социальной жизни и социальной морали, что будет порождать не только новые проблемы («открытые проблемы»), но и новые формы этического знания, такие как прикладная этика, биоэтика, практическая этика (по П. Сингеру), индивидуальное моральное нормотворчество и т. д. На сегодня можно зафиксировать, что этика – это аддитивная совокупность очень разных типов знания (философское учение, проф. этика, прикладная этика и др.).
Слайд 12Линия №3: от вопроса о благе к вопросу о долге и обратно
Линия №3: от вопроса о благе к вопросу о долге и обратно
(От софистов и Сократа к Канту и ХХ веку)
два класса этических систем.
Слайд 13Первый класс – это этики блага, обосновывающее связь последствий с данной категорией.
Первый класс – это этики блага, обосновывающее связь последствий с данной категорией.
Однако и логика воплощения, и апелляция к связи блага и последствий здесь та же, что и у этик блага. К таковым относятся этика добродетели, этика заботы, этика любви и др. В целом этики блага и этики качества можно объединить под лейблом этики идеала, поскольку каждая такая система явно или имплицитно выстраивает идеальное соотношение между поступком, последствием и неким высшим благом.
Слайд 14Второй класс этических систем – этики долга, которые в противопоставлении этикам идеала
Второй класс этических систем – этики долга, которые в противопоставлении этикам идеала
Слайд 15Этика долга представляется подходом, намного выше ставящим формальное определение моральных поступков, чем
Этика долга представляется подходом, намного выше ставящим формальное определение моральных поступков, чем
Можно отметить, что обращение к вопросу как блага, так и долга время от времени предпринимается на новых основаниях в современной этике. Это в свою очередь порождает как обратное движение от безусловности и ригоризма деонтологий к учету контекстов и сфер приложения. В иных случаях возникают гибриды или учения, расширяющие систему оценки поступка: к таким можно отнести, например, теорию моральной удачи Нагеля или современную аретологию Энском.