Самопознание. Опыт философской автобиографии. Духовное развитие и эсхатологическая проблема

Содержание

Слайд 2

«Страшный суд» (ок. 1461—1473)   триптих Ганса Мемлинга

«Страшный суд» (ок. 1461—1473) триптих Ганса Мемлинга

Слайд 3

Я нисколько не сомневаюсь, что в жестоком учении о вечных адских муках

Я нисколько не сомневаюсь, что в жестоком учении о вечных адских муках
трансформированы садистические инстинкты. Многие "ортодоксальные" христиане дорожат идеей вечных адских мук, она им нравится. И они уверены, что адские муки грозят не им, а их ближним, которых он и терроризируют. Идея вечных адских мук имела огромное социологическое значение. При помощи этой идеи управляли человеческими массами, смиряли варварские и греховные инстинкты. 

Слайд 4

 Но воспользовались этой идеей в то время, когда христианская Европа в нее

Но воспользовались этой идеей в то время, когда христианская Европа в нее
верила, очень плохо и использовали в угоду инстинктов и интересов "первых", господствующих.
Мне часто приходило в голову, что если бы люди церкви, когда христианское человечество верило в ужас адских мук, грозили отлучением, лишением причастия, гибелью и вечными муками тем, которые одержимы волей к могуществу и господству, к богатству и эксплуатации ближних, то история сложилась бы совершенно иначе. 

Слайд 5

Вместо этого грозили адскими муками главным образом за ереси, за уклонения от

Вместо этого грозили адскими муками главным образом за ереси, за уклонения от
доктрины, за непослушание церковной иерархии и за второстепенные грехи, признанные смертными, иногда за мелочи, лишенные значения. Это имело роковые последствия в истории христианского мира. Но самая идея вечных адских мук, безобразная и садичная, но представляющая сложную философскую проблему, в сущности, лишает ценности духовную и моральную жизнь человека. Она превращает жизнь в судебный процесс, грозящий пожизненной каторгой.

Слайд 6

Эта идея обнаруживает самое мрачное подсознательное в человеке. Ад существует как человеческий

Эта идея обнаруживает самое мрачное подсознательное в человеке. Ад существует как человеческий
опыт, как человеческий путь. Но безобразна всякая онтология ада. В моем отношении к христианству я делил людей на сторонников и противников ада. Этим определялась моя оценка христиан. Я убежден, что сторонниками ада являются люди, которые его хотят, для других, конечно. Христиане часто бывали утонченными садистами. Но сейчас их запугивания мало действуют, сильнее действуют запугивания земным адом.

Слайд 7

В основании моего отвращения к учению о вечных адских муках лежит, вероятно,

В основании моего отвращения к учению о вечных адских муках лежит, вероятно,
мое первичное чувство жалости и сострадания, невозможности радости и блаженства, когда существует непомерное страдание и мука. Спасение возможно лишь вместе со всеми другими людьми. Вот когда особенно уместно вспомнить о соборности. И никогда я не мог допустить, что у Бога меньше сострадания и жалости, чем у меня, существа несовершенного и грешного. В сущности, я всегда восставал против всякого суда над людьми, я не любил никакого суда, никакой декламации о справедливом возмездии и сочувствовал больше судимым, а не судящим. 

Слайд 8

Духовное развитие и эсхатологическая проблема

Духовное развитие и эсхатологическая проблема

Слайд 9

С проблемой духовного развития связана проблема эсхатологии, проблема конечной судьбы человеческой души

С проблемой духовного развития связана проблема эсхатологии, проблема конечной судьбы человеческой души
и мира. Новая христианская душа не может нравственно примириться с старой эсхатологией. Очень трудно принять метафизику, по которой вечная судьба души решается окончательно ее временной жизнью от рождения до смерти. При таком понимании наша краткая земная жизнь оказывается ловушкой и достоинство вечности определяется ничтожно малым опытом времени. В христианстве нашей эпохи не может уже в такой мере определять всю жизнь ужас адских мук, в какой определял ее в религиозном сознании средневековья. Это есть один из результатов пережитого духовного процесса.

Слайд 10

Мы должны стремиться не только к личному спасению, но и к всеобщему

Мы должны стремиться не только к личному спасению, но и к всеобщему
спасению и преображению. Вопрос о том, будут ли все спасены и как наступит Царство Божье, есть последняя тайна, неразрешимая рационально, но мы должны всеми силами нашего духа стремиться к тому, чтобы все были спасены. Спасаться мы должны вместе, миром, соборно, а не в одиночку. И это очень соответствует духу православия, особенно русского. Это есть великий нравственный прогресс, преодоление трансцендентного религиозного эгоизма. Воля к всеобщему спасению есть проявление любви.

Слайд 11

Мы не строим онтологию всеобщего спасения, в которой всеобщее спасение оказывается необходимым.

Мы не строим онтологию всеобщего спасения, в которой всеобщее спасение оказывается необходимым.
Мы сознаем, что величайшие трудности тут связаны с проблемой свободы. Идея ада имеет свое обоснование не в Божьем суде и каре, не в идее справедливости, а в человеческой свободе. Бог не может насильственно спасти человека, насильственно вогнать его в рай, Бог не хочет насилия над человеческой свободой. Человек может свободно предпочесть мучения вне Бога блаженству в Боге, он имеет как бы право на ад. Такова психология ада. Ад есть невозможность любить Бога вследствие направления человеческой свободы, отвращение от Бога и отделенность от Него, замкнутость в себе. 

Слайд 12

Если мы до конца утверждаем личность и свободу, то мы приходим к

Если мы до конца утверждаем личность и свободу, то мы приходим к
возможности ада. Легко преодолеть идею ада, но этим также снимается личность и свобода. С другой стороны, наша личность и наша свобода не мирятся с вечными адскими муками, наше нравственное сознание протестует против адских мук хотя бы для одного человеческого существа. Я еще могу допустить возможность адских мук для себя и нередко переживаю их предвкушение. Но с трудом могу допустить их для других. Возможно еще допустить адские муки с точки зрения человека, но невозможно их допустить с точки зрения Бога.