Слайд 2Средневековая философия
Средневеко́вая филосо́фия, филосо́фия Средневеко́вья — исторический этап развития западной философии, охватывающий
период с V по XV века. Характеризуется теоцентричностью взглядов. Средневековье — это господство религиозного мировоззрения, находящего своё отражение в богословии. Философия становится служанкой теологии. Её основная функция — истолкование Священного Писания, формулировка догматов Церкви и доказательство бытия Бога
Слайд 3Филон Александрийский – отец христианства
Филон Александрийский или Геренний Филон иудей (приблизительно 20
г. до Р. Х. – 50 г. по Р. Х.) – выдающийся представитель еврейского эллинизма, центром которого была Александрия.
Слайд 4О том, что он знал еврейский язык, свидетельствуют его многочисленные грамматические объяснения
еврейских слов. Происходил из образованной семьи.
Старший брат Александра Алабарха (ок. 10/15 г. до н. э. — 69 год). Был воспитан на греческой философии, но не был чужд и своей национальной литературы. Танах (Библию) читал по-гречески и не сомневался в полном соответствии перевода еврейскому оригиналу. Много цитировал эпических и драматических поэтов и делал на них ссылки. Был основательно знаком с греческими философами, которые, по его собственному признанию, были его учителями[6].[1]
Филон получил в детстве отличное воспитание и образование. Его образование было так обширно, что в зрелые годы свои он мог ставить себя наряду с ученейшими мужами своего времени. Филон до такой степени любил философию, что в зрелых летах, когда сограждане его заставили его принять участие в общественных делах, он вспоминал с увлечением о юношеском своем возрасте, когда он предавался любимым своим занятиям науками и в особенности философией.
Слайд 5Филон
Филон был почти современником Господа Иисуса Христа. По происхождению своему он был
александрийский иудей, но принадлежал к тому классу иудеев, который известен был под именем эллинистов, называвшихся так в отличие от строгих ревнителей закона Моисеева, не входивших в соприкосновение с племенем эллинским. Как эллинист собственно, Филон не был строгим последователем закона и обряда Моисеева. Его религия была философией религии Моисеевой, и, рассматриваемая в связи с историей последней, была даже чем то в роде перехода от него к христианству.
Слайд 6Эллинизм
Эллинизм можно по праву назвать периодом массового восхищения идеями классической древнегреческой цивилизации.
Это было время безраздельного господства эллинистических культурных ценностей в образовавшихся после смерти великого завоевателя многочисленных государствах во главе с его военачальниками — диадохами.
Эллинистическая философия — завершающий период развития философии в Древней Греции, который последовал за Аристотелем. Основными чертами эллинистической философии называют этическую направленность и адаптацию восточных религиозных моментов
Основные течения эллинистической философии
Киники,
Скептицизм,
Эпикуреизм,
Стоицизм,
Неоплатонизм.
Слайд 7Философия
Основные моменты его философии: дуалистическое противопоставление Бога и мира, конечного и
бесконечного; Бог, как единственно действующее начало; божественный разум, присущий миру;
исходящие от Бога и разлитые по миру силы;
борьба, как движущий принцип;
теория о мёртвой, инертной несуществующей материи;
мир, не имеющий ни начала, ни конца;
божественная созидательная деятельность и сам акт творения вне пределов времени;
числовая символика; тело, как источник всякого зла; душа — божественная эманация
Слайд 8О Боге
Филон помещает Бога вне мира и считает Его единственной активной силой
мира. Бог — единственный гражданин мира, все остальные существа лишь временные его обитатели. Если Он, как существо трансцендентное, не мог вовсе проявить себя в мире, Он теперь является создателем всего и единственной причиной всего сущего. Он создаёт не только раз, но вечно. Бог идентичен с деятельным творческим началом стоиков. Его побуждает к деятельности преимущественно Его благость, которая и была причиной сотворения мира. Как создатель
Слайд 9Космология
Воззрения Филона на материю, из которой создан мир, не имеют ничего общего
с Библией и иудаизмом, их корни — в греческой философии.
Бог не создал мировой материи, но нашёл её готовой; Бог не мог создать её, ибо по природе своей она противится всякому соприкосновению с божеством. Иногда, следуя стоикам, Филон называет Бога «творческим началом», а материю — «произведённым началом». Возможно, он нашёл эту концепцию в Библии в образе духа Божия, носящегося над водами
Слайд 10О загробном Воздаянии
По Филону, душа беззаконника уничтожается вместе с его смертью, душа
же благочестивого бессмертна и приобщается к вечному блаженству. Такие души подобны ангелам. Филон вводит даже представление ο переселении душ, согласно которому души людей, при жизни не сумевших освободиться от материальных благ, переселяются после смерти в другие тела. Смотря по своему достоинству, души умерших достигают различных ступеней в своей близости к Богу
Слайд 11Следуя методам стоической аллегории, палестинские и александрийские евреи объясняли Библию философски. Филон
основывает свою герменевтику на допущении двоякого смысла содержания Библии: дословного и аллегорического. Обе интерпретации, однако, не равноценны: дословный смысл удовлетворяет потребностям масс, единственно же реальным является аллегорический, понятный лишь избранным. Поэтому Филон ищет среди своих читателей «μύσται» (посвящённых), и рассчитывает, что они его поймут
Слайд 12Филон между представителями своего времени является такою личностью, в которой сосредоточилось и
выразилось все духовно-нравственное направление Александрии. Он вполне был выразителем своего века. В нем все лучшее в философии соединилось со всем лучшим в тогдашних религиях, именно – с религиозно – нравственными верованиями народа Божия. Ход умственной и нравственной жизни тогдашнего человечества требовал такой головы, которая усвоила бы и перерабатывала плоды высочайшей культуры духа и потом начертала бы идеал, столь необходимый- тогда для отчаявшихся сердец