напоминал о долге перед ней. А если колокол умолкал — это значило, что родину постигло несчастье. Колокола покоренного города были желанными трофеями для победителя. Их срывали с колоколен и звонниц, их разрушали, их переплавляли на пушки и монеты. Большей кары, как лишение колокола, не было для опального города.
9. Колокольный звон был предметом многократного воспроизведения и воспевания в различных областях искусства — литературе, поэзии, живописи, музыке. Отечественные композиторы часто включали колокольный звон в свои произведения: М. Мусоргский - опера «Хованщина», «Борис Годунов»; опера М. Глинки «Жизнь за царя»,
А. Бородина – с «Князем Игорем»,
Н. А. Римского-Корсакова - «Сказка о царе
Салтане» и «Псковитянка» (для постановки
последней Большой театр в начале XX в.
приобрел колокол массой 170 пудов).
Опера М.Глинки «Жизнь за царя»