Слайд 2Архитектура фон Неймана
Первые компьютерные системы имели заданный набор программ
Изменение встроенной программы требовало

практически полной их переделки, что требовало огромного объёма ручной работы по подготовке новой документации, перекоммутации и перестройки блоков и устройств и т. п.
Слайд 3Архитектура фон Неймана
В 1946 г. Был предложен принцип совместного хранения программ и

данных в памяти компьютера. При этом память физически отделялась от процессора.
Слайд 4Архитектура фон Неймана
Принципы фон Неймана:
Принцип двоичного кодирования.
Принцип однородности памяти.
Принцип адресуемости

памяти.
Принцип последовательного программного управления.
Принцип жесткости архитектуры
Слайд 5Архитектура фон Неймана
Принцип двоичного кодирования.
Для представления данных и команд используется двоичная система

счисления.
Этим обеспечивалась простота технической реализации, простота выполнения арифметических и логических операций
Слайд 6Архитектура фон Неймана
Принцип однородности памяти.
Программы и данные хранятся в одной и той

же памяти. Над командами можно выполнять такие же действия, как и над данными.
Это позволяет легко изменять программы для ЭВМ.
Слайд 7Архитектура фон Неймана
Принцип адресуемости памяти.
Структурно основная память состоит из пронумерованных ячеек, процессору

в произвольный момент времени доступна любая ячейка.
Слайд 8Архитектура фон Неймана
Принцип последовательного программного управления.
Все команды располагаются в памяти и выполняются

последовательно, одна после завершения другой, в последовательности, определяемой программой.
В зависимости от результатов работы предыдущей команды линейность может нарушаться (команды условного перехода).
Слайд 9Архитектура фон Неймана
Принцип последовательного программного управления.

Слайд 10Архитектура фон Неймана
Принцип жесткости архитектуры
Неизменяемость в процессе работы топологии, архитектуры, списка команд.
Позволяет

повторное использование программ, использование одних и тех же программ на разных ЭВМ.
Слайд 11Системы счисления
Десятичная – наиболее удобна для понимания человеком.
Двоичная – наиболее просто реализуется

в ЭВМ.
Восьмеричная – удобна, если используются числа, имеющие количество двоичных разрядов, кратное трем.
Шестнадцатиричная – кратное четырем.
Слайд 12Системы счисления
Пример:
Права на файл в ОС UNIX
1-й бит – чтение
2-й бит –

запись
3-й бит – выполнение
7(111) – все права
5(101) – чтение и выполнение
4(100) – чтение
0(000) – нет прав
Слайд 13Системы счисления
Пример:
Адреса памяти в ОС Windows
10010010011110001111000011101010 (2)
9278F0EA (16)
2457399530 (10)

Слайд 14Представление данных
Целые беззнаковые типы
Все разряды ячейки отводятся для представления числа
1 байт=8 бит

– 0..255
2 байта=16 бит – 0..65535
4 байта=32 бита – 0.. 4294967295
300 - 00000001 00101100
1000000 - 00000000 00001111 01000010 01000000
Слайд 15Представление данных
Целые со знаком
Прямой код числа. Старший (левый) бит отводится под знак.
1

байт – -127..127
2 байта – -32767.. 32767
4 байта – -2147483647.. 2147483647
-3 10000011
+3 00000011
Слайд 16Представление данных
Прямой код в ЭВМ не используется из-за громоздкости операции сложения/вычитания
10011111 01000101
+

===? -
01000101 00011111
Слайд 17Представление данных
Целые со знаком
Дополнительный код.
1 байт – -128..127
2 байта – -32768.. 32767
4

байта – -2147483648.. 2147483647
Слайд 18Представление данных
Целые со знаком
Алгоритм преобразования в дополнительный код.
Положительное число. Записывается так же,

как в прямом коде.
00000101
00000011
128 0000000010000000
Слайд 19Представление данных
Целые со знаком
Алгоритм преобразования в дополнительный код.
Отрицательное число.
Записывается по модулю в

прямом коде.
Все биты инвертируются – нули заменяются единицами и наоборот.
К полученному прибавляется 1
Слайд 20Представление данных
Целые со знаком
Алгоритм преобразования в дополнительный код.
Примеры:
-35 1) 00100011
2) 11011100
3) 11011101

Слайд 21Представление данных
Целые со знаком
Алгоритм преобразования в дополнительный код.
Примеры:
-127 1) 01111111
2) 10000000
3) 10000001

Слайд 22Представление данных
Целые со знаком
Алгоритм преобразования в дополнительный код.
Примеры:
-128 1) 10000000
2) 01111111
3) 10000000

Слайд 23Представление данных
Целые со знаком
Алгоритм преобразования в дополнительный код.
Примеры:
-1 1) 00000001
2) 11111110
3) 11111111

Слайд 24Представление данных
Целые со знаком
Сложение чисел в дополнительном коде.
35+(-1) 00100011
+
11111111
00100010

Слайд 25Представление данных
Целые со знаком
Сложение чисел в дополнительном коде.
-35+(-35) 11011101
+
11011101
10111010 (-70 в доп. коде)

Слайд 26Представление данных
Целые со знаком
Перенос и переполнение

Слайд 27Представление данных
Целые со знаком
Сложение чисел в дополнительном коде.
127+1 01111111
+
00000001
10000000 (переполнение)
